Представление информации в форме данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:32, доклад

Краткое описание

Рассмотрим представление информации в форме данных. Термин «данные» происходит от латинского слова «data» - факт. Такая информация должна передаваться и храниться.
Информация, предназначенная для передачи, называется сообщением. Одним из способов превращения информации в сообщение является запись его на материальном носителе.
Процесс такой записи называется кодированием.
Кодирование информации — это преобразование ее в условные сигналы с целью автоматизации хранения, обработки, передачи и ввода — вывода данных.

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные_Техн.doc

— 870.50 Кб (Скачать файл)

       особенности обрабатываемой  информации;

       ее объемы;

       требования срочности  и точности обработки;

       типы, количество и характеристики применяемых технических средств.

     Они ложатся в основу  организации технологии, которая  включает установление перечня, последовательности и способов  выполнения операций, порядка работы  специалистов и средств автоматизации, организацию рабочих мест, установление временных регламентов взаимодействия и т.п.

     Организация технологического  процесса должна обеспечить его  экономичность, комплексность, надежность  функционирования, высокое качество  работ. Это достигается использованием  системотехнического подхода к проектированию технологии и решения экономических задач. При этом имеет место комплексное взаимосвязанное рассмотрение всех факторов, путей, методов построения технологии, применение элементов типизации и стандартизации, а также унификации схем технологических процессов.

     Технология автоматизированной  обработки информации строится  на следующих принципах интеграции  обработки данных и возможности  работы пользователей в условиях  эксплуатации автоматизированных  систем централизованного хранения и коллективного использования данных (банков данных):

       распределение  обработки данных на базе развитых  систем передачи; рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления и организации вычислительных систем;

       моделирование  и формализованное описание данных, процедур их преобразования,

функций и рабочих мест исполнителей;

       учет конкретных  особенностей объекта, в котором  реализуется машинная обработка информации.

     Различают два основных  типа организации технологических процессов: предметный и пооперационный.

     Предметный тип организации  технологии предполагает создание  параллельно действующих технологических  линий, специализирующихся на обработке  информации и решении конкретных комплексов задач (учет труда и заработной платы, снабжение и сбыт, финансовые операции и т.п.) и организующих пооперационную обработку данных внутри линии.

      Пооперационный (поточный) тип построения технологического  процесса предусматривает последовательное  преобразование обрабатываемой информации согласно технологии, представленной в виде непрерывной последовательности сменяющих друг друга операций, выполняемых в автоматическом режиме. Такой подход к построению технологии оказался приемлемым при организации работы абонентских пунктов и автоматизированных рабочих мест.

     Организация технологии  на отдельных ее этапах имеет  свои особенности, что дает основание  для выделения внемашинной и  внутримашинной технологии.

     Внемашинная технология (ее нередко именуют предбазовой) объединяет операции сбора и регистрации данных, запись данных на машинные носители с контролем.

     Внутримашинная технология  связана с организацией вычислительного  процесса в ЭВМ, организацией массивов данных в памяти и их структуризацией, что дает основание называть ее еще и внутрибазовой.

     Основной этап информационного  технологического процесса связан  с решением функциональных задач  на ЭВМ.

     Внутримашинная технология  решения задач на ЭВМ, как правило, реализует следующие типовые  процессы преобразования экономической информации:

        формирование  новых массивов информации;

        упорядочение  информационных массивов;

        выборка из  массива некоторых частей записи;

         слияние  и разделение массивов;

         внесение  изменений в массив;

        выполнение  арифметических действий над  реквизитами в пределах записей, в пределах массивов, над записями  нескольких массивов.

     Решение каждой отдельной  задачи или комплекса задач  требует выполнения следующих  операций:

       ввод программы машинного решения задачи и размещения ее в памяти ЭВМ;

       ввод исходных  данных;

       логический и  арифметический контроль введенной  информации;

       исправление ошибочных  данных;

       компоновка входных  массивов и сортировка введенной  информации;

       вычисления по  заданному алгоритму;

       получение выходных  массивов информации;

       редактирование  выходных форм;

       вывод информации  на экран и машинные носители;

       печать таблиц  с выходными данными.

     Выбор того или  иного варианта технологии определяется прежде всего как объемно временными особенностями решаемых задач, периодичностью, срочностью, требованиями к быстроте связи пользователя с ЭВМ, так и режимных возможностей технических средств.

     Рассмотрим теперь  режимы обработки данных, различаемые по способу взаимодействия пользователя с программно-техническим комплексом АИТ. При этом предусматривается цель удовлетворения потребности пользователей в максимально возможной автоматизации решения разнообразных задач.

 

     2.5.3. Сетевой режим

     Режим определяется  необходимостью быстрой передачи  информации и оперативного взаимодействия пользователей.

     Любая сеть характеризуется  множеством связанных друг с  другом систем, узлов, элементов.

     Первоначально сетевой  режим возник для передачи данных. Затем он стал использоваться как эффективное средство распределенной обработки данных. Особенности сетевого режима связаны с архитектурой сети.

     Сетевые режимы организации  информационных технологий позволяют  объединять, гибко и эффективно использовать все компоненты технологий и виды ресурсов: аппаратные, программные, информационные и др.

     Выбор того или  иного варианта сетевого режима, его сочетаний с другими режимами определяется объемными и информационными особенностями решения задач, временными условиями взаимодействия пользователей с компьютерами, функциональными возможностями технических средств.

 

     2.5.4. Обработка данных  в пакетном режиме

     Пакетный режим был  наиболее распространен в практике  централизованного решения экономических задач, когда большой удельный вес занимали задачи отчетности о производственно-хозяйственной деятельности экономических объектов разного уровня управления.

     Организация вычислительного  процесса при пакетном режиме  строилась без доступа пользователя к ЭВМ. Его функции ограничивались подготовкой исходных данных по комплексу информационно-взаимосвязанных задач и передачей их в центр обработки, где формировался пакет, включающий задание для ЭВМ на обработку, программы, исходные, нормативно-расценочные и справочные данные.

     Пакет вводился в  ЭВМ и реализовывался в автоматическом  режиме без участия пользователя  и оператора, что позволяло минимизировать  время выполнения заданного набора задач. При этом работа ЭВМ могла проходить в однопрограммном или многопрограммном режиме, что предпочтительнее, так как обеспечивалась параллельная работа основных устройств машины. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте.

     Данный режим означает, что каждая порция несрочной информации (как правило, в больших объемах) обрабатывается без вмешательства извне, например, формирование отчетных сводок в конце периода. Этот режим называют еще фоновым. Фоновой режим запускается, когда свободны ресурсы вычислительных систем. Он может прерываться более срочными и приоритетными процессами и сообщениями, по окончании которых возобновляется автоматически.

      Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются  следующими свойствами:

        алгоритм решения  задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;

        имеется большой  объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях;

        расчет выполняется  для большинства записей входных  файлов; «большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;

        регламентность, т.е. задачи решаются с заданной  периодичностью.

 

     2.5.5. Режим реального  времени

     Режим реального времени - это технология, которая обеспечивает  такую реакцию управления объектом, которая соответствует динамике его производственных процессов.

    В системах реального  времени обработка данных по  одному сообщению (запросу) завершается  до появления другого.

    Этот режим применяется  для объектов с динамическими процессами. Например, обслуживание клиентов в банке по любому набору услуг должно учитывать допустимое время ожидания клиента, одновременное обслуживание нескольких клиентов и укладываться в заданный интервал времени (время реакции системы).

 

     2.5.6. Режим разделения времени

      Режим разделения  времени - технология, которая предусматривает  чередование во времени процессов решения разных задач в одном компьютере.

 

       В режиме разделения  времени для оптимального использования  ресурсы компьютера (системы) предоставляются сразу группе пользователей (или их программам) циклично, на короткие интервалы времени.

 

      Выполнение заданий (задач) происходит так быстро, что  пользователю кажется, что он один работает с системой.

 

       В режиме разделения времени могут быть разные приоритеты. Одновременное использование ресурсов системы группой пользователей дает возможность максимальной загрузки компьютеров и устройств, их наиболее эффективного использования.

     2.5.7. Диалоговый режим

     Диалоговый режим - технология взаимодействия процессов решения задач со скоростью, достаточной для осмысления и реакции пользователей.

     Диалоговый режим  является не альтернативой пакетному, а его развитием. Если применение  пакетного режима позволяет уменьшить  вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).

       Диалоговый режим  открывает пользователю возможность непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в допустимом для него темпе работы, реализуя повторяющийся цикл выдачи задания, получения и анализа ответа. При этом ЭВМ сама может инициировать диалог, сообщая пользователю последовательность шагов (представление меню) для получения искомого результата. Наиболее характерный пример диалога - взаимодействие с базой данных.

     Различают активные  и пассивные диалоговые режимы. Активный диалог — режим взаимодействия пользователя и программной системы, который характеризуется равноправием его участников. Обычно для организации активного диалога используются директивные (командные) языки, или языки, близкие к естественным.

     Диалог включает использование  символьной, текстовой, графической  информации, выбора пунктов меню и т.д. Развитие современной технологии все больше расширяет область речевого диалога.

 

     2.5.8. Интерактивный режим

 

     Интерактивный режим  предусматривает непосредственное  взаимодействие пользователя с  информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса (как правило, регламентированного) или диалога с ЭВМ.

     Запросный режим необходим  пользователям для взаимодействия  с системой через значительное  число абонентских терминальных  устройств, в том числе удаленных на значительное расстояние от центра обработки.

     Обе разновидности  интерактивного режима (запросный, диалоговый) основываются на работе ЭВМ в режимах реального времени и телеобработки, которые являются дальнейшим развитием режима разделения времени. Поэтому обязательными условиями функционирования системы в этих режимах являются, во-первых, постоянное хранение в запоминающих устройствах ЭВМ необходимой информации и программ и лишь в минимальном объеме поступление исходной информации от абонентов и, во-вторых, наличие у абонентов соответствующих средств связи с ЭВМ для обращения к ней в любой момент времени.

     Такая необходимость  обусловлена решением оперативных  задач справочно-

информационного характера, какими являются, например, задачи резервирования билетов на транспорте, номеров в гостиничных комплексах, выдача справочных сведений и т.п. ЭВМ в подобных случаях реализует систему массового обслуживания, работает в режиме разделения времени, при котором несколько независимых абонентов (пользователей) с помощью устройств ввода-вывода имеют в процессе решения своих задач непосредственный и практически одновременный доступ к ЭВМ.

      Этот режим позволяет  дифференцированно в строго установленном  порядке предоставлять каждому  пользователю время для общения с ЭВМ, а после окончания сеанса отключать его.

     Интерактивный режим - это технология выполнения обработки  или вычислений, которая может  прерываться другими операциями.

    Время взаимодействия  или прерывания является настолько  малым, что пользователь может работать с системой практически непрерывно.

     Интерактивный режим  осуществляется в системах реального  времени. Он может использоваться  для организации диалога (диалоговый  режим). Во время взаимодействия  вычислительных процессов в сети  осуществляются транзакции.

    Транзакции - это короткий  во времени цикл взаимодействия (объектов, партнеров), включающий запрос, выполнение задания (или обработку сообщения), ответ.

Информация о работе Представление информации в форме данных