Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации.
Для достижения цели работы следует наметить и решить ряд задач, основными из которых будут являться:
раскрыть понятие «информационное» общество;
рассмотреть условия и предпосылки информатизации общества
дать характеристику состояния информационного общества в России;
рассмотреть методы решения проблемы информатизации;
рассмотреть возможности, предоставляемые информатизацией общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие информационного общества…………………………………………4
1.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации…………………………………………………………………..6
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия………………………………………………………………………..9
1.3 Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации………………………………………………………………....10
1.4 Экономические условия и предпосылки информатизации………………………………………………………………..11
1.5 Политические условия и предпосылки информатизации……………….12
2 Состояние и характеристика проблемы информатизации общества в Российской Федерации…………………………………………………………13
2.1 Характеристика информационного общества…………………………….13
2.2 Информатизация общества в РФ…………………………………………..14
2.3 Содержание проблемы информатизации общества………………………14
Методы решения проблемы
3 …………………………………………………..17
3.1 Социальная структура общества с информационной точки зрения……………………………………………………………………………
3.2 Основные направления законопроектной работы в области информатизации ………………………………………………………………...18
3.3 Развитие процесса информатизации общества……………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов информатизации.
Сейчас в России процесс информатизации вступает в 3-ю фазу развития5.
1-я фаза - начало 70-х годов - появление
вычислительных средств,
2-я фаза - 1983 год, когда была
разработана
1993 год - начало 3 этапа. Необходимость
создания после распада СССР
концепции информатизации РФ. Техническая
база информатизации
Основной экономической
Для производства недостающих России
300 млн. телефонных аппаратов необходима
радикальная перестройка целого
ряда отраслей промышленности, что
потребует громадных
Необходимой предпосылкой информатизации,
как уже отмечалось, является демократизация.
Лишь демократии нужна совершенная
информационная среда. При анализе
политических условий информатизации
в России важно отметить, что в
России весьма неглубоки корни демократии
как нормы политической жизни, явно
недостаточные темпы
2.
Состояние и характеристика
В данной теме необходимо остановиться и на исходных условиях и альтернативных вариантах развития процесса информатизации в России.
А.П. Ершовым предложена следующая метрика6: - ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем КС совокупной вычислительной мощности порядка 10 оп/сек/чел. (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети) ; - завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению упомянутой КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный и оперативный информационный контакт между членами общества по принципу "каждый с каждым").
Средние темпы прироста вычислительной мощности КС в условиях "нормального" развития процесса информатизации - в 10 раз за десятилетие. Весь этап информатизации общества в целом занимает около 7 десятилетий. Примерный необходимый парк технических средств для обеспечения работы узлов КС общества "полной информатизации" численностью населения порядка 100 млн. чел., таков: Телефонные аппараты - 200 млн. ед.
Персональные компьютеры - 100 млн. ед.
Мини-компьютеры - 400 тыс. ед.
Средние ЭВМ - 40 тыс. ед.
Супер-ЭВМ - 400 ед.
Сравнительные данные начало 90-х годов:
- в России развернута
- в США функционирует более 250 млн. телефонных аппаратов и около 40 млн. ПЭВМ. К 2000 году число пользователей в мире достигнет 1 млрд. и количество купленных ПК превысит число купленных телевизоров.
Таким образом, Россия находится на начальной стадии информатизации, США - в ее срединной фазе.
В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние этой проблемы могут служить три факта.
Первый
из них связан с количеством организационных
структур в системе федеральной
власти, которые непосредственно
занимаются проблемой информации и
информатизации. До последнего времени
в структуре аппаратов
Центр информационных и социальных технологий. Центр экономической
конъюнктуры при Правительстве, Федеральный информационный центр России ит.д. Следует иметь в виду, что при каждом министерстве и ведомстве созданы специализированные информационные службы. Универсальные функции в сфере информации выполняют и такие органы, как Совет безопасности и Министерство связи.
О повышении
внимания к этой проблеме можно судить
и по масштабам нормотворчества
в области правового
Заметным
шагом усиления внимания к информации
о гражданах можно считать
решение Правительства о
Третий
факт, который можно использовать
в качестве индикатора состояния
проблемы, связан с качеством использования
информационных ресурсов и дисциплиной
в этой области. Это разговор особый.
Но здесь заметим, что случаи самоосвобождения
от ответственности крупных
Уровень информатизации, определяемый по удельному весу распределения средств связи и обработки информации на 100 или 1000 человек населения, пока не внушает оптимизма. Масштабы физического пространства России, запущенность проблемы, состояние производства в целом и в области компьютеризации, телефонизации страны, в частности в условиях сохраняющейся неопределенности происходящих экономических реформ и кризиса, только наращивают сложность решения одной из важнейших задач современного общества и подтверждают, что промедление недопустимо.
3. Методы решения проблемы
Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего на 10%. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должен внести и прогресс информационной техники и технологии. В какой мере сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению "качества жизни", способствуют улучшению условий "воспроизводства" личности? Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой (информационные центры муниципалитетов, префектур и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое социальное значение приобретает сам факт наличия компьютеров дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.
Выстраивая социальную структуру по одному из критериев: типу собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить полученную структуру "информационным срезом". Очевидно, например, более позитивное отношение к информатизации молодежи по сравнению с людьми более старшего возраста. В других же вариантах структурирования общества не так очевиден "информационный срез", необходимы специальные социологические исследования. Без подобных знаний невозможно эффективное вовлечение в процесс информатизации различных социальных групп.
Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости. Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических решений.
Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения. Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов(например, в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации").7