Методы решения проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации.
Для достижения цели работы следует наметить и решить ряд задач, основными из которых будут являться:
раскрыть понятие «информационное» общество;
рассмотреть условия и предпосылки информатизации общества
дать характеристику состояния информационного общества в России;
рассмотреть методы решения проблемы информатизации;
рассмотреть возможности, предоставляемые информатизацией общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие информационного общества…………………………………………4
1.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации…………………………………………………………………..6
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия………………………………………………………………………..9
1.3 Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации………………………………………………………………....10
1.4 Экономические условия и предпосылки информатизации………………………………………………………………..11
1.5 Политические условия и предпосылки информатизации……………….12
2 Состояние и характеристика проблемы информатизации общества в Российской Федерации…………………………………………………………13
2.1 Характеристика информационного общества…………………………….13
2.2 Информатизация общества в РФ…………………………………………..14
2.3 Содержание проблемы информатизации общества………………………14
Методы решения проблемы
3 …………………………………………………..17
3.1 Социальная структура общества с информационной точки зрения……………………………………………………………………………
3.2 Основные направления законопроектной работы в области информатизации ………………………………………………………………...18
3.3 Развитие процесса информатизации общества……………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

информ.техн.docx

— 52.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие информационного общества…………………………………………4

1.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации…………………………………………………………………..6

1.2  Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия………………………………………………………………………..9

1.3 Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации………………………………………………………………....10

1.4 Экономические условия и предпосылки информатизации………………………………………………………………..11

1.5 Политические условия и предпосылки информатизации……………….12

2 Состояние и характеристика проблемы информатизации общества в Российской Федерации…………………………………………………………13

2.1 Характеристика информационного общества…………………………….13

2.2 Информатизация общества в РФ…………………………………………..14

2.3 Содержание проблемы информатизации общества………………………14

3 Методы решения проблемы…………………………………………………..17

3.1 Социальная структура общества с информационной точки зрения……………………………………………………………………………

3.2 Основные направления законопроектной работы в области информатизации ………………………………………………………………...18

3.3 Развитие процесса информатизации общества……………………………22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………26

 

Введение

 

Компьютерная  индустрия подарила людям то, что  не могла дать ни одна социальная революция. Массовый высокоэффективный компьютер  уже сегодня способен заменить человека в структуре государственной  информационной машины, взяв на себя те рутинные функции обработки информации, для которых тысячелетия весьма непродуктивно и притом с воспроизводством социальной напряженности использовался  человек. Информационный прогресс с  неизбежностью ведет к социальной гармонии.

Цель работы – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации.

Для достижения цели работы следует наметить и решить ряд задач, основными из которых  будут являться:

  • раскрыть понятие «информационное» общество;
  • рассмотреть условия и предпосылки информатизации общества
  • дать характеристику состояния информационного общества в России;
  • рассмотреть методы решения проблемы информатизации;
  • рассмотреть возможности, предоставляемые информатизацией общества.

 

1. Понятие информационного общества

 

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова1 общество считается информационным, если:

- любой индивид, группа лиц,  предприятие или организация  в любой точке страны и в  любое время могут получить  за соответствующую плату или  бесплатно на основе автоматизированного  доступа и систем связи любую  информацию и знания, необходимые  для их жизнедеятельности и  решения личных и социально  значимых задач;

- в обществе производится, функционирует  и доступна любому индивиду, группе  или организации современная  информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных  информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания  постоянно убыстряющегося научно-технологического  и социально-исторического прогресса;

- происходит процесс ускоренной  автоматизации и роботизации  всех сфер и отраслей производства  и управления;

- происходят радикальные изменения  социальных структур, следствием  которых оказывается расширение  сферы информационной деятельности  и услуг.

Наиболее важным понятием, которое  необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие "информационный потенциал". Информационный потенциал в широком  смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал в узком смысле - это  активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал - это  информационный ресурс в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены2 не только средства информационной техносферы, но также средства, методы и социальные структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

- технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Причины значительного распространения  технократического подхода, отождествления понятий "информатизация" и "компьютеризация" носят как объективный, так и  субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет "агрессивный" характер. Субъективно  же существует весьма значительное число  людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в  общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.

Информатизация имеет четкую связь  с эколого-безопасным, устойчивым развитием  общества. Основа информационной экономики - знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые  преимущества по сравнению с материальными  ресурсами фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы - вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам ("знания - порождают знания").

1.1 Информационный образ  жизни: общество и личность  в условиях информатизации

 

В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных  начал человека: физическое, психическое  и социальное требует специального учета, т.к. только в этом случае новые  возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере отрицательными общественными последствиям информатизации.

1. Учет физического начала. Проблемы  адаптации людей с ограниченными  физическими возможностями в  современной информационной среде.  Люди с ограниченными физическими  возможностями требуют особого  подхода к разработке, прежде  всего, устройств ввода-вывода информации в ЭВМ. Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществляют работу на компьютере, ввод информации движением глаз при помощи специальных шлемов. В России создана специальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например, в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей, что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием) ; существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными возможностями. Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу. Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность.

2. У людей различна психологическая  устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение  предельно допустимых нагрузок  на психику у различных социальных  групп в условиях возрастающих  потоков информации. Особого внимания  требуют женщины, принявшие на  себя основной "удар" в области  практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что наиболее  подвержены "зомбированию" по телевидению молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов. На повестке дня активное развитие научного направления - информационной (компьютерной) психологии.

Эта наука, видимо, должна исследовать  такие проблемы, как: - страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и  усложнением информационных потоков (компьютерофобия); "информомания" как болезнь человека, отдающего приоритет общению с ЭВМ, а не с людьми; - утомляемость людей при работе на компьютере и т.д. Уже появился термин "киберболезнь", которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности. Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей. Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например, люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А.Л. Чижевским, насыщая воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека, снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой жидкокристаллический экран, дающий до 64 оттенков серого цвета, что снижает утомляемость глаз. В социально-экономическом отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику.

3. Каждая социальная группа имеет  свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях  информатизации все современные  средства коммуникации и компьютеры  должны делать учет этой специфики  более совершенным, а не нивелировать  ее, стандартизуя человека. Остановимся  на основных социальных проблемах  и вариантах их решения в  условиях информатизации: - проблема  языковой коммуникации. Языковая  коммуникация составляет ядро  информатизации. Значит, электронные  средства информатизации должны  органически встраиваться в сеть  естественно сложившейся для  каждого человека языковой среды.  В условиях России широкое  распространение нерусифицированных  программных средств, формирование  общественного мнения о нормальности  подобной ситуации - тяжелая по  перспективным последствиям социальная  проблема. Должны быть разработаны  средства информатики и компьютерной  лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют  социальным потребностям либо  по уровню доступности, либо  по цене.

- информационная безопасность  личности. Под информационной безопасностью  понимается состояние защищенности  информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование  и развитие в интересах граждан, организаций и государства3. Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В качестве воздействия на личность могут выступать:

- целенаправленное информационное  давление с целью изменения  мировоззрения, политических взглядов  и морально-психологического состояния  людей;

- распространение недостоверной,  искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного  восприятия людьми достоверной  информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют  мощными вещественно-энергетическими  процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в  ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много  порядков выше самой информации4.

За рубежом наблюдение за соблюдением  прав граждан в этом отношении - компетенция  специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

- компьютерная преступность, вирусы.

1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки  и последствия

 

Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание  процессов информатизации. Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации. Необходимо отметить, что понятие "социальное" трактуется в широком и в узком смысле слова:

- "социальное" в широком смысле  слова тождественно понятию "общественное". Рассмотрение в этом смысле  условий и предпосылок информатизации - это анализ реального и необходимого  состояния всех сфер жизни  общества с точки зрения их  готовности воспринять и развивать  информатизацию;

- "социальное" в узком смысле  слова. При этом подходе рассматриваются  информационные особенности существования  различных социальных групп, уровень  их готовности к процессу информатизации, а также изучается социальная  структура в ее соотношении  с процессом информатизации.

Информация о работе Методы решения проблемы