Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:32, доклад
Рассмотрим представление информации в форме данных. Термин «данные» происходит от латинского слова «data» - факт. Такая информация должна передаваться и храниться.
Информация, предназначенная для передачи, называется сообщением. Одним из способов превращения информации в сообщение является запись его на материальном носителе.
Процесс такой записи называется кодированием.
Кодирование информации — это преобразование ее в условные сигналы с целью автоматизации хранения, обработки, передачи и ввода — вывода данных.
Для преодоления недостатков
были предприняты попытки
Настоящим же решением проблемы стало создание и внедрение графической оболочки для операционной системы.
WIMP-интерфейс
WIMP-интерфейс
При использовании WIMP-интерфейса на экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель.
В настоящее время
практически все
Удобство интерфейса
и богатство возможностей
SILK-интерфейс
SILK-интерфейс
При использовании SILK-интерфейса
на экране по речевой команде
происходит перемещение от
Современные операционные
системы поддерживают
В последнее время внимание привлекают новые виды интерфейса, такие как биометрический (мимический) и семантический (общественный). В связи с этим поставлена проблема создания общественного интерфейса (social interface). Общественный интерфейс будет включать в себя лучшие решения WIMP- и SILK-интерфейсов.
Предполагается, что
при использовании
СТАНДАРТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.2.1. Стандартизация
в области информационных
Определим понятие «
Стандартизация
— принятие соглашения по
Стандартизация в области информационных технологий направлена на повышение степени соответствия своему функциональному назначению видов информационных технологий, составляющих их компонент и процессов. При этом устраняются технические барьеры в международном информационном обмене.
Стандарты обеспечивают
возможность разработчикам
К примеру, для регламентации
взаимодействия между
Требования пользователей по стандартизации в сфере информационных технологий реализуются в стандартах на пользовательский интерфейс, например в стандарте GUI (Graphical User Interface).
Стандарты занимают все более значительное место в направлении развития индустрии информационных технологий. Более 1000 стандартов или уже приняты организациями по стандартизации, или находятся в процессе разработки. Процесс стандартизации информационных технологий еще не закончен.
Значительный прогресс
достигнут в области
символьный (подкласс - командный);
графический (WIMP, подклассы - простой, двухмерный, трехмерный);
речевой (SILK);
биометрический (мимический);
семантический (общественный).
Выделяют два аспекта
пользовательского интерфейса: функциональный
и эргономический, каждый из которых
регулируется своими стандартам
Например, один из
наиболее распространенных
WIMP поддерживается следующими
стандарт ISO 9241-12-1998
регулирует визуальное
списки, таблицы, метки, поля и др.;
стандарт ISO 9241-14-1997 - меню;
стандарт ISO 9241-16-1998 - прямые манипуляции;
стандарт ISO/IES 10741-1995 - курсор;
стандарт ISO/IES 12581-(1999-2000) - пиктограммы.
Стандарты, затрагивающие эргономические характеристики, являются унифицированными по отношению к классам и подклассам:
стандарт ISO 9241-10-1996
- руководящие эргономические
стандарт ISO/IES 13407-1999 - обоснование, принципы, проектирование и реализация ориентированного на пользователя проекта;
стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 - требования к практичности, понятность, обозримость, удобство использования;
стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126—93 - практичность, понятность, обучаемость, простота использования.
Вопросы стандартизации
информационных технологий
3.2.2. Проектирование пользовательского интерфейса
Проектирование диалоговых режимов
Большинство программных продуктов, ориентированных на конечного пользователя, работают в диалоговом режиме взаимодействия с пользователем, при котором ведется обмен сообщениями, влияющими на обработку данных.
В режиме диалога осуществляются запуск функций обработки, изменение свойств объектов, производится настройка параметров выдачи информации на печать и т.п.
Системы, поддерживающие диалоговый интерфейс, разделяются на классы [10]:
с жестким сценарием диалога (стандартизированное представление информации
обмена);
дескрипторные системы (формат ключевых слов сообщений);
тезаурусные
системы (семантическая сеть
с языком деловой прозы (представление сообщений на языке, естественном для профессионального пользования).
Наиболее просты для реализации и распространены системы с жестким сценарием диалога, представляемые как:
меню-диалог,
предлагающий пользователю
действия запрос-ответ
с фиксированным перечнем
запрос по формату, задаваемый с помощью ключевых слов, фраз или путем заполнения экранной формы с регламентированным по составу и структуре набором реквизитов осуществляется подготовка сообщений.
Диалоговый процесс
точки (момент, условие) начала диалога;
инициатор диалога (человек или программный продукт);
параметры и содержание диалога (сообщения, состав и структура меню, экранные формы и т.п.);
реакция программного
продукта на завершение
Сценарий диалога может быть описан с помощью следующих средств:
блок-схема,
характеризующей блоки выдачи
сообщений и обработки
ориентированный
граф, вершины которого представляют
сообщения и выполняемые
специализированные объектно-ориентированные языки построения сценариев.
Для создания диалоговых
процессов и интерфейса
Графический интерфейс пользователя
Графический интерфейс
пользователя является обязател
Наиболее часто графический
интерфейс реализуется в
Работа пользователя
осуществляется с экранными
Стандартный графический интерфейс пользователя должен отвечать ряду требований:
поддерживать
информационную технологию
ориентироваться на конечного пользователя, который общается с программой на внешнем уровне взаимодействия;
удовлетворять принципу «шести», когда в одну линейку меню включают не более 6 понятий, каждое из которых содержит не более 6 опций;
графические объекты сохраняют свое стандартизованное назначение и по возможности местоположение на экране.
Рассмотрим некоторые
приемы по разработке
Панель приложения обычно разделяют на три части:
меню действий;
тело панели;
область функциональных клавиш.
Преимущество использования меню действий (и выпадающего меню) заключается в
том, что эти действия наглядны и могут быть запрошены пользователем установкой курсора,
функциональной клавишей, вводом команды либо каким-то другим простым способом.
Тело панели содержит элементы:
разделители областей;
идентификатор и заголовок панели;
инструкцию;
заголовки столбца, группы, поля;
указатель протяжки;
области сообщений и команд;
поля ввода и выбора.
Область функциональных клавиш — необязательная часть, показывающая соответствие клавиш и действий, которые выполняются при их нажатии. В области функциональных клавиш отображаются только те действия, которые доступны на текущей панели.
Для указания текущей
позиции на панели
Разбивка панели на области основана на принципе «объект – действие».
Этот принцип разрешает
пользователю сначала выбрать
объект, затем произвести действия
с этим объектом, что минимизирует
число режимов, упрощает и ускоряет
обучение работе с
Если панель располагается
в отдельной ограниченной
В первичном окне начинается диалог, и если в приложении не нужно создавать другие окна, окном считается весь экран.
Первичное окно
может содержать столько
Вторичные же окна
вызываются из первичных. В них
пользователь ведет диалог
Первичные и вторичные
окна имеют заголовок в
Пользователь может переключаться из первичного окна во вторичное и наоборот.
Существует также понятие «всплывающие окна», которые позволяют улучшить диалог
пользователя с приложением, ведущийся из первичного или вторичного окна.
Рассмотрим кратко
принципы проектирования
Путь, по которому движется диалог, называют навигацией.
Он может быть изображен в виде графа, где узлы - действия, дуги - переходы.
Диалог состоит из двух частей: запросов на обработку информации и навигации по
приложению.
Часть запросов
на обработку и навигацию
Унифицированные действия диалога - это действия, имеющие одинаковый смысл во всех приложениях.
Некоторые унифицированные действия могут быть запрошены из выпадающего меню посредством действия «команда» функциональной клавишей.