Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Роль и значение информационных революций в обществе.
2. Информационное общество.
3. Информатизация общества.
4. Информационная культура личности.
...
26. Глобальные сети и их использование в образовании.

Вложенные файлы: 1 файл

информационные технологии в образовании.docx

— 94.78 Кб (Скачать файл)

1. Роль и значение  информационных революций в обществе.

В истории человеческого  общества несколько раз происходили  радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать  информационными революциями.

1 информац. революция была связана с изобретением письменности (3000 лет до н.э.). Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Позднее переход от пиктографического и идеографического письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу.

2 информац. революция была связана с изобретением книгопечатания (15 век). Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово – доступной. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции.

3 информац. революция была обусловлена прогрессом средств связи (19 век). Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать инфор. на любые расстояния.

4 информац. революция была связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, ПК (70-е годы 20 века).вскоре после этого возникли комп. телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска инфор. Сейчас в развитых странах имеются специализированные системы научно-технической информации. Они включают специальные издания, патентные службы, научно-технические библиотеки и т.д. В крупнейших научно-технических библиотеках страны сформированы огромные базы данных. Начался процесс организации доступа к этим данным через сеть Интернет. У любой сферы общества имеются свои отраслевые инфор.ресурсы. Свои отраслевые инфор. ресурсы имеются и в социальной сфере – образовании, медицине, службах занятости и т.д. нельзя не сказать о таком огромном хранилище инфор. как WWW (всемирная паутина), доступ к инфор. ресурсам которой осущ. через Интернет. Система WWW стремительно развив. Уже сейчас все ее ресурсы плохо поддаются обзору. Информац. ресурсы общества в настоящее время рассматр. как стратегич. ресурсы наравне с материальными, сырьевыми, энергетическими, финансовыми и трудовыми. Однако между информац. и всеми остальными ресурсами имеется существенное различие: информ. ресурсом можно пользов. многократно, он не расходуется и не исчезает как другие виды ресурсов (израсходованные финансы, сожженное топливо и т.д.)

 

2. Информационное  общество.

Информационное  общество. Автоматизированная обработка информации рассматривалась еще в 17 веке Чарльзом Беббиджем. Опубликование результатов работ было выполнено в 17веке в виде структуры механической цифры аналитической машины. В настоящее время развитые страны мира (Япония, США, страны Западной Европы) фактически уже вступили в информационное общество. Другие же, в том числе и Россия, находятся на начальных этапах развития.

В качестве критериев  развитости информационного общества социологи выделяют следующие:

1.Наличие ПК во всех  сферах деятельности человека;

2.Уровень развития компьютерных  сетей и количество населения,  занятого в информационной сфере;

3.Количество населения,  использующее информационные и  коммуникационные технологии в  повседневной жизни.

Информационное  общество – общество, в котором во все сферы жизни и деятельность членов данного общества включены компьютер, телематика (служба обработки информации) и другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда.

Черты информ. общества:1.объем инфор.возрастает и чел. будет привлекать для ее обработки и хранения специальные техн. средства.2.неизбежное использ. комп..3.движущей силой общества станет произв. информ. продукта.4.увеличится доля умственного труда.5.произойдет переоценка деятельности уклада жизни.6.развите ком. Техники,сеть тнформ. Технологий.7. развитие рынка инфор. услуг.

Признаки информационного  общества:

•решена проблема информационного  кризиса, т.е. противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

•обеспечен приоритет  информации по сравнению с другими  ресурсами;

•информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая  все сферы социальной деятельности человека;

•формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

•с помощью средств  информатики реализован свободный  доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.

Социальные последствия:

1.переориентация в сферах  промышленности;

2.изменение структуры  экономики страны; темпы развития  новых технологий увеличились  в 10 раз по сравнению с остальной  промышленностью;

3.формирование высокообразованных  специальностей;

4.изменение облика стандартных  отраслей промышленности сельского  хозяйства.

Отрицательные черты  информационного общества:

1.повышение уровня безработицы  на начальных этапах информационного  общества;

2.наличие курсов переквалификации;

3.большое количество информации  о личности человека содержится  в государственных и коммерческих  банках данных.

 

3. Информатизация  общества.

Информатизация  общества — организованный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов

С середины XX в. начался постепенный  переход от индустриального общества к информационному. В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. 
В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности. 
Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю. В настоящее время персональные компьютеры изготавливают и собирают тысячи фирм в разных странах мира, и их производство превысило сто пятьдесят миллионов штук в год. 
Существенной тенденцией в информатизации общества является переход от использования компьютеров в автономном режиме к применению их в локальных и глобальных сетях. 
Развитие глобальных компьютерных сетей началось в 80-е годы. В 1981 г. в сети Интернет было лишь 213 компьютеров, к концу 80-х число подключенных к сети компьютеров возросло до 150 тысяч, однако наиболее быстрый экспоненциальный рост их количества происходил в 90-е годы, и к настоящему моменту в Интернете насчитывается более 100 миллионов серверов. 
По данным ООН, в 90-е годы число работников, занятых в информационной сфере (для которых обработка информации является основной производственной функцией), возросло примерно на 25% , тогда как численность занятых в сельском хозяйстве и промышленности сократилась соответственно на 10 и 15% . 
Компьютеры и информационные технологии интенсивно проникают и в сферу материального производства; инженер, фермер, специалисты других традиционных профессий все чаще используют на своем рабочем месте компьютер.

 

4. Информационная  культура личности.

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого  аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня  совокупность информационных потоков  вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что  требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться  в информационных потоках. В противном  случае он не сможет адаптироваться к  жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере  информационной деятельности и услуг. 
В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные  способы обращения со знаками, данными, информацией и представление  их заинтересованному потребителю  для решения теоретических и  практических задач; механизмы совершенствования  технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы  обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств  и информации.

Критерии информационной культуры человека

 - умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

- эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

- перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

- вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

- адекватно отбирать и оценивать информацию;

- способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места  в ней, владении новыми информационными  технологиями.

Информационная культура личности.

Когнитивный уровень (знания, умения) – 

- Интернет-грамотность

- Навыки обращения с  информацией:

- умение организовать  поиск необходимой информации;

- умение работать с  отобранной    информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;

- умение общаться с  другими людьми с помощью современных  средств информатики.

Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения)

1. Содержание информационных  потребностей и интересов.

2. Мотивы обращения к  различным источникам информации  и связанные с этим ожидания.

3. Предпочтительность каналов  получения необходимой информации.

4. Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.

5. Отношение к девиантному поведению в Интернет.

Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение)

1. Способы поиска и  каналы получения необходимой  информации.

2. Интенсивность обращения  к различным источникам информации  и их характеристика.

3. Применение полученной  информации в различных сферах  своей деятельности.

4. Способы распространения  новой информации.

5. Степень включенности  в Интернет-сообщество.

6. Формы деятельности  в Интернет.

 

6. Возникновение  и развитие способов записи  чисел. Системы счисления.

На ранних ступенях развития общества люди почти не умели считать. Они различали совокупности двух и трех предметов; всякая совокупность, содержавшая бóльшее число предметов, объединялась в понятии «много». Предметы при счете сопоставлялись обычно с пальцами рук и ног. По мере развития цивилизации потребность человека в счете стала необходимой. Первоначально натуральные числа изображались с помощью некоторого количества черточек или палочек, затем для их изображения стали использовать буквы или специальные знаки. В древнем Новгороде использовалась славянская система, где применялись буквы славянского алфавита; при изображении чисел над ними ставился знак ~ (титло).

Древние римляне пользовались нумерацией, сохраняющейся до настоящего времени под именем «римской нумерации», в которой числа изображаются буквами латинского алфавита. Сейчас ею пользуются для обозначения юбилейных  дат, нумерации некоторых страниц  книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д. В позднейшем своем виде римские цифры выглядят так:

I = 1; V = 5; X = 10; L = 50; С = 100; D = 500; M = 1000.

О происхождении римских  цифр достоверных сведений нет. Цифра V могла первоначально служить  изображением кисти руки, а цифра  Х могла составиться из двух пятерок. В римской нумерации явственно  сказываются следы пятеричной системы  счисления. Все целые числа (до 5000) записываются с помощью повторения вышеприведенных цифр. При этом, если бóльшая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед бóльшей (в этом случае она не может повторяться), то меньшая вычитается из бóльшей). Например, VI = 6, т.е. 5 + 1, IV = 4, т.е. 5 – 1, XL = 40, т е. 50 – 10, LX = 60, т.е. 50 + 10. Подряд одна и та же цифра ставится не более трех раз: LXX = 70; LXXX = 80; число 90 записывается ХС (а не LXXXX).

Первые 12 чисел записываются в римских цифрах так:

I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII. IX, X, XI, XII.

Другие же числа записываются, например, как:

XXVIII = 28; ХХХIХ = 39; CCCXCVII = 397; MDCCCXVIII = 1818.

Выполнение арифметических действий над многозначными числами  в этой записи очень трудно. Тем  не менее, римская нумерация преобладала  в Италии до 13 в., а в других странах  Западной Европы – до 16 в.

В славянской системе нумерации  для записи чисел использовались все буквы алфавита, правда, с  некоторым нарушением алфавитного  порядка. Различные буквы означали различное количество единиц, десятков и сотен. Например, число 231 записывалось в виде ~ СЛА (C – 200, Л – 30, А – 1).

Этим системам свойственны  два недостатка, которые привели  к их вытеснению другими: необходимость  большого числа различных знаков, особенно для изображения больших  чисел, и, что еще важнее неудобство выполнения арифметических операций.

Более удобной и общепринятой и наиболее распространенной является десятичная система счисления, которая  была изобретена в Индии, заимствована там арабами и затем через  некоторое время пришла в Европу. В десятичной системе счисления  основанием является число 10.

Существовали системы  исчисления и с другими основаниями. В Древнем Вавилоне, например, применялась  шестидесятеричная система счисления. Остатки ее мы находим в сохранившемся  до сих пор делении часа или  градуса на 60 минут, а минуты –  на 60 секунд.

Широкое распространение  имела в древности и двенадцатеричная система, происхождение которой, вероятно, связано, как и десятичной системы, со счетом на пальцах: за единицу счета  принимались фаланги (отдельные  суставы) четырех пальцев одной  руки, которые при счете перебирались большим пальцем той же руки. Остатки  этой системы счисления сохранились  и до наших дней и в устной речи, и в обычаях. Хорошо известно, например, название единицы второго разряда  – числа 12 – «дюжина». Сохранился обычай считать многие предметы не десятками, а дюжинами, например, столовые приборы в сервизе или стулья в мебельном гарнитуре. Название единицы третьего разряда в двенадцатеричной системе – гросс – встречается  теперь редко, но в торговой практике начала столетия оно еще бытовало. Например, в написанном в 1928 стихотворении Плюшкин В.В.Маяковский, высмеивая людей, скупающих все подряд, писал: «...укупил двенадцать гроссов дирижерских палочек». У ряда африканских племен и в Древнем Китае была употребительна пятеричная система счисления. В Центральной Америке (у древних ацтеков и майя) и среди населявших Западную Европу древних кельтов была распространена двадцатеричная система. Все они также связаны со счетом на пальцах.

Информация о работе Информационные технологии в образовании