Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа
Работы по математическому моделированию процессов налогообложения активно ведутся во многих странах (США, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Венгрия, Румыния и др.). В России так же разрабатываются подходы к математическому моделированию процессов налогообложения предприятий и организаций. Отметим, однако, что интересные результаты, прежде всего по моделированию налогообложения физических лиц, получены в Научно-исследовательском финансовом институте Минфина РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИТУАЦИИ В
СТРАНЕ…………………………………………………...……………………….5
1.1. Становление и развитие налоговой системы в России…………………….5
1.2. Основные тенденции развития налоговой ситуации в России…………....6
1.3. Математические модели налогообложения, используемые в зарубежных странах……………………………………………………………..……………12
Глава 2. Подходы к экономико-математическому моделированию процессов налогообложения……………………15
2.1. О разработке подходов к моделированию поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации………………………………………………………………...……...15
2.2. Об анализе математического и программного обеспечения……………..21
Глава 3. ПОДХОДЫ К СБОРУ И ОБОБЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ПРОЦЕССАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………...……….24
3.1. Анализ возможности использования АИС для сбора и обобщения информации о налоговых поступлениях……………………………………….24
3.2. Сбор и обобщение данных об экономических показателях, связанных с функционированием системы налогообложения……………….…………….25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение……………………………………………………..………………..36
Знание налоговой базы позволяет
прогнозировать первоначальное (в первый
год) изменение налоговых сборов
при применении управляющих воздействий.
Для оценки дальнейшей динамики необходимо
учитывать реакцию
Глава 2.
Подходы к
экономико-математическому
2.1. О разработке подходов к моделированию поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
2.1.1. Введение. Общие требования
Разработка имитационных моделей
процессов налогообложения с
целью оценки влияния управляющих
воздействий на эти процессы, сбора
и обобщения информации о процессах
налогообложения на основе компьютерных
систем представляет собой достаточно
наукоемкую и трудоемкую задачу. Эту
научно-исследовательскую
Цель начального этапа - разработка первой версии математических и компьютерных средств, позволяющих решать задачи оценки управляющих воздействий на процессы налогообложения. Основные задачи НИР таковы:
- анализ нормативной базы и
практической реализации
- постановка основных задач
оценки управляющих
- разработка и изучение первой версии системы математических моделей, имитирующих процессы налогообложения в ныне действующей налоговой системе, а также в модифицированной согласно решениям государственной власти налоговой системе (в дальнейшем следует рассмотреть вопрос о целесообразности разработки моделей для анализа ряда предлагаемых различными организациями и лицами налоговых систем, а также для оценки влияния процессов налогообложения на статику и динамику микро- и макроэкономических характеристик),
- разработка макета диалоговой
компьютерной системы и
Сформулируем основные требования к выполнению НИР:
- работа должна основываться
на анализе действующей
- математические модели и
- они должны предоставлять
- конечный программный продукт
предназначается для
Дополнительные требования вырабатываются совместно с заказчиком на первом этапе выполнения НИР.
При выполнении НИР должен быть использован имеющийся научный раздел, в частности:
- экономическая теория
- современные теории
- теория управляющих
- отечественных и зарубежных
исследования по
- опыт разработки диалоговых
компьютерных систем, в частности,
накопленный в МГИЭМ (ту), АОЗТ
"ТРИВО", во Всесоюзном центре
статистических методов и
2.1.2. Объекты математического моделирования
Работа должна основываться на анализе
действующей системы сбора
а) основные виды налогов:
- подоходный налог с физических лиц,
- налог на добавленную стоимость,
- налог на прибыль (доходы),
- акцизы (в том числе на спирт, водку и ликеро-водочные изделия, вина, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, нефть (включая газовый конденсат), природный газ, бензин автомобильный и другие товары),
б) поступления в государственные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд,
- Фонд медицинского страхования,
- Фонд социального страхования,
- Фонд занятости населения,
- налоги, поступающие в территориальный дорожный фонд, экологические фонды и др.,
в) а также прочие виды налогов и платежей:
- налог на операции с ценными бумагами,
- платежи за пользование недрами и природными ресурсами (в том числе платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна, лесной налог, плата за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.),
- земельный налог,
- налог на имущество предприятий и физических лиц,
- специальный налог,
- государственная пошлина (в том числе по делам, рассматриваемым в Конституционном суде, судах общей юрисдикции, арбитражных судах, нотариальных конторах, загсах и других организациях),
- лицензионные сборы за право производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции, розничной торговли спиртными напитками и пивом,
- транспортный налог,
- налоги, поступающие в Федеральный дорожный фонд (в том числе налоги на реализацию горюче-смазочных материалов) ,
- прочие налоги, сборы и другие поступления, в том числе: дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от приватизации, доходы от сдачи в аренду государственного имущества.
Различные организации и лица имеют предложения по изменению налоговой системы. С помощью разрабатываемой системы математических моделей необходимо уметь анализировать результаты реализации подобных предложений.
С теоретической точки зрения к приведенному выше перечню налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (в федеральный бюджет и в бюджеты территорий), естественно добавить также экспортные и импортные пошлины (как это предлагается Российским союзом промышленников и предпринимателей), налоги на монополии, различные виды рент, "инфляционный налог", вызванный ростом цен, рассматриваемые в экономической теории.
2.1.3. Предварительные представления о построении моделей
Разрабатываемые математические модели должны отвечать на вопросы типа: "Что будет, если...?", т.е. являться имитационными.
Кроме переменных, связанных с управляющими воздействиями, т.е. описывающих характеристики налоговых систем - виды и ставки налогов, льгот, штрафов - в моделях должны использоваться переменные, описывающие экономическую ситуацию, в частности, объемы выпуска продукции и основных фондов, динамику индекса инфляции и процента за кредит и др. Методология математического моделирования (другими словами, построения имитационных моделей) достаточно хорошо отражена в литературе.
При построении моделей должны активно применяться современные методы математической статистики, в частности, статистики объектов нечисловой природы и в том числе статистики интервальных данных, продвинутые методы анализа и прогнозирования временных рядов, планирования экспертных опросов и обработки ответов экспертов, прошедшие тестирование датчики псевдослучайных чисел, алгоритмы оптимизации и другие численные методы, отработанные технологии построения диалоговых систем и нужных для них баз данных, т.е. все необходимые современные методы математического моделирования.
Первоначальный выбор объекта
моделирования определяется, в частности,
оценкой доступности
а) основные виды налогов:
- подоходный налог с физических лиц,
- налог на добавленную стоимость,
- налог на прибыль (доходы),
- налоги на ресурсы,
- налог на имущество,
- акцизы (в том числе на спирт, водку и ликеро-водочные изделия, вина, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, нефть (включая газовый конденсат), природный газ, бензин автомобильный и другие товары),
а также
б) поступления в государственные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд,
- Фонд медицинского страхования,
- Фонд социального страхования,
- Фонд занятости населения.
(Хотя таможенные сборы
Для решения этой задачи первоначального
выбора объекта моделирования
Далее предлагается провести анализ
временных рядов различных
2.1.4. Применение метода статистического моделирования
Следующий шаг - применение
метода статистического
Последовательность работ
Имея распределения по каждому
параметру, формируем модельного налогоплательщика
следующим образом. Описывающие
налогоплательщика (юридическое или
физическое лицо) параметры независимо
друг от друга выбираем согласно соответствующим
распределениям с помощью датчика
псевдослучайных чисел. Смоделировав
достаточно большое число