Предмет правовой информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Правовая информатика - междисциплинарная отрасль знания о закономерностях и особенностях информационных процессов в сфере юридической деятельности, являющаяся частью общей информатики.
Целью информатики является разработка оптимальных способов и средств представления (записи), сбора, аналитико-синтетической переработки, хранения, поиска и распространения информации.
Предметом правовой информатики является изучение информационных процессов, информационных отношений, информационной деятельности в правовой сфере общества, изучение процессов управления данной сферой.

Вложенные файлы: 1 файл

праовая информатика.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Центры юридической  информации, обеспечивая коллективный доступ пользователей к вычислительным ресурсам и предоставляя им услуги по переработке информации, накапливают, хранят и обрабатывают большие объемы данных. Такая концентрация информации порождает проблему ее защиты и использования, связанную с проблемой собственности на информацию, а также с предоставлением пользователю не всех, а только разрешенных ему вычислительных ресурсов и информационных подмножеств.

Правовые аспекты защиты информации связаны с соблюдением  этических и юридических норм, предусматривающих защиту данных от несанкционированного доступа и предотвращение любой возможности их использования не по назначению. Для этого существуют следующие принципы:

  1. Владелец сертифицированного информационного ресурса несет ответственность за полноту и достоверность сопровождаемой информации.
  2. Использование информации сопровождается строгим соблюдением требований ее защиты.
  3. Нарушение требований защиты информации расценивается как несанкционированный доступ к информации.
  4. Несанкционированный доступ к информации влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность.

Главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные  органы власти и управления и правоохранительные органы.

Учитывая широкомасштабный характер создаваемой системы и  необходимость получения результатов  в кратчайшие сроки, целесообразно  предусмотреть параллельное проведение работ по ключевым направлениям, стратегически  ориентированным на создание крупных системных блоков и средств связи и передачи данных.

В качестве первоочередных задач глобальной информационной системы  можно выделить следующие:

  • формирование и ведение информационно-правовых баз данных в соответствии с иерархией системы, в том числе эталонных банков нормативных актов, мощных центральных банков, региональных банков и локальных банков различного назначения;
  • поиск и выдача информации по запросам пользователей;
  • организация информационного взаимодействия между системами правовой информации разных уровней, а также с внешними базами данных;
  • организация и ввод в действие центрального узла эталонных банков данных, выполняющего функции головного элемента распределенной системы правовой информации, включая: сопровождение эталонных банков данных, управление сетью передачи данных, управление безопасностью в сети передачи данных, управление сетью электронной почты, администрирование распределенной базы данных.

Следовательно, информатизацией юридической деятельности является процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах жизни общества.

Основными целями и задачами информатизации юридической  деятельности являются:

  • информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства;
  • информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;
  • сохранение и структурирование информационного правового поля.

качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан путем расширения номенклатуры учетных показателей, систематизации и обобщения накопленной информации.

 

  1. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»6 (далее Федеральный закон)  регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных  технологий;

3) обеспечении защиты  информации.

Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. В Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация - сведения (сообщения,  данные) независимо от формы их  представления;

2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система  - совокупность содержащейся в  базах данных информации и  обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная  сеть - технологическая система,  предназначенная для передачи  по линиям связи информации, доступ  к которой осуществляется с  использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее  информацию либо получившее на  основании закона или договора  право разрешать или ограничивать  доступ к информации, определяемой  по каким-либо признакам;

6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность  информации - обязательное для выполнения  лицом, получившим доступ к  определенной информации, требование  не передавать такую информацию  третьим лицам без согласия  ее обладателя;

8) предоставление  информации - действия, направленные  на получение информации определенным  кругом лиц или передачу информации  определенному кругу лиц;

9) распространение  информации - действия, направленные  на получение информации неопределенным  кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное  сообщение - информация, переданная  или полученная пользователем  информационно-телекоммуникационной  сети;

11) документированная  информация - зафиксированная на  материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

11.1) электронный  документ - документированная информация, представленная в электронной форме, с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или в информационных системах;

12) оператор  информационной системы - гражданин  или юридическое лицо, осуществляющие  деятельность по эксплуатации информационной системы, по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Правовое регулирование  отношений, возникающих в сфере  информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление  ограничений доступа к информации  только федеральными законами;

3) открытость  информации о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие  языков народов Российской Федерации  при создании информационных  систем и их эксплуатации;

5) обеспечение  безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность  информации и своевременность  ее предоставления;

7) неприкосновенность  частной жизни, недопустимость  сбора, хранения, использования и  распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость  установления нормативными правовыми  актами каких-либо преимуществ  применения одних информационных  технологий перед другими, если  только обязательность применения  определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Законодательство  Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о  защите информации основывается на Конституции Российской Федерации7, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов .

Правовое регулирование  отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации8.

Порядок хранения и использования включенной в  состав архивных фондов документированной  информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации9.

Информация  может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним  лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация  в зависимости от категории доступа  к ней подразделяется на общедоступную  информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация  в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно  распространяемую;

2) информацию, предоставляемую  по соглашению лиц, участвующих  в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая  в соответствии с федеральными  законами подлежит предоставлению  или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости  от ее содержания или обладателя.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

От имени  Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования  правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Обладатель  информации, если иное не предусмотрено  федеральными законами, вправе:

1) разрешать  или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать  информацию, в том числе распространять  ее, по своему усмотрению;

3) передавать  информацию другим лицам по  договору или на ином установленном  законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять  иные действия с информацией  или разрешать осуществление  таких действий.

Обладатель  информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать  права и законные интересы  иных лиц;

2) принимать  меры по защите информации;

3) ограничивать  доступ к информации, если такая  обязанность установлена федеральными  законами.

К общедоступной  информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Граждане (физические лица) и организации (юридические  лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение  от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет  право на получение от государственных  органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может  быть ограничен доступ к:

1) нормативным  правовым актам, затрагивающим  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, а также  устанавливающим правовое положение  организаций и полномочия государственных  органов, органов местного самоуправления;

Информация о работе Предмет правовой информатики