Методы решения проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации.
Для достижения цели работы следует наметить и решить ряд задач, основными из которых будут являться:
раскрыть понятие «информационное» общество;
рассмотреть условия и предпосылки информатизации общества
дать характеристику состояния информационного общества в России;
рассмотреть методы решения проблемы информатизации;
рассмотреть возможности, предоставляемые информатизацией общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие информационного общества…………………………………………4
1.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации…………………………………………………………………..6
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия………………………………………………………………………..9
1.3 Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации………………………………………………………………....10
1.4 Экономические условия и предпосылки информатизации………………………………………………………………..11
1.5 Политические условия и предпосылки информатизации……………….12
2 Состояние и характеристика проблемы информатизации общества в Российской Федерации…………………………………………………………13
2.1 Характеристика информационного общества…………………………….13
2.2 Информатизация общества в РФ…………………………………………..14
2.3 Содержание проблемы информатизации общества………………………14
Методы решения проблемы
3 …………………………………………………..17
3.1 Социальная структура общества с информационной точки зрения……………………………………………………………………………
3.2 Основные направления законопроектной работы в области информатизации ………………………………………………………………...18
3.3 Развитие процесса информатизации общества……………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

информ.техн.docx

— 52.79 Кб (Скачать файл)

1.3 Технический аспект  социальных условий и предпосылок  информатизации

 

Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов  информатизации.

Сейчас в России процесс информатизации вступает в 3-ю фазу развития5.

1-я фаза - начало 70-х годов - появление  вычислительных средств, позволяющих  вести автоматизированную обработку  символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе  создавались АСУ воздушным и  ж/д транспортом, энергосистемами,  оборонным комплексом.

2-я фаза - 1983 год, когда была  разработана общегосударственная  программа по развитию средств  вычислительной техники и АСУ  до 2000 года (ответ на "вызов"  Японии, заявившей о создании  машин пятого поколения). В 1989 году уточнялась программа информатизации  до 2005 года в связи с необходимостью  отражения в ней средств персональной  информатики.

1993 год - начало 3 этапа. Необходимость  создания после распада СССР  концепции информатизации РФ. Техническая  база информатизации существенно  ослабла из-за принадлежности  ныне ряда оборонных предприятий-производителей  вычислительной техники Украине  и другим странам СНГ. Рассматривая  технический аспект условий информатизации  в России отметим, что в стране  накоплен достаточно мощный потенциал,  который при разумной конверсии  позволяет решить технический  аспект проблемы информатизации. В качестве обнадеживающих тенденций  можно отметить: приближение качества  так называемых "красной" и  "желтой" сборок компьютеров,  тот факт, что в 1993 году уже  каждый третий проданный в России персональный компьютер был собран на ее территории, а также начало работ по мелкосерийному производству супер-ЭВМ "Эльбрус". В обществе создается и динамично наращивает свои возможности развитая коммуникационная сеть (КС), представленная узлами переработки данных и линиями связи. По состоянию коммуникационной сети можно оценить на каком этапе информатизации (начальном, срединном, завершающем) находится то или иное общество. Этап наступает при наличии комплекса предпосылок, рассмотрение которых позволяет раскрыть многоаспектность проблемы информатизации.

1.4 Экономические условия  и предпосылки информатизации

 

Основной экономической предпосылкой является демонополизация экономики. Объемы выделяемых и необходимых  для информатизации финансовых средств различаются на три порядка (стоимость суперкомпьютера - около 15-20 млн. $). В стране продолжается экономический кризис. Стихийный процесс конверсии не позволяет использовать возможности военной сферы для нужд информатизации. Сегодня реальные финансовые средства для информатизации имеют регионы.

Для производства недостающих России 300 млн. телефонных аппаратов необходима радикальная перестройка целого ряда отраслей промышленности, что  потребует громадных капиталовложений. Решение проблемы телефонизации  в России осуществляется преимущественно  за счет систем космической связи (введение системы "Экспресс", имеющей в 3-4 раза большую чем у ныне действующей системы "Горизонт" пропускную способность, совместная эксплуатация военных спутников и т.д.). Объем продаж в США "информационной" электроники в 80-х годах рос с темпом в 10 раз за десятилетие.

1.5 Политические условия  и предпосылки информатизации

 

Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось, является демократизация. Лишь демократии нужна совершенная  информационная среда. При анализе  политических условий информатизации в России важно отметить, что в  России весьма неглубоки корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации России связаны с не легитимным характером современной власти. Отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.

 

 

 

2. Состояние и характеристика проблемы  информатизации общества в Российской  Федерации

 

В данной теме необходимо остановиться и на исходных условиях и альтернативных вариантах развития процесса информатизации в России.

2.1 Характеристика информационного  общества

 

А.П. Ершовым предложена следующая метрика6: - ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем КС совокупной вычислительной мощности порядка 10 оп/сек/чел. (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети) ; - завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению упомянутой КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный и оперативный информационный контакт между членами общества по принципу "каждый с каждым").

Средние темпы прироста вычислительной мощности КС в условиях "нормального" развития процесса информатизации - в 10 раз за десятилетие. Весь этап информатизации общества в целом занимает около 7 десятилетий. Примерный необходимый  парк технических средств для обеспечения работы узлов КС общества "полной информатизации" численностью населения порядка 100 млн. чел., таков: Телефонные аппараты - 200 млн. ед.

Персональные компьютеры - 100 млн. ед.

Мини-компьютеры - 400 тыс. ед.

Средние ЭВМ - 40 тыс. ед.

Супер-ЭВМ - 400 ед.

 

2.2 Информатизация общества  в РФ

 

Сравнительные данные начало 90-х годов:

- в России развернута телефонная  сеть на 30 млн. аппаратов, т.е.  существенная для информатизации  техническая предпосылка уровень  телефонизации - весьма невысок.  Количество телефонов на 1000 жителей  в ряде стран (по состоянию  на 1991г): Швейцария 1289; США - 650; Великобритания - 521; СССР -111... Турция -55. По состоянию  на 1993 год Россия по уровню  оснащения телефонами занимает 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам экспертов, в России  работают около 7-8 млн. ПЭВМ, а  их ежегодное пополнение отечественной  продукцией не превосходит 1 млн.  ед. ;

- в США функционирует более  250 млн. телефонных аппаратов и  около 40 млн. ПЭВМ. К 2000 году  число пользователей в мире  достигнет 1 млрд. и количество  купленных ПК превысит число  купленных телевизоров.

Таким образом, Россия находится на начальной стадии информатизации, США - в ее срединной фазе.

2.3 Содержание проблемы  информатизации общества

 

В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние этой проблемы могут служить три факта.

Первый  из них связан с количеством организационных  структур в системе федеральной  власти, которые непосредственно  занимаются проблемой информации и  информатизации. До последнего времени  в структуре аппаратов Президента и Правительства Российской Федерации  насчитывалось свыше 20специализированных структур этого профиля. Кроме таких  крупных структур, как Комитет  РФ по информатизации, в настоящее  время преобразованный в Комитет  при Президенте Российской Федерации  по политике информатизации, Федеральное  агентство правительственной связи и информации, Государственная техническая комиссия при Президенте, Государственно-правовое управление и ряд других информационно-аналитических центров в аппарате Президента. При Правительстве также действует несколько структур информационного назначения. Это органы статистики, стандартизации, метрологии и сертификации; по патентам и торговым знакам. Государственная архивная служба: Росинформресурс, ориентированный на научно-техническую информацию.

Центр информационных и социальных технологий. Центр экономической

конъюнктуры при Правительстве, Федеральный  информационный центр России ит.д. Следует иметь в виду, что при каждом министерстве и ведомстве созданы специализированные информационные службы. Универсальные функции в сфере информации выполняют и такие органы, как Совет безопасности и Министерство связи.

О повышении  внимания к этой проблеме можно судить и по масштабам нормотворчества  в области правового регулирования  проблем информации и информатизации. Если за 1992 г. было принято примерно 60 актов Верховного Совета Российской Федерации, Президента и Правительства, то в 1993 г. Их выпущено более 100. Причем в их составе число законов занимает весьма скромное место. Строго по вопросам информатизации их лишь несколько. Это законы, касающиеся охраны программ для ЭВМ и микросхем, Закон о государственной тайне. Другие законы касаются данной проблемы косвенно или фрагментарно. Из их числа наиболее значителен Закон об авторском праве и смежных правах. Растет число указов Президента и распоряжений Правительства. В 1992 г. было издано примерно 20 указов и распоряжений Президента, а в 1993 - более 30; число актов Правительства возросло с 23 до52. Наиболее емким является пакет актов Президента по упорядочению правовой информации в рамках России и правил ее обращения в отношениях со странами СНГ. Позитивное значение имеют акты, направленные на упорядочение правовой, архивной, статистической, метрологической, учетной документированной информации.

Заметным  шагом усиления внимания к информации о гражданах можно считать  решение Правительства о формировании целевой федеральной программы создания общегосударственной автоматизированной системы учета населения и официальных документов, удостоверяющих личность.

Третий  факт, который можно использовать в качестве индикатора состояния  проблемы, связан с качеством использования  информационных ресурсов и дисциплиной  в этой области. Это разговор особый. Но здесь заметим, что случаи самоосвобождения от ответственности крупных государственных  чиновников и политических деятелей по формуле "не знал"достаточно ясно говорят о состоянии информационных систем и об отношении должностных лиц и органов к информационному ресурсу. Это свидетельствует и о том, что нет правового механизма ответственности за правонарушения в формировании, содержании и использовании информации в системе государственной власти, в экономике страны, в производстве. Нет недостатка в публикациях, которые подтверждают фактически отсутствие информации бюджетной, налоговой, любой учетно-аналитической, необходимой для управления; о правах граждан и порядке их реализации, нет упорядоченной системы информации об экстремальных ситуациях.

Уровень информатизации, определяемый по удельному  весу распределения средств связи и обработки информации на 100 или 1000 человек населения, пока не внушает оптимизма. Масштабы физического пространства России, запущенность проблемы, состояние производства в целом и в области компьютеризации, телефонизации страны, в частности в условиях сохраняющейся неопределенности происходящих экономических реформ и кризиса, только наращивают сложность решения одной из важнейших задач современного общества и подтверждают, что промедление недопустимо.

 

3. Методы решения проблемы

 

Потенциальные способности мозга  человека используются в среднем  всего на 10%. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к  объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую  свою лепту должен внести и прогресс информационной техники и технологии. В какой мере сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению "качества жизни", способствуют улучшению условий "воспроизводства" личности? Для этого необходим  свободный доступ каждого человека к социально-бытовой (информационные центры муниципалитетов, префектур  и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое социальное значение приобретает  сам факт наличия компьютеров  дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.

3.1 Социальная структура  общества с информационной точки  зрения

 

Выстраивая социальную структуру  по одному из критериев: типу собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить полученную структуру "информационным срезом". Очевидно, например, более позитивное отношение  к информатизации молодежи по сравнению  с людьми более старшего возраста. В других же вариантах структурирования общества не так очевиден "информационный срез", необходимы специальные социологические исследования. Без подобных знаний невозможно эффективное вовлечение в процесс информатизации различных социальных групп.

Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости. Общеизвестна роль таких факторов как  количество и качество вооруженных  сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических решений.

Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения. Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов(например, в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации").7

Информация о работе Методы решения проблемы