Влияние социальных сетей на учебный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 11:50, научная работа

Краткое описание

В современном обществе чрезвычайно удобной формой обучения является дистанционное образование, которое представляет собой способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимися.

Вложенные файлы: 1 файл

Использование социальных сетей в учебном процессе.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Влияние социальных сетей на учебный процесс.

Д.Д. Андреев,                  Руководитель:  

гр. С – 112, Читинский техникум                           М.С. Вязовская

железнодорожного транспорта

Актуальность данной темы заключается в том, что с развитием информационных технологий, поддерживающих удаленное взаимодействие, стремительно набирают обороты социальные сети.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальных сетей для целей образования для его внедрения у всех обучающихся должен иметься доступ к Интернету, за сетевое образование нужно браться, с желанием обучиться, владеть навыками самообразования. Негативным фактором является невысокая сетевая культура и культура пользователей в целом. Длительное пребывание студентов в социальных сетях негативно сказывается на их успеваемости в учебе. Студенты, которые проводят время в социальных сетях, даже в фоновом режиме при подготовке к занятиям, изучая учебники или книги, показывают результат оценок на 20% ниже, чем те, кто сосредотачивается только на учебе, также чрезмерное пребывание в социальных сетях провоцирует Интернет-зависимость.

 

Влияние социальных сетей на учебный процесс

В современном обществе чрезвычайно удобной формой обучения является дистанционное образование, которое представляет собой способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимися. Дистанционные образовательные технологии полифункциональны, они отличаются разнообразием форм и моделей, гибкостью организации. Максимально разнообразно использовать возможности дистанционных образовательных технологий на сегодняшний момент позволяют социальные сети.

Социальная сеть- это интерактивный многопользовательский сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированною социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.

Некоторые специалисты считают, что социальные сети стали частью жизни учащихся многие студенты проводят до 90% свободного времени в социальных сетях, следовательно, для обучения они абсолютно приемлемы —  учащиеся могут создавать группы, работать над проектами, и делиться информацией. Многие учителя и педагоги позитивно настроены на использование социальных сетей.

Основная тема исследования — возможность полезного использования ресурсов социальных сетей  в учебном процессе.

Целью данного исследования является показание роли социальных сетей в студенческих сообществах как средства общения и обучения, выделение преимуществ и недостатков внедрения этих быстро развивающихся технологий в образование.

Актуальность данной темы заключается в том, что с развитием информационных технологий, поддерживающих удаленное взаимодействие, стремительно набирают обороты социальные сети.

Одной из причин распространения социальных сетей является стремление людей к самообучению и повышению своего профессионального уровня. Порталом OnlineEducation.net были собраны сведения из различных источников в отношении взаимодействия социальных сетей с учебным процессом. Большинством корреспондентов было отмечено, что социальные сети облегчают учебный процесс, оказывают положительное влияние; 75 % заявили, что были бы не против представления их учебного заведения в социальной сети в качестве группы в социальных сетях. Такое, безусловно, имеет место в практике многих учебных заведений. Например, в России множество факультетов, групп и даже целые университеты размещены в «ВКонтакте». К таким учебным заведениям относится Иркутский Университет Путей Сообщения, так и все структурные подразделения, в том числе Читинский Техникум Железнодорожного Транспорта.

К существованию социальных сетей студенческая аудитория ЧТЖТ относится не однозначно, тем не менее, у 96 % учащихся в социальных сетях размещены аккаунты, которые они активно поддерживают. Практически у каждой группы техникума имеется виртуальная группа «ВКонтакте», где помимо личных данных о группе и её участниках, имеется расписание занятий, задания для подготовки к занятиям, электронные учебники, видео  уроки, словари, вопросы для подготовки к экзаменам, дополнительные задания преподавателей студентами обсуждаются результаты контрольных работ и актуальность тем различных дисциплин. В некоторых группах имеется информация о посещаемости и успеваемости каждого студента, ведутся опросы на различные темы.

Студенты выполняют всевозможные групповые задания и проекты, работают в сотрудничестве и партнерстве. В этом случае, интерактивное общение в “реальном времени” просто необходимо, а если есть возможность еще и в видео формате. Например, при участии в сетевом проекте имеется возможность  совместно искать пути решения задач, либо участвовать  в сетевых конкурсах и олимпиадах.

Социальные сети открывают новые перспективы в образовании, являются не только мощным средством коммуникаций, позволяющим быстро обмениваться идеями и мнениями, но и инструментом обучения участников образовательного процесса. Некоторые материалы вызывают наибольший  интерес при их наглядном представлении, например видео химического эксперимента.

 Использование социальных сетей помогает студентам первого курса объединиться и адаптироваться в учебном заведении. С октября по декабрь 2011 года команда студентов 1 и 2 курсов ИрГУПС принимала участие и заняла 3 место в открытом образовательном сетевом марафоне с международным участием «Многоликий Интернет»

Социальные сети сегодня играют преимущественно роль обмена информацией между профессионалами, учеными. Другая же роль сетей состоит в создании знаний, получении коллективного знания. Поэтому создаются новые проекты социальных сетей, направленные на объединение талантливых и склонных к обучению студентов.

Например, Российская Научная Сеть МГУ - это информационная система, созданная для облегчения доступа населения к научной, научно-популярной и образовательной информации, и на стимулирование обмена знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов, опирающаяся на современные Интернет-технологии.

Существует также ряд проблем, связанных с использованием социальных сетей для целей образования для его внедрения у всех обучающихся должен иметься доступ к Интернету, за сетевое образование нужно браться, с желанием обучиться, владеть навыками самообразования. Негативным фактором является невысокая сетевая культура и культура пользователей в целом. Длительное пребывание студентов в социальных сетях негативно сказывается на их успеваемости в учебе. Студенты, которые проводят время в социальных сетях, даже в фоновом режиме при подготовке к занятиям, изучая учебники или книги, показывают результат оценок на 20% ниже, чем те, кто сосредотачивается только на учебе, также чрезмерное пребывание в социальных сетях провоцирует Интернет-зависимость.

 Не маловажным является то, что не вся информация в сети является качественной и компетентной в конкретной области. Поэтому необходимо правильно выбирать ресурсы или полагаться советам опытных и компетентных педагогов.

Таким образом можно сделать вывод, что при рациональном использовании социальные сети могут и должны стать эффективным инструментом обучения и коммуникации участников образовательного процесса, как внутри учебных заведений, так и за их пределами. Единое информационное пространство позволило бы студентам и преподавателям активно обмениваться научной информацией, дополнительно работать по конкретным непонятным вопросам, размещать текстовые, аудио и видеофайлы, дискутировать по научным темам. Поэтому обучение студентов в социальных сетях является одним из перспективных проектов организации дистанционного образования. На мой взгляд социальные сети в ближайшее время будут играть немаловажную роль в образовательном процессе, они должны решать вопросы воспитания толерантности, развития критического мышления, закрепления теории, выработки предметных компетенций.

 

Литература

 

1.           Рулиене  Л.Н. Образовательные возможности  социальных сетей [Текст]//Дистанционное  и виртуальное обучение. – 2010. –  №5.  –  С. 43-46

 

2.           Чернов  И.В. Социальные сети как инструмент  обучения и коммуникации студентов [Текст]//Социология образования. – 2010. –  №7. –    С. 71-75

 

 

 

 


 



Информация о работе Влияние социальных сетей на учебный процесс