Моделирование налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Работы по математическому моделированию процессов налогообложения активно ведутся во многих странах (США, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Венгрия, Румыния и др.). В России так же разрабатываются подходы к математическому моделированию процессов налогообложения предприятий и организаций. Отметим, однако, что интересные результаты, прежде всего по моделированию налогообложения физических лиц, получены в Научно-исследовательском финансовом институте Минфина РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИТУАЦИИ В
СТРАНЕ…………………………………………………...……………………….5
1.1. Становление и развитие налоговой системы в России…………………….5
1.2. Основные тенденции развития налоговой ситуации в России…………....6
1.3. Математические модели налогообложения, используемые в зарубежных странах……………………………………………………………..……………12
Глава 2. Подходы к экономико-математическому моделированию процессов налогообложения……………………15
2.1. О разработке подходов к моделированию поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации………………………………………………………………...……...15
2.2. Об анализе математического и программного обеспечения……………..21
Глава 3. ПОДХОДЫ К СБОРУ И ОБОБЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ПРОЦЕССАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………...……….24
3.1. Анализ возможности использования АИС для сбора и обобщения информации о налоговых поступлениях……………………………………….24
3.2. Сбор и обобщение данных об экономических показателях, связанных с функционированием системы налогообложения……………….…………….25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение……………………………………………………..………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по мат.моделированию.docx

— 85.90 Кб (Скачать файл)

- доходов от привлечения на  финансовый рынок инвесторов-нерезидентов и других.

 

 

1.2.5. Налоговый кодекс Российской Федерации

 

Его проект (общая часть) разработан и представлен в Правительство  Российской Федерации. В стадии разработки и согласования находятся 2, 3 и  4 части Налогового кодекса.

В интересах сохранения целостности  Российского государства, обеспечения  стабильности, предсказуемости, ясности  налогообложения в проекте Налогового кодекса РФ предусмотрено четкое определение полномочий федеральных  и региональных органов власти и  органов местного самоуправления в  вопросе регулирования налоговых  отношений.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах вопросов совместного  ведения  РФ и субъектов Федерации, определяя общие принципы налогообложения  и сборов, предлагается установить исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов  и сборов, существенно сократить  их количество. В общей части Налогового кодекса насчитывается не более 30 налогов и сборов.

В первой части Налогового кодекса  предусматривается поэтапное реформирование налоговой системы и устранение имеющихся недостатков в налогообложении  юридических и физических лиц. Ныне действующие основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог  с физических лиц, ресурсные платежи) сохраняются. В то же время в перечень налогов дополнительно включен социальный налог (вместо системы отчислений предприятий в государственные внебюджетные фонды), из налогообложения прибыли предприятий и доходов населения выделен налог на капитал - вместо налогообложения доходов предприятий по особым ставкам (дивидендов и т.п.). Намечена также поэтапная отмена налогов, взимаемых с выручки и имеющих целевое назначение (транспортный налог, сбор на нужды образовательных учреждений и т.п.).

Резкое сокращение количества налогов  предполагается провести на региональном и местном уровне.

Так, ст.13 Налогового кодекса предусмотрены  следующие налоги и сборы (проект):

- налог на землю;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на недвижимость;

- налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем;

- налоги, связанные с использованием муниципального жилищного фонда и объектов инфраструктуры города (района);

- налог на рекламу;

- налог с различных продаж;

- гостиничный налог;

- сбор за имущество, полученное в собственность в порядке наследования или дарения;

- курортный сбор;

- сбор за использование местной символики;

- местные лицензионные сборы.

Таким образом, количество местных  налогов сократилось значительно  по сравнению с действующей налоговой  системой. Некоторые налоги сокращены, некоторые сохранены. Появились  новые налоги, которых нет в  действующей системе.  К таким  налогам относится налог на недвижимость.

По проекту российского законодательства налог на недвижимость вводится в  действие по совместному или согласованному решению органа местного самоуправления и соответствующего регионального  органа власти. Одновременно указанные  органы принимают решение о прекращении  действия соответствующих местных  и региональных налогов: налога на имущество юридических лиц, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Предлагается учредить единый налог  на недвижимое имущество как юридических, так и физических лиц, включая  иностранных, расположенных на территории РФ, вместо действующих в настоящее  время налога на имущество предприятий, налога на имущество физически х  лиц и платы на землю.

Предусматривается, что объектом налогообложения  будет являться недвижимость, находящаяся  в собственности, владении или пользовании.

В настоящее время налог на имущество  дает 7% поступлений в бюджет территорий, налог на землю - 0,5 %, однако расходы  по его сбору превышают эту  сумму в 2-2,5 раза. Что касается налога на имущество физических лиц, то эта  сумма в бюджет ничтожно мала.

В проекте предполагается введение минимума налоговых льгот. Предполагается, что льготы будут предоставляться  бюджетным и религиозным организациям, а также по международным межправительственным соглашениям во избежание двойного налогообложения.

Действующая в настоящее время  система налоговых льгот очень  громоздка, порой трудно применима на практике и не всегда социально себя оправдывает.

Право устанавливать дополнительные льготы по категориям плательщиков будет  предоставлено местным органам  власти. Устанавливать льготу для  отдельных предприятий не разрешается.

Однако, учитывая то, что для физических лиц уплата налога рассчитанного  от рыночной стоимости недвижимости, может оказаться непосильным  налоговым бременем, в проекте  предусмотрена необходимая льгота. Недвижимость, находящаяся в собственности (владении, пользовании) физических лиц, в пределах социальных норм жилья  на каждого члена семьи, устанавливаемых решением органов мест самоуправления, данным налогом облагаться не будет. Но необходима единая методика оценки недвижимости.

Платежи в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости предлагается объединить с тем, чтобы не создавать  трудности при составлении налоговой  отчетности.

В законопроекте предусмотрен налог  с продаж. Кроме того, для защиты налогоплательщиков вводится понятие  налоговой тайны.

Детально и подробно описаны  содержание налоговых нарушений  и налоговых преступлений, процедурные  вопросы.

Проектом Налогового кодекса признается новая категория налогоплательщика - это консолидированная группа. Так, консолидированной группой  налогоплательщиков признается объединение  российских предприятий, имеющих место  нахождения в Российской Федерации, выступающее в качестве одного налогоплательщика  как в отношении одного или  нескольких федеральных налогов  и сборов, так и в отношении  региональных налогов и сборов в  случаях, установленных налоговым  законодательством.

Однозначно устанавливается приоритет  при налогообложении норм налогового законодательства в случае возникновения  коллизии между нормами налогового законодательства и нормами другого  законодательства.

Определены порядок и условия  предоставления отсрочек и рассрочек  налогоплательщику.

Отсрочка уплаты налогов должна носить более гибкий характер, особенно в случаях, когда это отвечает интересам государства.

Установлены порядок и условия  предоставления инвестиционного налогового кредита. Так, он может быть предоставлен:

- на проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ;

- на собственное техническое  перевооружение, в том числе на  создание рабочих мест для  инвалидов или защиту окружающей  среды от загрязнения;

- на осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

- на выполнение особо важного  заказа по социально-экономическому  развитию регионов или предоставлением  особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по федеральному и (или) региональному  налогам на прибыль.

В практике предусмотрена ответственность  банка в том случае, если открытие счета или перечисление средств  в бюджет со счета налогоплательщика, открытого в банке, были осуществлены с нарушениями порядка, установленного кодексом. Вопрос об участии банков в налоговом процессе -  один из наиболее острых.

Вводится понятие налогового дисконта. Дисконт применяется в банковской деятельности как учетный процент, взимаемый банками при учете  векселей; в практике валютного и  товарного рынков: как  скидка с  курса валюты по наличным операциям, а также скидка с установленной  ранее цены товара, предоставляемая  одному или группе покупателей, и  в практике фондовой биржи, как разница  между номиналом ценной бумаги и  ее биржевым курсом в случае, когда  последний ниже.

В проекте Налогового кодекса признается действие налогового органа (не по решению  суда) по ограничению права собственности  обязанного лица в отношении его  имущество. Арест имущества может  быть полным или условным.

Почти четвертая часть документа  посвящена налоговому контролю. На налоговые органы, за исключением  органов Госналогслужбы России, возложены  функции дознания, а также им разрешается  осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, которые готовят, совершают или совершили противоправное деяние, признаваемое преступлением.

В целом в проекте первой части  Налогового кодекса просматриваются  три основополагающих направления:

- изменение полномочий федеральных  и региональных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в части установления  новых налогов и их ставок;

- облегчение налогового бремени,  начавшееся с отмены налога  на превышение фонда оплаты  труда сверх нормируемой величины  и специального налога, а также  сокращение количества действующих налогов со 150-200 до 30;

- некоторая либерализация и  рационализация ответственности  налогоплательщиков и повышение  ответственности налоговых органов  за несоблюдение налоговой тайны.

Налоговый кодекс коснется всех юридических  и физических лиц, а также бюджетно-налоговых  взаимоотношений на всех уровнях.

 

1.3. Математические модели налогообложения, используемые в зарубежных странах

 

Рассмотрим зарубежный опыт моделирования  процессов налогообложения (по материалам Всемирной налоговой школы в Копенгагене).

 

1.3.1. Канадская модель Т2

 

Посвящена моделированию изменения  нормы вычетов из налоговых обязательств затрат капитальных активов (при  уплате налогов на прибыль). Предполагается, что каждая фирма самостоятельно проводит максимизацию скидок и минимизацию  налоговых сборов.

Анализируются изменения в первый год после управляющего воздействия  и в "зрелой" системе через  большой промежуток времени. Любопытно, что управляющим воздействием является не изменение ставки налога, а изменение  правил расчета амортизационных  исчислений, причем это изменение  касается лишь вновь приобретаемых  единиц основных фондов (поэтому новые  ставки амортизации лишь постепенно распространяются на налоговую базу).

В модели "зрелой" системы налогообложения  используются такие параметры, как:

- средняя прошлая норма прироста  капитала,

- показатель экспоненциальной  амортизации,

- индекс цен для капитала (учитывающий,  например, рост во времени стоимости  участков земли в неизменных  ценах),

- средний коэффициент (индекс) инфляции (для народного хозяйства в  целом),

- норма вычетов из налоговой  базы затрат капитальных активов.

Моделируется также влияние  на налоговые поступления изменения  ставки зачета налога на инвестиции.

Модель построена на основе выборки  налоговых деклараций 15000 из 760000 фирм Канады.

1.3.2. Модели поступлений от налога на добавленную стоимость

 

В Румынии (и ранее в Венгрии) для оценки суммарных поступлений  от налога на добавленную стоимость  сначала оценивают налоговую  базу на основе макроэкономических показателей. Считают, что она равна:

(валовой внутренний продукт) + (импорт) - (экспорт) - (фиксированные капиталовложения) - (изменение запасов) - (добавленная  стоимость по освобожденным от  налога секторам) - (оценка НДС  для малого бизнеса и строительства  частного жилья [до 1992 г.]).

Прогноз на следующий год осуществляется умножением налоговой базы предыдущего  года на коэффициент, равный сумме прогнозов  индекса инфляции и экономического роста за следующий год.

Действительная ставка налоговых  поступлений от НДС рассчитывается путем деления объема чистых поступлений  на налоговую базу. Для целей прогноза налоговая ставка считается постоянной (либо прогнозируется с помощью теории временных рядов).

Прогноз объема налоговых поступлений  получают перемножением прогнозов  объема налоговой базы и прогноза действительной ставки поступлений  от НДС.

В Венгрии в Министерстве финансов разработана модель налоговой базы и поступлений от налога на добавленную  стоимость на основе межотраслевой  модели "вход-выход" (21 отрасль).

 

1.3.3. Модель подоходного налога в Великобритании

 

Она построена на основе репрезентативной выборки, включающей 80000 налогоплательщиков (физических лиц) из 25 миллионов плательщиков подоходного налога. Используются данные налоговых деклараций.

С использованием соображений демографии, социологии, медицинской статистики и макроэкономики прогнозируется изменение  налоговой базы, при этом структура  модели определяется экспертами из представителей перечисленных наук, а коэффициенты оцениваются по выборочным данным.

Информация о работе Моделирование налогообложения