Методы решения проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть проблемы информатизации общества в Российской Федерации.
Для достижения цели работы следует наметить и решить ряд задач, основными из которых будут являться:
раскрыть понятие «информационное» общество;
рассмотреть условия и предпосылки информатизации общества
дать характеристику состояния информационного общества в России;
рассмотреть методы решения проблемы информатизации;
рассмотреть возможности, предоставляемые информатизацией общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие информационного общества…………………………………………4
1.1 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации…………………………………………………………………..6
1.2 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия………………………………………………………………………..9
1.3 Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации………………………………………………………………....10
1.4 Экономические условия и предпосылки информатизации………………………………………………………………..11
1.5 Политические условия и предпосылки информатизации……………….12
2 Состояние и характеристика проблемы информатизации общества в Российской Федерации…………………………………………………………13
2.1 Характеристика информационного общества…………………………….13
2.2 Информатизация общества в РФ…………………………………………..14
2.3 Содержание проблемы информатизации общества………………………14
Методы решения проблемы
3 …………………………………………………..17
3.1 Социальная структура общества с информационной точки зрения……………………………………………………………………………
3.2 Основные направления законопроектной работы в области информатизации ………………………………………………………………...18
3.3 Развитие процесса информатизации общества……………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

информ.техн.docx

— 52.79 Кб (Скачать файл)

3.2 Основные направления  законопроектной работы в области  информатизации

 

Государственная политика в области  информатизации России, получившая новый  импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления: - создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с  обеспечением их совместимости и  взаимодействия в едином информационном пространстве России; формирование и  защиту информационных ресурсов государства  как национального достояния; - обеспечение  интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд  других направлений.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления. Активно дорабатывается.

Концепция информационной безопасности является составной частью Концепции  национальной безопасности РФ и представляет собой официально принятую систему  взглядов на проблему информационной безопасности, методов и средств  защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Конституция РФ официально признает право граждан на информацию и  этим вводит законодательство России в систему международных норм, признающих это право естественным и политическим одновременно. Основной Закон закрепляет в ведении органов  государственной власти Российской Федерации федеральную информацию и связь. Это создает конституционную  основу для решения многих проблем  информатизации, хотя не исчерпывает  их.

Анализ текущего законодательства, показывает, что тема информации пользуется все большим вниманием законодателя. И это происходит, несомненно, под  влиянием требований самой жизни.

Информация - важнейший ресурс управления и всех форм жизнеобеспечения общества. Эпицентром включения информации как  ресурса в систему права являются в настоящее время кроме института  прав граждан институты собственности: "информация", "информатика", "информатизация", "компьютеризация" - в разных аспектах касаются инструментария и механизмов материальной (вещной) и интеллектуальной собственности. Эти объекты отношений вызывают к жизни самые различные сочетания  элементов институтов материальной и интеллектуальной собственности  и ставят новые вопросы перед  теорией и практикой правовой науки, перед законодательством.

Решение проблем права собственности  на объекты, символизирующие "информацию" в ее самых разных ипостасях, позволит подойти ко многим правовым проблемам организации, обработки, защиты и использования информации более квалифицированно, чем это делается в настоящее время, заложит основу развития специального законодательства об информации и информатизации, поможет разработать основы информационной безопасности и безопасности граждан и общества на базе новейших технических достижений.В массиве действующего законодательства кроме Закона о средствах массовой информации, законов о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, о правовой охране топологий интегральных микросхем, о ФАПСИ, Закона РФ о государственной тайне, пока нет закона, который бы создавал фундаментальную основу для единообразного решения важнейших исходных позиций в области формирования и использования информационных ресурсов страны, развития процесса информатизации и одновременно позволял обеспечивать согласованное, скоординированное нормотворчество на других уровнях.

Выполнить такую роль призван Закон РФ, проект которого назван "Об информации, информатизации и защите информации". Критично относясь к его громоздкому названию, отметим, что этот акт содержит ряд позиций, которые позволяют рассматривать его как базовый в системе законодательства по информации и информатизации.

Во-первых, он достаточно четко определяет сферу информационного ресурса  и отношений, которые регулируются данным законом. Это - сфера документированной  информации.

Во-вторых, он увязывает в единой системе важнейшие области информатизации: информацию как ресурс, информатизацию как процесс и проблемы защиты информации и прав субъектов, что  отражено в его названии и в  структуре.

В-третьих, проект данного закона нормативно закрепляет единообразное понимание  законодателем, а следовательно, и всей нормативной практикой, терминов и понятий, используемых в информационных отношениях. Напомню, что "документированная информация (документ)" понимается как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Информатизация с учетом оценки процесса развития информационного общества определена как "организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей общества на основе формирования и использования информационных ресурсов с применением перспективных информационных технологий".

Еще одно важное определение касается информационных ресурсов. Они понимаются как "отдельные документы и  отдельные массивы документов, документы  и массивы документов в информационных системах (библиотеках, фондах, банках данных, других информационных системах), являющиеся предметом отношений  юридических лиц, граждан и государства".Результатом методологического обоснования содержания и структуры данного закона служит установка на строгое следование логической связи предметных областей отношений, связанных с документированной информацией и информатизацией. Предварительным условием формирования и развития этих отношений является установление права на информацию различных субъектов и правового режима самой информации как предмета отношений

Конституция РФ, следуя международным  нормам, закрепляет право граждан  на информацию, создавая основу для  специальных законов в этой области. Упомянутый проект Закона об информации, информатизации и защите информации последовательно развивает идею права граждан на информацию и  впервые официально закрепляет право  на информацию юридических лиц и  государства как субъекта международных  отношений.

Специальная глава посвящена проблеме информационных ресурсов. Центральное  место при этом занимает вопрос о  правовом режиме информации. Институт правового режима применительно  к такому объекту, как "информация", реализуется через четыре параметра: правила документирования информации как сведений о фактах, событиях, процессах, явлениях; установление права собственности на информационный ресурс: определение и оформление информации по категории доступа с учетом открытого и ограниченного доступа; установление правил защиты информации и права на информацию.

3.3 Развитие процесса информатизации  общества

 

Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует  развитие программно-технических средств  информатизации ("железо"+ программное  обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам  информация. Системы социальной информации в России практически не существует.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации  информационных ресурсов общества - это, например, институты образования  и семьи. Особое значение в плане  интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места  и роли каждого индивидуального  интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Существует два смысла понятия  – информационный образ жизни:

1. образ жизни людей в информационном  обществе, где все стороны жизни  в значительной степени пронизываются  информационными отношениями, базирующимися  на современных информационных  технологиях;

2. информационный аспект образа  жизни.

Сегодня учеными и специалистами  ставится вопрос о необходимости  развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. Основные составляющие образа жизни:

- трудовая;

- общественно-политическая;

- учебная;

- бытовая;

- социально-культурная;

- досуговая деятельность.

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда слагаемых  информационного образа жизни.

- общественно-политическая деятельность  обретает новую глубину с использованием  интерактивного телевидения (телевидения  с обратной связью). Добавление  к обычному телевизору передающего  устройства с пультом обратной  связи позволяет зрителю реагировать  на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.8

- учебная деятельность. Активно  развивающаяся педагогическая информатика  занимается проблемами создания  и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования: от "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения. В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации  в XXI в. Благодаря стремительному увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество.

Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости. Общеизвестна роль таких факторов как  количество и качество вооруженных  сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых  дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения. Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов(например, в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации")

Список литературы

 

    1. Каныгин Ю.М., Маркашов В. Е. Информатизация: социальный аспект. / Вестник ВОИВТ, 2010 - № 2, с. 31.
    2. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества. – М.: Социальная информатика, 2009. – 465 с.
    3. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. – Саратов: 2012, 234 с.
    4. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. -С–Пб.: 2010, с. 356.
    5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. -М.: 2012, с. 217.
    6. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации / Вестник ВОИВТ, 2003, № 1-3, с. 35-45.

1 Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. -М.: 2001, с. 217.

2 Колин К. К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества. – М.: Социальная информатика, 1999. – 465 с.

3 Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года. 

4 Вовканыч С. И., Парфенцева Н. А. "Социальный интеллект": метафора или научное понятие. / Социс, 1993, № 8-  с. 153.

5 Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. -С–Пб.: 2004, с. 356.

Информация о работе Методы решения проблемы