Мультимедиа в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 04:16, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внедрения информационных технологий в сферу образования еще не в полной мере попала в поле зрения педагогики. Оттолкнувшись от концепции информатизации отечественного образования и повышения уровня мультимедиа-образования, теоретическая мысль выходит на этап осмысления образовательного процесса как целостной многоуровневой образовательной системы, органично соединяющей устоявшиеся традиционные методы обучения с новейшими информационными технологиями.[8]
Цель курсовой работы: рассмотреть применение мультимедиа технологий в образовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Мультимедиа технологии в образовании………………………………. 5
1.1 Использование мультимедиа технологий………………………….. 6
2 Мультимедиа технологии в образовании……………………………... 12
2.1. Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций….. 12
2.2. Разработка сценария мультимедийной презентации……………... 15
2.3. Указания по созданию эффективной презентации……………….. 15
3. Методы использования мультимедийных презентаций…………….... 23
Заключение………………………………………………………………… 31
Список использованных источников и литературы…………………….. 32

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсяк.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Отдельные произведения индивидуального авторского сознания (текст, изображения, звуковой ряд, видео) объединяются в новую систему. Взаимодействуя друг с другом уже на стадии разработки сценария (просчёт всех функциональных возможностей, ожидаемых от продукта в соответствии с его целевым назначением), они теряют самостоятельность. Мультимедиа произведение в результате этого взаимодействия получает качества, которых нет у отдельно взятых произведений. Дело в том, что наука (лингвистика, искусствоведение и т. д.) накопила знание об этих отдельно взятых формах информации, а свойства мультимедийной среды только начинают изучаться. В конечном счёте, мультимедиа в образовании эффективны настолько, насколько при их использовании решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык работы с чем-то. Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так согласно, Г. Кирмайеру [4],

При использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Опыт использования  мультимедийных технологий показывает:

  • резко повышается интерес учащихся к работе и их активность;
  • развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;

учитель освобождается  от массы рутинной работы, предоставляется  возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

 

  1. Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий
  2. Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций

При подготовке учебных  мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические  принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий – суть средство реализации дидактических задач.[1]

Другими словами, эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов(учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций.

 При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.

Постановка учебной цели. Школьник самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для школьника), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Оценка. В ходе работы с компьютером школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций "школьник - учитель - школьник". Для этих целей рекомендуется организация работы школьников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии. 

При создании мультимедийной презентации  нужно учитывать не только соответствующие  принципы классической дидактики, но и  специфические принципы использования  компьютерных мультимедийных презентаций.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям- разработчикам  мультимедийных презентаций будут  полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве  к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:

- распределяй каждый материал  на известные ступени и небольшие  законченные части; 

- указывай на каждой ступени  отдельные части последующего  материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

- распределяй и располагай материал  таким образом, чтобы, где только  возможно, на следующей ступени  при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Необходимо, чтобы материал вас  захватывал. Использование известных  авторитетных источников, марок и  концепций могло бы заставить  людей относиться к нему с большим  интересом. Применение разнообразной  графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных курсов

Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет  определенные требования к подходам и методам разработки.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством.

Мастерски сделанная презентация  может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши студенты буквально "сидели на краешке стула". Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

  1. Разработка сценария мультимедийной презентации

При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения  к мультимедийной презентации следует  руководствоваться следующими принципами:

  • Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).
  • При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.
  1. Указания по созданию эффективной презентации

Приведенный ниже план будет  вам полезен при работе над  собственной презентацией.

  • Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.
  • В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.
  • Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.
  • Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много информации.
  • Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию

Мультимедийная презентация  должна обладать следующими качествами:

  • Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации
  • Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).
  • Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).
  • Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.
  • Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.
  • Доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

При создании мультимедийной презентаций необходимо:

  • провести разбивку урока на небольшие смысловые части –модули. Каждый слайд должны иметь заголовок;
  • подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);
  • моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами );
  • проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help));
  • составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.

Каждый модуль по максимуму  включает в себя:

  • Текст психологического настроя
  • Цели изучения модуля
  • Учебные вопросы
  • Учебный материал
  • Набор ключевых проблем по теме модуля
  • Лучшие работы учеников прошлых групп
  • Новые работы учеников
  • Вопросы для самопроверки и рефлексии(желательно с ответами, комментариями и рекомендациями)
  • Структурно-логическая схему модуля
  • Список литературы к модулю и ссылки на сайты интернет по тематике модуля.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера.

Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего урока

и стремиться к унификация структуры и формы представления  учебного материала(унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов уроков ).

Информация о работе Мультимедиа в образовании