Значение информационных технологий в профессиональной деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:37, лекция

Краткое описание

При переходе к новому, информационному типу общества множество сфер жизнедеятельности человека - экономика, политика, наука, образование, культура и юридическая деятельность - становятся невозможными без использования информационных технологий.
Для юриста-профессионала применение информационных технологий необходимо для решения нескольких задач:
получение правовой информации,
подготовка правовой информации для других,
осуществление взаимного обмена информацией,

Вложенные файлы: 1 файл

Ответики.docx

— 153.02 Кб (Скачать файл)

Содержание задач государственной  информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических  условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий  государственной политики в области  создания, распространения и использования  информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.

Понятие и признаки информационного общества

Информационное  общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизниобщества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли вваловом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронныхсоциальных и хозяйствующих сетей;

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Проблемы формирования информационного  общества

Информатизация как социально-экономический  и научно-технический процесс  оказывает революционное воздействие  на образ жизни людей; влияет на процесс  образования и работы; становится важным стимулом развития мировой экономики; дает возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески  решать экономические и социальные проблемы, стоящие перед ними. Информатизация в конечном ее завершении формировании информационного общества предполагает и удовлетворение потребностей социально  активной части населения в информационном взаимодействии. Рассматривая положительные  стороны информатизации, нельзя не говорить о том, что этот процесс  на данном этапе связан с различными трудностями, наблюдающимися в настоящее  время и к которым можно  отнести следующие: 
- противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационном пространстве, что затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства, а также формирование на территории России конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации; 
- необеспеченность прав граждан на доступ к информации; 
- манипулирование информацией, что ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе; 
- нечеткость при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства; 
- недостаточность государственной поддержки деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок; 
- ухудшение ситуации с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну; 
- отставание отечественных информационных технологий вынуждает органы власти и управления идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм; 
- утечка информации по техническим каналам;

- противоправное применение  специальных средств воздействия  на индивидуальное, групповое и  общественное сознание. 
Одной из составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Информационная безопасность как главнейшее направление государственной политики в информационной сфере может быть подвержена (и подвергается) различным видам угроз. Среди них существует такая угроза как манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации). В нашу эпоху российские средства массовой информации научились красиво излагать самые ужасные новости, навязывая исподволь свою точку зрения на случившееся. Они переняли у Запада опыт и принципы преподнесения информации рядовому человеку, когда главное не сообщение как таковое, а то, что остается за кадром, нечто вроде 25-го кадра. Информационщики» умело используют этот способ воздействия, формируя общественное мнение и преподнося готовые формы поведения в той или иной ситуации. Манипуляция общественным сознанием является самой серьезной угрозой информационной безопасности личности и общества. На мой взгляд, единственным способом устранения этой угрозы должно стать четкое законодательное регулирование отношений в сфере массовой информации. В противном случае, манипулирование информацией будет оказывать дальнейшее разрушающее воздействие и вести к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Основные положения государственной  политики в области развития информационного  общества в России.

Статья 1 Сфера действия настоящего Федерального закона

1 Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения, возникающие  при:

формировании и использовании  информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

создании и использовании  информационных технологий и средств  их обеспечения;

защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

2 Настоящий Федеральный  закон не затрагивает отношений,  регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Статья 2 Термины, используемые в настоящем федеральном законе, их определения

В настоящем Федеральном  законе используются следующие понятия:

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация — организационный  социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения  информации;

информационная система  — организационно упорядоченная  совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

информационные ресурсы  — отдельные документы и отдельные  массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) — сведения о  фактах, событиях и обстоятельствах  жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

средства обеспечения  автоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные  средства (программы для электронных  вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы  и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;

пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или  посреднику за получением необходимой  ему информации и пользующийся ею.

Статья 3 Обязанности государства  в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации

1 Государственная политика  в сфере формирования информационных  ресурсов и информатизации направлена  на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.

2 Основными направлениями  государственной политики в сфере  информатизации являются:

  • обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
  • формирование и защита государственных информационных ресурсов;
  • создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
  • создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
  • обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
  • содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
  • формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационны<span class="Normal_0020_0028Web_0029__Char" style=" font-family: 'Arial', 'Arial'; font

Информация о работе Значение информационных технологий в профессиональной деятельности юриста