Привычка и ее роль в психологии деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 07:59, реферат

Краткое описание

Цель работы – показать роль и место привычки в психологии деятельности.
Задачи работы :
1) Дать понятие о привычке как категории психологии,
2) определить механизм ее выработки в связи с научением,
3) провести границу между привычкой и динамическим стереотипом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3 стр.
Основная част
1. Процессы и механизмы возникновения привычки……………………………………………………………………………… 5 стр.
2. Категория привычки в психологии…………………….…………………….. 11 стр.
3. Методы коррекции привычек…………………………………………………… 13 стр.
4. Динамический стереотип………………………………....................................... 15 стр.
Заключение…………………………………………………………………………. 17 стр.
Список использованной литературы…………………………………. 20 стр

Вложенные файлы: 1 файл

13.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………… 3 стр.

Основная часть

1.    Процессы и механизмы возникновения привычки……………………………………………………………………………… 5 стр. 

 

2.    Категория привычки в психологии…………………….…………………….. 11 стр. 

 

3.  Методы коррекции привычек…………………………………………………… 13 стр.

4.  Динамический стереотип………………………………....................................... 15 стр.

Заключение…………………………………………………………………………. 17 стр. 

 

Список использованной литературы…………………………………. 20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

Поведение — одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни, которая определяет человека как биосоциальное существо. Поэтому исследование важнейших форм поведения – актуальная задача психологии. В психологии такие термины, как «поведение», «поведенческий акт», «деятельность», «действие», еще недостаточно дифференцированы и часто употребляются как синонимы. Так, С.Л.Рубинштейн писал; «Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой... Обычно различают три основных, различных по своей психологической природе, типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение». [15, 76] К.К.Платонов предлагал закрепить за термином «поведение» широко признанное исторически сложившееся значение, согласно которому поведение есть внешнее выражение деятельности, учитываемой без ее субъективного компонента. Поэтому термин «поведение» может быть отнесен не только к человеку, но и к животным и даже к роботам. Как видим, и в первом и во втором случае термин «поведение» определяется через термин «деятельность». [6, 259]

Понятие «деятельность» значительно  шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. Поведение  — это комплекс ответных реакций, обусловленных действием на организм внешних условий существования, это совокупность поступков по отношению  к объектам живой и неживой  природы, к отдельному человеку или  обществу. Деятельность же всегда связана  с трудовым процессом, в результате которого создается продукт труда. [13, 92] С этой точки зрения бездумно сломанная ветка дерева — результат  поведения, а использование той  же ветки в качестве колышка для  туристской палатки — деятельность. Аналогичным образом свадьба  или праздничное застолье — групповое  поведение, тогда как производственное совещание — коллективная деятельность.

Иное дело, что и поведение и деятельность основаны на действиях. «Осуществление сколько-нибудь сложной деятельности требует выполнения ряда действий,—отмечал А.Н.Леонтьев. Действия — относительно самостоятельные процессы... (безразлично — внешние, практические, или внутренние, умственные)... признаком которых является их направленность на достижение сознательной цели. В отличие от собственно деятельности действия не имеют самостоятельного мотива, а подчиняются мотиву той деятельности, содержание которой они образуют. Относительная же самостоятельность действий выражается в том, что одно и то же действие может входить в состав разных деятельностей. Сохраняя при этом свою прямую цель, оно меняется лишь по своей мотивации и, собственно, по своему смыслу для субъекта, а значит, и по своей напряженности, эмоциональной окраске и т.д.». [7, 62]

Действие, по определению  С.Л.Рубинштейна, составляет и основу поступков (а следовательно, и поведения), ибо поступок — это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. В основе поведения, как и в основе деятельности, лежит психологический феномен, называемый мотивом. [15, 102]

Рассмотрение психологии деятельности составляет объект работы.

Предметом работы является изучение привычного поведения человека и способов его изменения.

3

Цель работы – показать роль и место привычки в психологии деятельности.

Задачи работы :

1)   Дать понятие о привычке как категории психологии,

2)   определить механизм ее выработки в связи с научением,

3)   провести границу между привычкой и динамическим стереотипом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1.    Процессы и механизмы возникновения привычки.

Приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает  сложившимися способами выполнения этого действия, ему приходится сознательно  выполнять и контролировать не только действие в целом, направленное на цель, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. В результате повторения действий человек  приобретает возможность выполнять  данное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальную  цель сознательно подбирать способы его выполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, называют автоматизацией. [11, 114-115]

Образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека получили специальное обозначение — навык. Если говорить точнее, то речь идет о бессознательной регуляции движения, а не действия, потому что у человека любая деятельность в норме всегда управляется сознанием. В результате повторного решения той же задачи человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый целенаправленный акт, не ставя себе специальную цель сознательно подбирать для него способы его выполнения, не будучи вынужденным, как это было сначала, перемещать свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для ее выполнения.

Несмотря на то, что ни одна из высших форм человеческой деятельности не может быть сведена к простой  механической сумме навыков, любая  форма деятельности непременно включает в себя некоторую их часть. Только благодаря тому, что некоторые  действия закрепляются в качестве навыков  и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач.

Любое действие человека имеет  три стороны, три компонента: моторный, сенсорный и центральный, — связанные  соответственно с выполнением функций  исполнения, контроля и регулирования.

Благодаря частичной автоматизации  в структуре действия по мере формирования навыка изменяются следующие приемы:  

— исполнения движений, когда  ряд частичных мелких движений сливается  в единый акт, в одно сложное движение: устраняются лишние движения и ускоряется темп выполнения движений;

— сенсорного контроля над  действием, когда зрительный контроль над выполнением движений в значительной мере заменяется мускульным (кинестетическим): развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов  действия;

 

 

 

5

— центрального регулирования  действия: внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится  главным образом на обстановку и  результаты действий. [6, 215] Некоторые  расчеты, решения и другие интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно. Внутренняя подготовка, к  следующим движениям происходит уже во время предшествующих, что  резко сокращает время реакции и переход от данного приема к следующему происходит без специального планирования.

В основе любого навыка лежат  выработка и упрочнение условнорефлекторных связей. Проторение нервного пути, его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует возбуждение, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от одной системы нервных связей к другой.

Таким образом, в основе изменений  в приемах действий лежат многократные повторения успешных движений. Такое  многократное выполнение определенных действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся  на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой, называют упражнением. Отметим, что  не всякое повторное выполнение деятельности можно назвать упражнением. Люди, имеющие плохой почерк, не изменяют его, даже если будут писать очень много. Упражнение отличается от повторения по следующим признакам:

— обучающемуся необходимо иметь возможно более ясное представление о том, что именно он должен сделать, чего он должен добиться, т.е. он должен удерживать в своем сознании сформированный эталон-образец;

— он должен знать результат  каждого отдельного упражнения и  после каждого повторного выполненного действия — отдавать себе отчет  в том, чего он достиг, каковы его  недостатки. Изменение характера действий человека по мере упражнения отражает изменения в строении его психической деятельности при выполнении этих действий. [11, 115-116]

Ход выработки навыка принято  выражать в так называемых кривых упражнениях, выражающих соотношение  между успехами, достигнутыми в обучении, и упражнением. Среди многообразных  кривых, которые дает упражнение, часто  различают два основных типа: кривые с положительным и отрицательным  ускорением (рис. 1). [11, 117] Та или иная форма кривой зависит от различных  условий, прежде всего от особенностей содержания деятельности. Очень распространенным типом является кривая с отрицательным  ускорением, т.е. с наиболее быстрым  восхождением вначале и замедляющимся  на каждом последующем отрезке. Такая  кривая отображает ход обучения, при  котором наиболее значительные успехи дает начальный период. Каждый же последующий  период равной величины дает не равный, а прогрессивно относительно все  меньший эффект.

 

 

6

Рис. 1. Кривые упражнений

Такого типа кривые дает обычно выработка сенсомоторных  навыков, различные виды механического  заучивания. Кривую с быстрым началом  дает обучение в тех случаях, когда  вхождение в новую область  дается легко благодаря ранее  приобретенным знаниям и навыкам, методам работы субъекта, которые  могут быть перенесены на новую область.

Другие виды обучения дают «положительно ускоренные» кривые, т.е. кривые, более пологие сначала  и более крутые в дальнейшем. Кривые, которые на большем или меньшем  протяжении являются положительно ускоренными, отражают ход обучения, дающий относительно небольшие успехи в начальном  периоде и более быстрые в  дальнейшем. Такие кривые дает обучение, требующее известного понимания, в  частности понимания более или менее сложных отношений, выведения правила, которое достигается не стразу, но, будучи достигнутым, дает значительное продвижение. Такой ход обучения, очень замедленный вначале, может быть обусловлен отсутствием соответствующего метода работы, надлежащей подготовки, а также недостатком интереса к ней. В выработке навыка существенную роль играют и индивидуальные различия. Они бывают очень значительны. Одни и те же навыки, особенно сложные, вырабатываются у одних людей намного быстрее, чем у других. В силу такой многообразной обусловленности хода обучения не существует единой универсальной кривой обучения. Кроме того, форма кривой будет обусловлена: характером усваиваемых действий; методом обучения; условиями, в которых протекает обучение; отношением человека к работе.

 

 

 

 

7

Выработка навыка совершается  неравномерно, нередко скачкообразно. При усвоении сложных навыков  иногда наблюдаются временные задержки в их усвоении (так называемое плато), когда график идет параллельно оси упражнений. Плато может быть вызвано тем, что эффект упражнения нейтрализуется под вилянием отрицательных моментов, вызываемых как объективными причинами (ухудшение качества и состояния оборудования; ухудшение условий, в которых выполняется действие; ошибки педагога, допущенные в процессе обучения), так и субъективными (утомление; степень уверенности в своих силах; отношение к деятельности). За каждым периодом задержки в работе возможен новый, более или менее значительный подъем.

Выработка навыков требует  рациональной организации упражнений, правильного сочетания и специального закрепления отдельных, особенно сложных  его частей и целостного выполнения действия. Конкретный способ их сочетания  и мера, которая должна быть при  этом соблюдена, зависят от особенностей подлежащего закреплению материала, от индивидуальных особенностей обучающегося и пр. В каждом конкретном случае этот вопрос может потребовать иного  решения. [13, 62]

Навык возникает и функционирует  как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в  освобождении сознания от контроля над  выполнением приемов действия и  переключении его на цели и условия  действия. Выделяют следующие основные этапы этого процесса.

1. Ознакомительный этап, который характеризуется осмыслением  действий и ознакомлением с  приемами их выполнения.

2. Подготовительный (аналитический), отличающийся сознательным, но неумелым выполнением, неполным овладением отдельными элементами действия.

3. Стандартизирующий (синтетический), характеризующийся автоматизацией элементов деятельности, повышением качества, устранением лишних движений.

4. Варьирующий (ситуативный), позволяющий пластически приспосабливаться к ситуациям, гибко и произвольно регулировать выполнение действий. Навыки бывают разных видов, и это понятие распространяется не только на двигательные, но и на всякие действия или акты, в том числе и на мыслительные операции. Таким образом, помимо моторных, или двигательных, навыков существуют интеллектуальные навыки (навыки счета, чтения, показаний приборов, заучивания и пр.). [11, 118]

В основе развития чувствительности лежит выработка навыков с преобладанием сформированного, отработанного сенсорного звена действия. Так, навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении в школе формируется в сознательных упражнениях. К этому же виду навыков, названных сенсорными, можно отнести узнавание буквы при чтении, различение оттенков, цветов художниками, умение «слушать» работу двигателя у шоферов и т.д. Можно выделить также промежуточные или смешанные виды навыков; сенсорно-двигательные (письмо, рисование, черчение) или сенсорно-мыслительные (разложение алгебраических выражений).

Каждый навык складывается в системе навыков, которыми человек  уже владеет.

8

Одни из них помогают новому навыку формироваться и функционировать, другие — мешают.

 Это явление называется взаимодействие навыков. Когда говорят о взаимодействии навыков, обычно имеют в виду два вопроса — интерференцию и перенос навыков. Под интерференцией понимают обычно тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков либо снижают их эффективность. Явление интерференции навыков связано с иррадацией возбуждения по коре мозга, а ее исчезновение — с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нервной системе. Выявление условий интерференции и, в связи с этим, путей для устранения тормозящих воздействий на выработку новых навыков представляет определенный практический интерес. Различают два случая интерференции навыков. [6, 215] Один из них — интерференция при перестройке навыков, когда при выполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный способ его выполнения другим, более совершенным или соответствующим новым условиям действия. При этом новый способ усваивается нередко с большими затруднениями из-за тенденции выполнять вновь освоенное действие старым, ранее усвоенным способом. Например, приступая к работе на станке с новым расположением приборов управления, требующим новой пространственной или временной характеристики движений, рабочие испытывают вначале немалые затруднения, существенно ухудшающие их работу. Такую интерференцию навыков, наблюдаемую при перестройке какого-либо навыка или овладении новым, называют ассоциативным торможением.

Информация о работе Привычка и ее роль в психологии деятельности