Значение информационных технологий в профессиональной деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:37, лекция

Краткое описание

При переходе к новому, информационному типу общества множество сфер жизнедеятельности человека - экономика, политика, наука, образование, культура и юридическая деятельность - становятся невозможными без использования информационных технологий.
Для юриста-профессионала применение информационных технологий необходимо для решения нескольких задач:
получение правовой информации,
подготовка правовой информации для других,
осуществление взаимного обмена информацией,

Вложенные файлы: 1 файл

Ответики.docx

— 153.02 Кб (Скачать файл)

Поиск по метаданным — это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой — название документа, дата создания, размер, автор и т. д. Пример поиска по реквизитам — диалог поиска в файловой системе (например, MS Windows). 
Поиск изображений — поиск по содержанию изображения. Поисковая система распознает содержание фотографии (загружена пользователем или добавлен URL изображения). В результатах поиска пользователь получает похожие изображения. Так работают поисковые системы: Polar Rose, Picollator и др.

Методы поиска

 
Адресный поиск

Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным  в запросе. 
^ Семантический поиск

Процесс поиска документов по их содержанию.

 
^ Документальный поиск

Процесс поиска в хранилище  информационно-поисковой системы  первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих  запросу пользователя. 
Два вида документального поиска:

1.Библиотечный, направленный  на нахождение первичных документов. 
2.Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в виде библиографических записей.

 
^ Фактографический поиск

Процесс поиска фактов, соответствующих  информационному запросу. 
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Интеллектуальный поиск  правовой информации

 

      Интеллектуальный поиск - мощное  поисковое средство, он может  быть рекомендован в следующих  случаях:    

 · когда неизвестны  точные атрибуты документов, но  вы можете сформулировать фразу,  которой характеризуется интересующая  вас проблема;    

 · при поиске документов  по номеру или дате принятия  документа (например, Положение по  бухгалтерскому учету от 30.03.2001 N ПБУ 6/01);    

 · когда вы хотите  получить в результате поиска  как можно больше документов (материалов), пусть даже отдаленно относящихся  к интересующей вас проблеме.

Основные направления  информатизации правотворческой деятельности

Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов  по принятию, изменению и отмене юридических норм. 
 
Нормативные акты принимаются различными органами, в разное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему. 
 
Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. 
 
Необходимо отметить, что единый процесс систематизации законодательства можно условно разбить на два плана - внешний и внутренний. 
 
С одной стороны, систематизация законодательства - это внешнее объединение нормативных актов в единую, согласованную систему, которая облегчает поиск и ознакомление с необходимыми юридическими нормами. С другой стороны, систематизация служит целям научного исследования правовых норм, помогает обнаружить и устранить несогласованность между ними, пробелы правового регулирования определенных общественных отношений, серьезно способствует верному толкованию и применению права, а тем самым укреплению законности. Таким образом, систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования правового регулирования. 
 
Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению. 
 
Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространения правовой информации в стране. 
 
До недавнего времени процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск. 
 
В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых и справочных правовых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации. 
 
Автоматизированные системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам. 
 
Создание автоматизированных справочных правовых систем имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов: 
 
- учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку; 
 
- оперативность получения требуемой информации и т. д.

Электронная цифровая подпись

Электро?нная цифровая по?дпись (ЭЦП) — информация в электронной форме, присоединенная к другой информации в электронной форме (электронный документ) или иным образом связанная с такой информацией. Используется для определения лица, подписавшего информацию (электронный документ)[1].

По своему существу электронная  подпись представляет собой реквизит электронного документа, позволяющий  установить отсутствие искажения информации в электронном документе с  момента формирования ЭП и проверить  принадлежность подписи владельцу  сертификата ключа ЭП. Значение реквизита  получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП.Электронная подпись предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ и является полноценной заменой (аналогом) собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом.В 1994 году Главным управлением безопасности связи Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации был разработан первый российский стандарт ЭЦП — ГОСТ Р 34.10-94[6].

В 2002 году для обеспечения  большей криптостойкости алгоритма взамен ГОСТ Р 34.10-94 был введен стандарт ГОСТ Р 34.10-2001, основанный на вычислениях в группе точек эллиптической кривой. В соответствии с этим стандартом, термины «электронная цифровая подпись» и «цифровая подпись» являются синонимами.

Федеральный закон РФ от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» устанавливает следующие виды ЭП:

  • Простая электронная подпись (ПЭП);
  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП);
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Основные правовые проблемы Интернета в России и за рубежом

1. Авторское право.

- Е-библиотеки (по закону  доступ к электронным изданиям  только в помещении библиотеки)
- музыкальный контент (проблемы авторских прав, «виртуальные» авторские общества, криминализация бизнеса); 
- проблема сбора доказательств.

2. Доменные имена.

- До принятия «доменной  поправки» в Закон «О товарных  знаках» + ГК РФ киберсквоттинг был мало распространен, 
- Принятие «доменной» поправки, как и прогнозировалось, сыграло свою роль и киберсквоттинг из рискованного быстро стал высокодоходных бизнесом, потому что Закон (вопреки благим намерениям разработчиков) стал мощной защитой правонарушителей. Как следствие недовольство правообладателей и расцвет этого полулегального бизнеса.

3. Спам.

- Ключевая проблема второй  по значимости услуги Интернета  – электронной почты. 
Замкнутый круг: «технари» кивают на юристов (вот примут закон – тут спам и исчезнет), юристы кивают на «технарей» (вот сделают фильтры – тут спам и исчезнет). 
Есть Закон «О рекламе» - электронная рассылка незаконна, но с нарушителями не борются.

4. Вирусы, компьютерная преступность.

Цель создания большинства  современных вирусов – не мелкое хулиганство на чужом компьютере, а выуживание конкретных данных (начиная  от секретных документов и заканчивая паролями доступа к банковским счетам).

5. Недостаточное развитие  порталов (сайтов) органов государственной  власти.

Слабое развитие и информационное наполнение и/или оно устаревшее. 
(другая крайность – обилие высокотехнологичных элементов, ориентированных на московские высокоскоростные каналы доступа к Сети, что делает порой затруднительным или невозможным доступ к такому ресурсу региональному пользователю на имеющему такого канала). 
Неразвитость интерфейсов взаимодействия: гражданин-государство. 
Нельзя сказать, что ЭТОГО нет вообще, но еще есть к чему стремиться…

Сеть «Интернет» в деятельности Президента России

Сайт Президента России открылся в январе 2000 года. В течение 2001-2002 гг. интернет-представительство Президента подверглось глубокой модернизации, результатом которой явилась  вторая версия, открытая 20 июня 2002 года. 20 июня 2003 года пользователи во всем мире получили доступ к англоязычной версии сайта Президента России. С 19 января 2004 года в сети доступен уникальный интернет-проект «Президент России - гражданам  школьного возраста». Третья версия открылась 20 июня 2004 года, она разработана  в 2004 году, в течение трех месяцев  после выборов Президента России. [6]Четвёртая, текущая версия открылась 31 августа 2009 года[7]. Англоязычная версия обновилась 3 июня 2010 года.13 мая 2010 года сайт президента России стал одним  из трёх первых заработавших сайтов в  домене .рф

Концепция электронного государства

Концепция электронного государства  предполагает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества. Основным двигателем взаимодействия являются развивающиеся информационно-коммуникационные технологии.

Следует понимать, что создание системы электронного государства  представляет собой достаточно длительный процесс, изменяющийся и модифицирующийся в зависимости от вектора развития научно-технического прогресса. Первостепенное значение здесь играют не столько  нормативно-правовая база, которая, безусловно, должна соответствовать складывающимся в этой сфере отношениям и не препятствовать их развитию, а реальные действия исполнительной власти по внедрению высоких технологий.

Электронная торговля в Интернет.

Бурное развитие Интернет во всем мире и в РФ открыло ряд  направлений бизнеса: предоставление услуг Интернет, электронная почта, IP-телефония и т.д.

Основы электронной коммерции  были заложены с появлением кредитных  карт. Но настоящий бум возник после  широкого внедрения Интернет, когда  появилась возможность доступа  к этой сети с домашней ЭВМ. Сейчас вряд ли кто-либо из клиентов Интернет в России покупает ЭВМ или даже бытовую технику, не просмотрев соответствующую  информацию в сети и не выбрав поставщика с наилучшим предложением. Электронная  торговля возникла из рекламы через  Интернет. Сначала фирма создавала  свой WEB-сервер, где были представлены товары или услуги с указанием  их расценок. Позднее через форму HTML стало возможным сделать заказ. Так появились первые Интернет-магазины. Оплата на первом этапе производилась исключительно через кредитные карточки. Но скоро выяснилось, что существуют области, где кредитные карты не оптимальны (речь идет о покупках с ценами, сопоставимыми с одним центом, а себестоимость операции с кредитной картой относительно высока), да и безопасность первых систем оплаты оставляла желать лучшего. Так появились самые разнообразные схемы платежей.

За рубежом через Интернет покупаются не только билеты на самолет  или в театр, но даже автомобили. Просмотрев предложения в сети, изучив на дисплее интерьер салона и технические  параметры, выбрав и оплатив покупку, клиент находит следующим утром ключи от авто в своем почтовом ящике, а саму машину на парковке у дома. Для россиянина это звучит как сказка. Разные торговые системы базируются на удаленном доступе типа telnet (SSH) или на технологии WEB-серверов (SSL). Со временем сформировался международный стандарт PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard). Стандарт разработан сообществом PCI Security Standards Council.

Многим знакома компания, торгующая книгами amazon.com. Появились  аналогичные предложения по книгам, CD, видеокассетам и другим мелочам  и в России. Прогресс этой ветви  бизнеса сдерживается отсутствием  развитой системы электронных платежей, да и российская банковская система  совершенно не отвечает своему основному  назначению. По сложившейся традиции российский банкир считает деньги вкладчика  своими, и в соответствии с этой концепцией строит свою финансовую политику. Скажу прямо, я не доверю российскому  банкиру и рубля, солидный швейцарский, немецкий или американский банк другое дело. А ведь банковское дело не может  существовать без доверия.

Проблема доверия не так  проста и за рубежом, но уже по иной причине. Программное обеспечение, обслуживающее электронную торговлю и банковские операции, может иметь  случайные или преднамеренные ошибки. Достаточно вспомнить банковскую программу, которая при начислении процентов  по вкладам всегда округляла результат  до цента в меньшую сторону, а  разницу (доли цента) переводила на счет автора программы, что при большом  числе операций составило многие тысячи долларов. С этой точки зрения желательно, чтобы тексты программ были общедоступны. Но такие программы  достаточно сложны, создание их требует  больших инвестиций, и по этой причине  их тексты обычно составляют коммерческую тайну. А человек должен доверить свои с таким трудом заработанные деньги этой программе. Согласитесь, что  это психологически не так просто. По этой причине верификация и  сертификация таких программ выступает  на лидирующие позиции.

Эти и многие другие обстоятельства, безусловно, тормозят развитие электронной  торговли, но остановить прогресс в  этой области даже они не в силах. Электронная коммерция базируется на определенном уровне доверия, риска  и надежности, так как получение  товара или услуги разнесено по времени  с получением денег или платежного документа. Для того чтобы сделка состоялась, партнеры должны быть уверены, что вероятность риска находится  на приемлемо низком уровне, а возможная  потеря по недобросовестной сделке должна перекрываться прибылью от остальных  сделок. На этом принципе существует Интернет-торговля дешевыми товарами - ковриками для  мыши или небольшими программами (цена товара или услуги не более 10-30 долларов США). Впрочем, и это относится  не к РФ, где царствует предоплата, так как продавец не без основания  считает, что вероятность недобросовестности клиента достаточно велика. Все это  создает большие неудобства для  честных покупателей и ограничивает объемы продаж. Все действующие системы  Интернет-магазинов в РФ базируются на доставке и наличной оплате или на различных схемах предоплаты. Не трудно видеть, что эта жуликоватость наносит в конечном итоге ущерб развитию экономики, от которого страдают все граждане. Мне представляется даже, что постепенное внедрение электронной торговли позволит постепенно поменять жизненную философию широкого слоя вовлеченного в этот процесс населения, я уже не говорю о характере самого бизнеса.

Информационные права  человека. Право на экологическую информацию.

 

 - информационные права (право на  сбор, распространение, использование  и сохранение информации), по поводу  которых возникают информационные  отношения, являются основополагающими, естественными по своей сути, необходимыми для становления и развития личности, для надлежащего функционирования государства; 

- государственный и частный  интерес в правовом регулировании  информационных прав должен быть  сбалансированным ради обеспечения  надлежащей реализации прав отдельной  личности, социальных групп и  государства; 

- для уравновешивания  различных интересов базовыми  являются принципы: балансирования, приоритета свободы слова, значимости  информации, которая вызывает общественный  интерес, законности ограничений  информационных прав.

Основу информационного  права, его юридический базис, составляют информационные права и свободы, обеспечение гарантий которых является основной целью этой новой отрасли  права.

Информация о работе Значение информационных технологий в профессиональной деятельности юриста