Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:17, дипломная работа
Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода программные и технические средства связи. Основная цель информационной системы – это организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.1
Следующим этапом проектирования информационной системы является создание даталогической модели. Даталогическая модель предметной области является основой следующего этапа проектирования информационной системы: создания физической модели системы. Физическая модель определяет способы размещения данных в среде хранения и способы доступа к этим данным, которые поддерживается на физическом уровне.21
Физическая модель БД определяет способы размещения данных в среде хранения и способы доступа к этим данным, которые поддерживается на физическом уровне. Физическая модель системы строится на основе ранее созданной инфологической модели. Ее структура полностью определяется используемыми программными средствами.22 Для информационной системы «Автоматизация учета автотранспорта и анализа расхода горюче-смазочных материалов» выбрана СУБД Microsofr Access и дальнейшая разработка производится средствами этой СУБД.
Каждая база данных Access представляет собой единый файл с расширением .mdb, содержащий до шести категорий объектов базы данных: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули с уникальными именами. Источником данных для объектов базы данных всех категорий являются таблицы. Выделенные в процессе инфологического проектирования информационные классы для базы данных составляют основу таблиц, свойства классов – атрибуты таблиц, а отношения между классами – связи между таблицами. Для более точной реализации отношений для каждой из таблиц определяются ключевые реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать запись таблицы.
Основой интерфейса пользователя является меню пользователя, располагающееся в верхней части экрана, отображенное на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Меню пользователя системы
Раздел меню «Справочники» предназначен для управления вводом и контролем нормативно-справочной, условно-постоянной информации. Через этот раздел можно обратиться к следующим справочникам:
- подменю «Автомобили»
- подменю «Виды заявок»
- подменю «Виды неисправностей» открывает форму со списком типовых наименований несправностей электрооборудования (рисунок 2.6). Форма предусматривает возможность ввода, промотра и редактирования информации. Каждое наименование имеет свою категорию – ремонтная или аварийная;
- подменю «Виды выполненных работ» открывает список типовых, наиболее часто повторяющихся формулировок о выполнении работ по заявкам (рисунок 2.7). Диспетчер может по своему усмотрению пополнять справочник;
- подменю «Объекты» открывает
список объектов потребителей
электроэнергии, с которыми у
«Тагилэнергосетей» заключен
- подменю «Установки» открывает список электроустановок (рисунок 2.9). Для каждой электроустановки определен объект, на котором она находится. Первый столбец – код в формате счетчика, выводится только для просмотра, формируется автоматически;
Рисунок 2.5 – Справочник «Виды заявок»
Рисунок 2.6 – справочник «Виды неисправностей»
Рисунок 2.7 – справочник «Виды выполненных работ»
Рисунок 2.8 – справочник «Объекты»
Рисунок 2.9 – Справочник «Установки»
Рисунок 2.9 – Справочник «Сотрудники»
- подменю «Сотрудники»
Каждая рабочая смена персонала службы начинается с процедуры передачи смены. В системе предусмотрено выполнение данной процедуры программными средствами. На главной кнопочной форме, которая появляется на экране сразу после открытия программы (рисунок 2.10), позволяющая открыть экранную форму «Смены»
Рисунок 2.10 – Главная форма
Форма «Смены» содержит сведения о каждой смене: в основной список вводится информацию о номере смены по журналу учета, фамилии мастера и диспетчера. Форма содержит 2 подчиненные формы: первая предназначена для сотрудников, рабатавших в данную смену, вторая – об использовании транспорта. Информация в подчиненных формах выводится только для активной строки. Отбор записей осуществляется через свойство подчиненных форм «Источник записей» - RecordSource.
Источником записей подчиненной формы «Состав бригады» является запрос SQL:
SELECT Табель.* FROM Табель WHERE (((Табель.НомерСмены)=Forms!
Источником записей подчиненной формы «Транспорт» является запрос SQL:
SELECT Транспорт.* FROM Транспорт WHERE (((Транспорт.НомерСмены)=
Списки сотрудников смены и транспорт далее используются для выбора исполнителей по заявке.
Рисунок 2.10 – Форма «Смены»
На форме внизу экрана находится кнопка печати журнала смены, который является основным отчетным документом, формируется и выводится на печать при передаче смены следующей бригаде, подписывается ответственными лицами: диспетчером и мастером смены. Журнал формируется на основе информации за смену, отобранной запросом SQL из нескольких таблиц базы данных. Табличная форма представления запроса отображена на рисунке 2.11. Исходный текст запроса в формате языка запросов SQL :
SELECT Заявки.*, Смены.Мастер, Смены.Диспетчер,
Смены.НачалоСмены, Сотрудники.ФИО, Сотрудники.Должность,
Forms!ПередачаСмены.form.
FROM Смены LEFT JOIN (Заявки LEFT JOIN (Исполнители LEFT JOIN Сотрудники ON Исполнители.КодСотрудника = Сотрудники.КодСотрудника) ON Заявки.ВхНомер = Исполнители.ВхНомер) ON Смены.НомерСмены = Заявки.НомерСмены
WHERE (((Смены.НомерСмены)=[Forms]![
Рисунок 2.11 – Запрос «ЖурналСмена» в табличной форме
Пример документа приведен на рисунке 2.12.
Рисунок 2.12 – Выходной документ «Журнал смены»
Раздел пользовательского меню «Заявки» также, как и кнопка «Заявки» на главной форме открывает форму ввода заявок в виде списка (рисунок 2.13). Эта форма является основной, она присутствует на мониторе диспетчера в течение всей смены и содержит основные параметры заявки: заявитель, текст сообщения заявителя, дата и время заявки, дата и время начала и окончания выполнения заявки, объект, наименование электроустановки. Вверху экрана находятся поля для ввода периода просмотра заявок.
При открытии формы списка период рассчитывается из текущей даты опреационной системы и устанавливается равный предшествующим 30 дням, начиная с текущей даты.
Рисунок 2.13 – Форма «Заявки»
По нажатию кнопки «Новый документ» на экране отображается форма заявки для ввода, просмотра и редактирования. Исходный код формы заявки приведен в приложении А. Отбор информации для формы осуществляется запросом SQL c параметром, где параметром является КодЗаявки, переданный из формы списка заявок как аргумент командной строки OpenArgs:
SELECT Заявки.* FROM Заявки WHERE (((Заявки.ВхНомер)=” & КодЗаявки & “));”
Форма для просмотра, редактирования и ввода нового документа «Заявка» приведена на рисунке 2.14.
Для ускорения процесса ввода, что особенно важно для аварийной службы, предусмотрены следующие программные инструменты:
- ввод содержания заявки, характера неисправности, выполненных работ выбором из списка типовых значений. Затем диспетчер может добавить любой текст или удалить часть из типового текста, заменив его другой формулировкой;
- номер смены, фамилия мастера и диспетчера поступают из объекта «Смены», введенные в момент начала работы данной бригады;
- время и дата заявки поступают из регистра операционной системы «Текущая дата и время»;
- кнопка «Все» позволяет помещать в список исполнителей заявки сразу всю бригаду, заступившую на смену. Если кто-то из сотрудников данной смены не выехал на заявку, его можно удалить из списка исполнителей. Исполнители выбираются с помощью запроса SQL «ИсполнителиЗаполнение»:
INSERT INTO Исполнители ( КодСотрудника, ВхНомер )
SELECT Табель.КодСотрудника, Forms!Заявки!ВхНомер AS Выражение1
FROM Табель
WHERE (((Табель.НомерСмены)=[Forms]!
Рисунок 2.14 – Экранная форма «Заявка»
После заполнения всех реквизитов диспетчер печатает заявку и передает ее на выполнение мастеру. Вид документа приведен на рисунке 2.15.
Раздел меню «Отчеты» предназначен для итоговой и аналитической отчетности по работе аварийно-диспетчерской службы. При печати отчетов следует указать параметры (рисунок 2.16). Пример отчета приведен в приложении Б.
Рисунок 2.15 – Документ «Заявка на неисправность электрооборудования»
Рисунок 2.16 – Форма ввода параметров отчетов
Проблема защиты информации от несанкционированного доступа актуальна для любого предприятия. Деятельность аварийно-диспетчерской службы связана с безопасностью жизнедеятельности населения, а также с безопасностью персонала в процессе работы. Поэтому в защите информации необходимо использовать все возможные средства: средства операционной системы WINDOWS XP, а также средства СУБД.
Операционная система WINDOWS XP является многопользовательской. Каждому пользователю администратор системы назначает определенные права. Учетная запись пользователя определяет, какие действия пользователь может производить в системе. На автономном компьютере или на компьютере, входящем в рабочую группу, учетная запись пользователя устанавливает полномочия каждого пользователя. На компьютере, являющимся частью сетевого домена пользователь должен входить по крайней мере в одну группу. Разрешения и права, предоставленные группе, распространяются и на ее членов.
Пример групп пользователей, определенных администратором системы, приведен на рисунке 2.17. Доступ к ресурсам компьютера осуществляется в соответствии с правами пользователя собственными, а также как члена определенной группы (рисунок 2.18).
База данных по заявкам предназначена для работы в локальной компьютерной сети, она должна находиться на ресурсе, доступ к которому разрешен только тем пользователям, которые имеют доступ к данным по заявкам.
Таким образом, для защиты от несанкционированного доступа пользователь базы данных должен сначала пройти процедуру авторизации для входа в локальную компьютерную сеть, получить доступ к сетевому ресурсу, а затем открыть базу данных, указав свое имя пользователя и пароль.
Компьютер, выбранный в качестве сервера, на котором располагается база данных со всей информацией, должен быть оснащен источником бесперебойного питания, обеспечивающим сохранность базы данных в случае внезапных отключений питания и скачков напряжения в электросети.
Рисунок 2.17 - Группы пользователей
Рисунок 2.18 - Назначение режимов доступа к папке с:\Обмен
При отказах технических средств возможно разрушение базы данных, составляющей основу всей системы учета. Восстановление работоспособности системы может быть выполнено только при наличии резервной копии базы данных АДС.mdb. С этой целью необходимо производить регулярное копирование любыми стандартными средствами. Возможно использование архиваторов Winrar, Winzip. Полученный архив должен быть размещен на любом сменном носителе и хранится в защищенном от физических воздействий месте.
При разрушении базы данных возможно его восстановление средствами Access, которое выполняется через меню «Сервис»-«Восстановить и сжать базу данных». Если после этой операции работоспособность программы не восстановилась, необходимо удалить файл АДС.mdb и на его место записать файл из последней копии системы.
Любой бизнес-проект создается на базе понимания его эффективности с точки зрения востребованности и прибыльности. Как правило, преимущества информационных технологий (ИТ) у руководящего состава предприятий не вызывают сомнений. Окупаемость ИТ-решений признает большинство представителей топ-менеджмента компаний, однако, единой формулы подсчета эффективности информационных систем на настоящий момент не существует.
Оценивают эффективность систем чаще с точки зрения повышения производительности труда. Инвестиции в информационные технологии дают отдачу в виде роста рыночной капитализации компании за счет её большей управляемости, прозрачности, новых компетенций, производственной культуры, привлекательности для клиентов и сотрудников, уменьшения бизнес-рисков. Инвестиции в ИТ являются основным инструментом для поддержания конкурентоспособности предприятия.
Информация о работе Автоматизация работы программы «заявки» зао «тагилэнергосети"»