Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа
Работы по математическому моделированию процессов налогообложения активно ведутся во многих странах (США, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Венгрия, Румыния и др.). В России так же разрабатываются подходы к математическому моделированию процессов налогообложения предприятий и организаций. Отметим, однако, что интересные результаты, прежде всего по моделированию налогообложения физических лиц, получены в Научно-исследовательском финансовом институте Минфина РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИТУАЦИИ В
СТРАНЕ…………………………………………………...……………………….5
1.1. Становление и развитие налоговой системы в России…………………….5
1.2. Основные тенденции развития налоговой ситуации в России…………....6
1.3. Математические модели налогообложения, используемые в зарубежных странах……………………………………………………………..……………12
Глава 2. Подходы к экономико-математическому моделированию процессов налогообложения……………………15
2.1. О разработке подходов к моделированию поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации………………………………………………………………...……...15
2.2. Об анализе математического и программного обеспечения……………..21
Глава 3. ПОДХОДЫ К СБОРУ И ОБОБЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ПРОЦЕССАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………...……….24
3.1. Анализ возможности использования АИС для сбора и обобщения информации о налоговых поступлениях……………………………………….24
3.2. Сбор и обобщение данных об экономических показателях, связанных с функционированием системы налогообложения……………….…………….25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение……………………………………………………..………………..36
- доходов от привлечения на финансовый рынок инвесторов-нерезидентов и других.
1.2.5. Налоговый кодекс Российской Федерации
Его проект (общая часть) разработан и представлен в Правительство Российской Федерации. В стадии разработки и согласования находятся 2, 3 и 4 части Налогового кодекса.
В интересах сохранения целостности
Российского государства, обеспечения
стабильности, предсказуемости, ясности
налогообложения в проекте
В соответствии с Конституцией РФ в пределах вопросов совместного ведения РФ и субъектов Федерации, определяя общие принципы налогообложения и сборов, предлагается установить исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, существенно сократить их количество. В общей части Налогового кодекса насчитывается не более 30 налогов и сборов.
В первой части Налогового кодекса
предусматривается поэтапное
Резкое сокращение количества налогов предполагается провести на региональном и местном уровне.
Так, ст.13 Налогового кодекса предусмотрены следующие налоги и сборы (проект):
- налог на землю;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на недвижимость;
- налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем;
- налоги, связанные с использованием муниципального жилищного фонда и объектов инфраструктуры города (района);
- налог на рекламу;
- налог с различных продаж;
- гостиничный налог;
- сбор за имущество, полученное в собственность в порядке наследования или дарения;
- курортный сбор;
- сбор за использование местной символики;
- местные лицензионные сборы.
Таким образом, количество местных
налогов сократилось
По проекту российского
Предлагается учредить единый налог на недвижимое имущество как юридических, так и физических лиц, включая иностранных, расположенных на территории РФ, вместо действующих в настоящее время налога на имущество предприятий, налога на имущество физически х лиц и платы на землю.
Предусматривается, что объектом налогообложения будет являться недвижимость, находящаяся в собственности, владении или пользовании.
В настоящее время налог на имущество дает 7% поступлений в бюджет территорий, налог на землю - 0,5 %, однако расходы по его сбору превышают эту сумму в 2-2,5 раза. Что касается налога на имущество физических лиц, то эта сумма в бюджет ничтожно мала.
В проекте предполагается введение
минимума налоговых льгот. Предполагается,
что льготы будут предоставляться
бюджетным и религиозным
Действующая в настоящее время система налоговых льгот очень громоздка, порой трудно применима на практике и не всегда социально себя оправдывает.
Право устанавливать дополнительные льготы по категориям плательщиков будет предоставлено местным органам власти. Устанавливать льготу для отдельных предприятий не разрешается.
Однако, учитывая то, что для физических
лиц уплата налога рассчитанного
от рыночной стоимости недвижимости,
может оказаться непосильным
налоговым бременем, в проекте
предусмотрена необходимая
Платежи в Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, Фонд обязательного медицинского
страхования, Фонд занятости предлагается
объединить с тем, чтобы не создавать
трудности при составлении
В законопроекте предусмотрен налог с продаж. Кроме того, для защиты налогоплательщиков вводится понятие налоговой тайны.
Детально и подробно описаны содержание налоговых нарушений и налоговых преступлений, процедурные вопросы.
Проектом Налогового кодекса признается
новая категория
Однозначно устанавливается
Определены порядок и условия предоставления отсрочек и рассрочек налогоплательщику.
Отсрочка уплаты налогов должна носить более гибкий характер, особенно в случаях, когда это отвечает интересам государства.
Установлены порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. Так, он может быть предоставлен:
- на проведение научно-
- на собственное техническое
перевооружение, в том числе на
создание рабочих мест для
инвалидов или защиту
- на осуществление внедренческой или инновационной деятельности;
- на выполнение особо важного
заказа по социально-
Инвестиционный налоговый
В практике предусмотрена ответственность банка в том случае, если открытие счета или перечисление средств в бюджет со счета налогоплательщика, открытого в банке, были осуществлены с нарушениями порядка, установленного кодексом. Вопрос об участии банков в налоговом процессе - один из наиболее острых.
Вводится понятие налогового дисконта.
Дисконт применяется в
В проекте Налогового кодекса признается
действие налогового органа (не по решению
суда) по ограничению права
Почти четвертая часть документа посвящена налоговому контролю. На налоговые органы, за исключением органов Госналогслужбы России, возложены функции дознания, а также им разрешается осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, которые готовят, совершают или совершили противоправное деяние, признаваемое преступлением.
В целом в проекте первой части Налогового кодекса просматриваются три основополагающих направления:
- изменение полномочий
- облегчение налогового бремени,
- некоторая либерализация и
рационализация
Налоговый кодекс коснется всех юридических и физических лиц, а также бюджетно-налоговых взаимоотношений на всех уровнях.
1.3. Математические модели налогообложения, используемые в зарубежных странах
Рассмотрим зарубежный опыт моделирования процессов налогообложения (по материалам Всемирной налоговой школы в Копенгагене).
1.3.1. Канадская модель Т2
Посвящена моделированию изменения нормы вычетов из налоговых обязательств затрат капитальных активов (при уплате налогов на прибыль). Предполагается, что каждая фирма самостоятельно проводит максимизацию скидок и минимизацию налоговых сборов.
Анализируются изменения в первый год после управляющего воздействия и в "зрелой" системе через большой промежуток времени. Любопытно, что управляющим воздействием является не изменение ставки налога, а изменение правил расчета амортизационных исчислений, причем это изменение касается лишь вновь приобретаемых единиц основных фондов (поэтому новые ставки амортизации лишь постепенно распространяются на налоговую базу).
В модели "зрелой" системы налогообложения используются такие параметры, как:
- средняя прошлая норма
- показатель экспоненциальной амортизации,
- индекс цен для капитала (учитывающий, например, рост во времени стоимости участков земли в неизменных ценах),
- средний коэффициент (индекс) инфляции (для народного хозяйства в целом),
- норма вычетов из налоговой
базы затрат капитальных
Моделируется также влияние
на налоговые поступления
Модель построена на основе выборки налоговых деклараций 15000 из 760000 фирм Канады.
1.3.2. Модели поступлений от налога на добавленную стоимость
В Румынии (и ранее в Венгрии) для оценки суммарных поступлений от налога на добавленную стоимость сначала оценивают налоговую базу на основе макроэкономических показателей. Считают, что она равна:
(валовой внутренний продукт) + (импорт)
- (экспорт) - (фиксированные
Прогноз на следующий год осуществляется умножением налоговой базы предыдущего года на коэффициент, равный сумме прогнозов индекса инфляции и экономического роста за следующий год.
Действительная ставка налоговых поступлений от НДС рассчитывается путем деления объема чистых поступлений на налоговую базу. Для целей прогноза налоговая ставка считается постоянной (либо прогнозируется с помощью теории временных рядов).
Прогноз объема налоговых поступлений получают перемножением прогнозов объема налоговой базы и прогноза действительной ставки поступлений от НДС.
В Венгрии в Министерстве финансов разработана модель налоговой базы и поступлений от налога на добавленную стоимость на основе межотраслевой модели "вход-выход" (21 отрасль).
1.3.3. Модель подоходного налога в Великобритании
Она построена на основе репрезентативной выборки, включающей 80000 налогоплательщиков (физических лиц) из 25 миллионов плательщиков подоходного налога. Используются данные налоговых деклараций.
С использованием соображений демографии, социологии, медицинской статистики и макроэкономики прогнозируется изменение налоговой базы, при этом структура модели определяется экспертами из представителей перечисленных наук, а коэффициенты оцениваются по выборочным данным.