Мультимедиа в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 04:16, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внедрения информационных технологий в сферу образования еще не в полной мере попала в поле зрения педагогики. Оттолкнувшись от концепции информатизации отечественного образования и повышения уровня мультимедиа-образования, теоретическая мысль выходит на этап осмысления образовательного процесса как целостной многоуровневой образовательной системы, органично соединяющей устоявшиеся традиционные методы обучения с новейшими информационными технологиями.[8]
Цель курсовой работы: рассмотреть применение мультимедиа технологий в образовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Мультимедиа технологии в образовании………………………………. 5
1.1 Использование мультимедиа технологий………………………….. 6
2 Мультимедиа технологии в образовании……………………………... 12
2.1. Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций….. 12
2.2. Разработка сценария мультимедийной презентации……………... 15
2.3. Указания по созданию эффективной презентации……………….. 15
3. Методы использования мультимедийных презентаций…………….... 23
Заключение………………………………………………………………… 31
Список использованных источников и литературы…………………….. 32

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсяк.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Шрифты рекомендуется  использовать стандартные - Times, Arial. Лучше  всего ограничиться использование  двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст  презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial.

 и др.) для выделения  элементов текста(маркированные  списки). Например:· ¨Целесообразно применение различных маркеров

  • Текст1
  • Текст2
  • Текст3
  • Текст4

Рекомендуется использование  цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Важно проверять презентацию  на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.

При создании мультимедийной презентации необходимо решить задачу: 
как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого.

Один из способов решения  этой задачи - ограничение как способов представления учебного материала, так и набора навигационных объектов. В этом случае учащийся, быстро освоив особенности интерфейса данной презентации, в дальнейшем не будет на него отвлекаться, сосредоточив все внимание на содержании образовательной информации.

При создании мультимедийной презентации учитель сталкивается с рядом сложных задач:

- необходимостью создания  простого и интуитивно понятного  интерфейса, в котором образовательная  информация визуально сочетается  со средствами навигации;

- определением структурной  организации и формы представления  учебного материала, соответствующие поставленным педагогическим целям.

Основная цель предлагаемого  подхода – сделать акцент на изучение процесса организации содержания и  представления его в форме, наиболее удобной для восприятия обучаемой  аудиторией.

Важный момент – выбор  общего стиля презентации. Когда определены класс презентации, категория обучаемых, то сделать выбор стиля становится проще. Для правильного выбора стиля требуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации. Рассматривая данный этап можно подробно проанализировать несколько презентаций, выявляя их недостатки и предлагая способы их устранения.

Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно.

После того как будет  найдена “изюминка”, можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам и уровню урока. Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к мультимедийной презентации предъявляются следующие требования:

1. Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.

2. В мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения темы.

3.Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал презентации содержит основные определения, наиболее важные даты истории развития информатики, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.

4. После изучения каждой структурной единицы учебного материала в презентации содержится материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.

5. Мультимедийная презентация должна быть открыта для развития.

6. Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность копирования, вывода на печать.

При подготовке мультимедийных презентации преподаватель должен использовать возможности Интернет, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники. Со временем в сети появятся самые лучшие мультимедийные презентации для использования их как базовых в процессе подготовки урока.

При создании презентации  следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и "внешних" информационных потоков. Это позволяет сделать презентацию более интересной, актуальной и захватывающей.

Средства мультимедиа, используемые в презентации помогают осуществлять более эффективное  взаимодействие с обучаемыми. Спланируйте заранее все аспекты ее проведения.

Гибкость – одна из основ успешной презентации. Будьте готовы внести изменения по ходу презентации  в ответ на реакцию школьников.

Презентация может иметь  две версии для учителя и ученика. Электронная презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для ученика его презентация пополняется личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

  • Этапы подготовки мультимедийной презентации:
  • Структуризация учебного материала
  • Составления сценария реализации
  • Разработка дизайна презентации
  • Подготовка медиафрагментов(тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов) 
    Подготовка музыкального сопровождения
  • Тестирование-проверка
      1. Методы использования мультимедийных презентаций.

Формы и место использования  мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

1. При изучении нового материала.

Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех  случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2. Для проверки знаний

Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения  себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

3. При проверке фронтальных самостоятельных работ.

 Обеспечивает наряду  с устным визуальный контроль  результатов. 

4. При решении задач обучающего характера.

Помогает выполнить  рисунок, составить план решения  и контролировать промежуточные  и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану

5. Средство эмоциональной разгрузки.

Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами - стоит включить видеозаставки экспериментов или  мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

6. Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек.

Персональный компьютер  в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это  минитипография педагога.

В учебной деятельности применение компьютера возможно в трех формах,

1) машина как тренажер,

2) машина как репетитор,  выполняющий определенные функции  за преподавателя, причем такие,  которые машина может выполнить  лучше, чем человек.

3) устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.

Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для закрепления ранее приобретенных навыков. Репетиторские системы лучше всего использовать при условии, что цели и задачи обучения четко определены. Имитационное учебное моделирование наиболее пригодно тогда, когда учебный материал не носит системного характера и его границы четко не определены.[13]

При использовании мультимедийной презентации ее можно использовать в классно-урочной системе либо использовать новые модели ее применения.

Можно отметить метод  проектов как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.

Безусловно, метод проектов требует высочайшей квалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторских способностей. Использование  информационных технологий при проведении проекта в школе и, безусловно, при разработке материалов для него, стало определяющим, вдохнуло новую жизнь в известную уже давно проектную методику. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа школьников и оценка этой деятельности.[11]

Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим  образом позволяет представлять знания различными способами, включая  все модальности восприятия. Работая  с мультимедиа инструментарием  школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний. Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные и прочие методики.

На наш взгляд наиболее прогрессивные возможности мультимедиа  заключаются в использовании  их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента  познания. Исследовательский, проектный  подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа,гипермедиа проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по всем блокам дисциплин общекультурной и предметной подготовки, позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий.[5]

Информационные технологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя  узнать новое понятие, подметить  закономерность, выдвинуть собственную  гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.[10]

Методы обучения имеют  тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для  обучающегося так для обучающего. И в связи с этим фактом следует  отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения Появляются возможности использования методического приема делай как я – речь идет о совместной деятельности учителя и ученика или вариант презентация не доводится до конца, а предлагается ученику самому иллюстрировать текст. Находят широкое применение игровые методы обучения. Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала, например подведение итогов в каждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией, настраивающими обучаемого на определенный вид работы.[12]

Наиболее эффективно использование комбинированных  методов обучения. На занятиях по информатике рекомендуется сочетать как традиционные формы обучения (беседа, лекция, самостоятельное изучение, групповое занятие с наглядным показом на компьютере), так и различные новые формы организации учебной деятельности (метод проектов, работа в малых группах, игровые методы, широкое использование индивидуализированных обучающих программ, обучающее тестирование).

Разумным и целесообразным является использование творческого  потенциала обучаемых. Организация  работы обучаемых по созданию, разработке и дизайну конкретных Web-страниц способствует значительной активизации их познавательной деятельности. Данная работа сопровождается, как правило, глубокой внутренней мотивацией, позволяет связать между собой преподавателей и обучаемых, проявить смекалку и фантазию, добиться самовыражения.[5]

Информация о работе Мультимедиа в образовании