Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации.
Для достижения цели работы следует наметить и решить ряд задач, основными из которых будут являться:
раскрыть понятие «информационное» общество;
рассмотреть условия и предпосылки информатизации общества
дать характеристику состояния информационного общества в России;
рассмотреть методы решения проблемы информатизации;
рассмотреть возможности, предоставляемые информатизацией общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие информационного общества…………………………………………4
1.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации…………………………………………………………………..6
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия………………………………………………………………………..9
1.3 Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации………………………………………………………………....10
1.4 Экономические условия и предпосылки информатизации………………………………………………………………..11
1.5 Политические условия и предпосылки информатизации……………….12
2 Состояние и характеристика проблемы информатизации общества в Российской Федерации…………………………………………………………13
2.1 Характеристика информационного общества…………………………….13
2.2 Информатизация общества в РФ…………………………………………..14
2.3 Содержание проблемы информатизации общества………………………14
Методы решения проблемы
3 …………………………………………………..17
3.1 Социальная структура общества с информационной точки зрения……………………………………………………………………………
3.2 Основные направления законопроектной работы в области информатизации ………………………………………………………………...18
3.3 Развитие процесса информатизации общества……………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления: - создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России; формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния; - обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений.
В Концепции формирования и развития
единого информационного
Концепция информационной безопасности является составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляет собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методов и средств защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Конституция РФ официально признает
право граждан на информацию и
этим вводит законодательство России
в систему международных норм,
признающих это право естественным
и политическим одновременно. Основной
Закон закрепляет в ведении органов
государственной власти Российской
Федерации федеральную
Анализ текущего законодательства,
показывает, что тема информации пользуется
все большим вниманием
Информация - важнейший ресурс управления
и всех форм жизнеобеспечения общества.
Эпицентром включения информации как
ресурса в систему права
Решение проблем права собственности на объекты, символизирующие "информацию" в ее самых разных ипостасях, позволит подойти ко многим правовым проблемам организации, обработки, защиты и использования информации более квалифицированно, чем это делается в настоящее время, заложит основу развития специального законодательства об информации и информатизации, поможет разработать основы информационной безопасности и безопасности граждан и общества на базе новейших технических достижений.В массиве действующего законодательства кроме Закона о средствах массовой информации, законов о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, о правовой охране топологий интегральных микросхем, о ФАПСИ, Закона РФ о государственной тайне, пока нет закона, который бы создавал фундаментальную основу для единообразного решения важнейших исходных позиций в области формирования и использования информационных ресурсов страны, развития процесса информатизации и одновременно позволял обеспечивать согласованное, скоординированное нормотворчество на других уровнях.
Выполнить такую роль призван Закон РФ, проект которого назван "Об информации, информатизации и защите информации". Критично относясь к его громоздкому названию, отметим, что этот акт содержит ряд позиций, которые позволяют рассматривать его как базовый в системе законодательства по информации и информатизации.
Во-первых, он достаточно четко определяет сферу информационного ресурса и отношений, которые регулируются данным законом. Это - сфера документированной информации.
Во-вторых, он увязывает в единой
системе важнейшие области
В-третьих, проект данного закона нормативно закрепляет единообразное понимание законодателем, а следовательно, и всей нормативной практикой, терминов и понятий, используемых в информационных отношениях. Напомню, что "документированная информация (документ)" понимается как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Информатизация с учетом оценки процесса развития информационного общества определена как "организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей общества на основе формирования и использования информационных ресурсов с применением перспективных информационных технологий".
Еще одно важное определение касается
информационных ресурсов. Они понимаются
как "отдельные документы и
отдельные массивы документов, документы
и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, фондах, банках
данных, других информационных системах),
являющиеся предметом отношений
юридических лиц, граждан и государства".
Конституция РФ, следуя международным нормам, закрепляет право граждан на информацию, создавая основу для специальных законов в этой области. Упомянутый проект Закона об информации, информатизации и защите информации последовательно развивает идею права граждан на информацию и впервые официально закрепляет право на информацию юридических лиц и государства как субъекта международных отношений.
Специальная глава посвящена проблеме информационных ресурсов. Центральное место при этом занимает вопрос о правовом режиме информации. Институт правового режима применительно к такому объекту, как "информация", реализуется через четыре параметра: правила документирования информации как сведений о фактах, событиях, процессах, явлениях; установление права собственности на информационный ресурс: определение и оформление информации по категории доступа с учетом открытого и ограниченного доступа; установление правил защиты информации и права на информацию.
Сейчас во всем мире в процессе
информатизации сильно превалирует
развитие программно-технических
Социальные структуры и
Существует два смысла понятия – информационный образ жизни:
1. образ жизни людей в
2. информационный аспект образа жизни.
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. Основные составляющие образа жизни:
- трудовая;
- общественно-политическая;
- учебная;
- бытовая;
- социально-культурная;
- досуговая деятельность.
Рассмотрим новые возможности,
предоставляемые
- общественно-политическая
- учебная деятельность. Активно
развивающаяся педагогическая
Заключение
Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI в. Благодаря стремительному увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество.
Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости. Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения. Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов(например, в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации")
1 Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. -М.: 2001, с. 217.
2 Колин К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества. – М.: Социальная информатика, 1999. – 465 с.
3 Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года.
4 Вовканыч С. И., Парфенцева Н. А. "Социальный интеллект": метафора или научное понятие. / Социс, 1993, № 8- с. 153.
5 Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. -С–Пб.: 2004, с. 356.