Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации.
Для достижения цели работы следует наметить и решить ряд задач, основными из которых будут являться:
раскрыть понятие «информационное» общество;
рассмотреть условия и предпосылки информатизации общества
дать характеристику состояния информационного общества в России;
рассмотреть методы решения проблемы информатизации;
рассмотреть возможности, предоставляемые информатизацией общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие информационного общества…………………………………………4
1.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации…………………………………………………………………..6
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия………………………………………………………………………..9
1.3 Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации………………………………………………………………....10
1.4 Экономические условия и предпосылки информатизации………………………………………………………………..11
1.5 Политические условия и предпосылки информатизации……………….12
2 Состояние и характеристика проблемы информатизации общества в Российской Федерации…………………………………………………………13
2.1 Характеристика информационного общества…………………………….13
2.2 Информатизация общества в РФ…………………………………………..14
2.3 Содержание проблемы информатизации общества………………………14
Методы решения проблемы
3 …………………………………………………..17
3.1 Социальная структура общества с информационной точки зрения……………………………………………………………………………
3.2 Основные направления законопроектной работы в области информатизации ………………………………………………………………...18
3.3 Развитие процесса информатизации общества……………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие информационного общества…………………………………………4
1.1 Информационный образ жизни: общество
и личность в условиях информатизации…………………………………………
1.2 Информатизация общества:
социальные условия, предпосылки и последствия…………………………………………………
1.3 Технический аспект социальных условий
и предпосылок информатизации…………………………………………
1.4 Экономические условия и предпосылки
информатизации…………………………………………
1.5 Политические условия и предпосылки информатизации……………….12
2 Состояние и характеристика проблемы
информатизации общества в Российской
Федерации………………………………………………………
2.1 Характеристика информационного общества…………………………….13
2.2 Информатизация общества в РФ…………………………………………..14
2.3 Содержание проблемы информатизации общества………………………14
3 Методы решения проблемы…………………………………………………..
3.1 Социальная структура общества с информационной
точки зрения………………………………………………………………
3.2 Основные направления законопроектной работы в области информатизации ………………………………………………………………...18
3.3 Развитие процесса информатизации общества……………………………22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Компьютерная
индустрия подарила людям то, что
не могла дать ни одна социальная революция.
Массовый высокоэффективный компьютер
уже сегодня способен заменить человека
в структуре государственной
информационной машины, взяв на себя те
рутинные функции обработки информации,
для которых тысячелетия весьма
непродуктивно и притом с воспроизводством
социальной напряженности использовался
человек. Информационный прогресс с
неизбежностью ведет к
Цель работы – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации.
Для достижения цели работы следует наметить и решить ряд задач, основными из которых будут являться:
1.
Понятие информационного
Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова1 общество считается информационным, если:
- любой индивид, группа лиц,
предприятие или организация
в любой точке страны и в
любое время могут получить
за соответствующую плату или
бесплатно на основе
- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
- имеются развитые
- происходит процесс ускоренной
автоматизации и роботизации
всех сфер и отраслей
- происходят радикальные
Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие "информационный потенциал". Информационный потенциал в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.
Информационный потенциал - это информационный ресурс в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены2 не только средства информационной техносферы, но также средства, методы и социальные структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:
- технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.
Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий "информатизация" и "компьютеризация" носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет "агрессивный" характер. Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.
Информатизация имеет четкую связь
с эколого-безопасным, устойчивым развитием
общества. Основа информационной экономики
- знания или интеллектуально-
В условиях развертывания информатизации
каждое из диалектически взаимосвязанных
начал человека: физическое, психическое
и социальное требует специального
учета, т.к. только в этом случае новые
возможности информационного
1. Учет физического начала. Проблемы
адаптации людей с
2. У людей различна
Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как: - страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия); "информомания" как болезнь человека, отдающего приоритет общению с ЭВМ, а не с людьми; - утомляемость людей при работе на компьютере и т.д. Уже появился термин "киберболезнь", которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности. Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей. Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например, люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А.Л. Чижевским, насыщая воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека, снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой жидкокристаллический экран, дающий до 64 оттенков серого цвета, что снижает утомляемость глаз. В социально-экономическом отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику.
3. Каждая социальная группа
- информационная безопасность
личности. Под информационной
- целенаправленное
- распространение недостоверной,
- использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.
Информационные воздействия
За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.
- компьютерная преступность, вирусы.
Социальные предпосылки
- "социальное" в широком смысле
слова тождественно понятию "
- "социальное" в узком смысле
слова. При этом подходе