Привычка и ее роль в психологии деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 07:59, реферат

Краткое описание

Цель работы – показать роль и место привычки в психологии деятельности.
Задачи работы :
1) Дать понятие о привычке как категории психологии,
2) определить механизм ее выработки в связи с научением,
3) провести границу между привычкой и динамическим стереотипом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3 стр.
Основная част
1. Процессы и механизмы возникновения привычки……………………………………………………………………………… 5 стр.
2. Категория привычки в психологии…………………….…………………….. 11 стр.
3. Методы коррекции привычек…………………………………………………… 13 стр.
4. Динамический стереотип………………………………....................................... 15 стр.
Заключение…………………………………………………………………………. 17 стр.
Список использованной литературы…………………………………. 20 стр

Вложенные файлы: 1 файл

13.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при выработке  новой привычки необходимо обеспечить определенный успех в этом деле в  самом начале. Сознание успеха стимулирует  развитие усилий в желаемом направлении, тогда как неудача способна парализовать энергию при последующих попытках. Вообще же искусство «переделывать  себя» в значительной степени  определяется умением следовать  в выбранном направлении по узкому пути, не глядя ни вправо, ни влево, а  тем более не оглядываясь назад.

13

Это умение вырабатывается у человека в том случае, когда  в повседневной жизни он систематически приучается «преодолевать себя»  хотя бы в мелочах. Именно благодаря  этому происходит постепенная тренировка моральных сил, необходимых для  управления поведением. Тот, кто ежедневно  высказывает добрые намерения и  не осуществляет ни одного из них на деле, похож на человека, который  пытается перепрыгнуть ров, но, разогнавшись, каждый раз останавливается у  его края, не решаясь сделать последнего толчка и тем самым вырваться  из круга бесплодных попыток.

4. Необходимо использовать  каждый благоприятный случай  в повседневной жизни для того, чтобы действовать в направлении,  подсказанном разумными доводами, моральными чувствами. Решения  или стремления оставляют в  нервной системе заметный след  не сами по себе, а лишь тогда,  когда они выливаются в определенные  действия, становясь актами рассудочного  поведения. Если, например, человек  не пользуется каждым конкретным  случаем, чтобы проявить свою  нравственную активность, то его  моральный облик не будет совершенствоваться, хотя бы он и обладал большим  запасом прекрасных морально-этических  правил. Когда высоконравственное  решение не завершается необходимым  действием, человек не только  обедняет свою личность, лишаясь  «доброго дела», но и вместе  с тем создает в нервной  системе «внутренние барьеры»  для совершения таких действий  в будущем. Именно таким образом  формируются бесплодные мечтатели  и «высокочувствительные» натуры, которым за всю жизнь не  удается сделать ни малейшего  шага в направлении своей мечты  или доброго намерения. Пасуя  перед некоторым усилием, необходимым  для того, чтобы привести что-нибудь  в исполнение, они тем самым  становятся на путь создания  привычки к бездействию. Точно  так же, предоставляя своим эмоциям  возможность бесплодно испаряться, человек со временем теряет  способность продуктивно использовать  их движущую силу, становится  вялым, нерешительным и беспомощным.

В качестве обобщения вышесказанного можно выдвинуть следующее положение: эффективность управления поведением обеспечивает живая способность  к внутренним усилиям, пусть небольшим, но ежедневно упражняемым. Проявление человеком своеобразного аскетизма  и «героизма» в мелочах повседневности приучает его психику к самоуправлению, к систематической самоорганизации  поведения. Такой человек может  быть уверен в том, что при появлении  необходимости преодолеть настоящие  жизненные трудности он найдет в  себе достаточно сил для этого. Человек  в значительной степени сам предопределяет свою судьбу, так как реализует  свое повседневное поведение через  хорошие или дурные привычки, вызывающие соответствующие последствия. В  этой связи уместно привести следующее  замечание из «Психологии» Джемса: «Ожидающий нас в будущей жизни  ад, о котором нас учат богословы, не хуже того ада, который мы сами создаем себе на этом свете, воспитывая свой характер в ложном направлении... Нет такого ничтожного добродетельного или порочного поступка, который не оставил бы в нас своего навеки неизгладимого следа... Разумеется, это обстоятельство имеет свою хорошую и дурную сторону. Серия отдельных выпивок делает нас постоянными пьяницами, но, с другой стороны, такая же серия благих дел и часов известного труда делает нас святыми в нравственном отношении или авторитетами и специалистами в практической и научной областях... Человек, добросовестно выполняющий ежедневно свой труд, может предоставить конечный результат своей работы ей самой. Он может быть глубоко убежденным, что в один прекрасный день он сознает в себе достойнейшего представителя своего поколения, какой бы род деятельности он ни избрал себе...

 

14

 Юношеству эта истина  должна быть известна заранее.  Незнакомство с нею, быть может,  породило в юношестве, вступающем  на трудный жизненный путь, более  уныния и малодушия, чем все  остальные причины, взятые вместе». [4, 164]

 

4.    Динамический стереотип

Частным случаем преодоления  критических ситуаций является психологическая  перестройка личности — одна из сторон психической деятельности, которая  в определенные периоды жизни  каждого человека оказывается особо  актуальной. Поводом для этого  служат самые разнообразные обстоятельства, требующие освобождения от каких-то нежелательных привычек, изменения  сложившегося уклада жизни, привычного вида трудовой деятельности пли же ее прежнего стиля. Такая перестройка, если ее необходимость диктуется  коренными интересами общества, может  носить массовый характер.

Радикальным видом психологической  перестройки является переосмысливание жизненного пути. Психическое состояние, формирующееся в этом случае, определяется мысленной оценкой своей прошлой  и будущей деятельности, необходимостью и возможностью ее изменения. Часто (хотя и не обязательно) этот процесс  выступает как естественный этап развития личности, обычно свойственный людям в возрасте около 30 лет, а  также перед выходом на пенсию. Нередко при этом под влиянием приобретенного опыта происходит ценностная переориентация личности, изменение  жизненной позиции.

Такого рода перестройка  — нелегкий нервный труд, а иногда и серьезное испытание для  человека. Понять причину этих трудностей помогает знание вскрытых И.П.Павловым закономерностей высшей нервной  деятельности. Как известно, в коре головного мозга происходит беспрерывное систематизированное распределение  раздражительных и тормозных  состояний, которые в условиях повторяющейся  обстановки фиксируются все легче  и автоматичнее. Так возникает  динамический стереотип, реализация которого требует все меньшей затраты  нервного труда. [4, 178]

Динамическим стереотипом  в психологии называется слаженная  интегрированная система условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате многократного применения постоянного порядка следования одних и тех же положительных и тормозных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование динамического стереотипа представляет значительные трудности, для нервной системы, выработанный, он делает нервную деятельность экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает последующую. [13, 65]

Установившийся стереотип  бывает трудно изменить и привести в соответствие с новой обстановкой, новыми требованиями жизни. Запечатлевая определенный опыт и сохраняясь длительное время, динамические стереотипы обнаруживают склонность к прочной фиксации, формируясь в процессе повседневного уравновешивания организма со средой, жизненные стереотипы составляют в известной степени основу человеческой личности, обычно весьма стабильную по форме и динамическую по содержанию.

 

15

Если динамический стереотип  хорошо зафиксирован, он представляет собой весьма консервативную систему, и его отмена и выработка нового — трудная для нервной системы  задача, которая может привести к  временному нарушению высшей нервной  деятельности. Выдержать такое испытание  может только сильный нервный  тип. «Мне кажется,— писал И.П.Павлов,— что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового». [4, 179] И действительно, существует ряд так называемых ситуационных неврозов, причиной которых является ломка жизненных стереотипов, необходимость срочной психологической перестройки в целях адаптации. Одним из важных условий возникновения ситуационных неврозов может быть несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки поступающей информации скорости ее поступления и количеству. В таких случаях она может оказаться недостаточной или избыточной. Это несоответствие нередко служит непосредственной причиной разнообразных невротических расстройств, вызываемых нарушениями коммуникационных (межличностных) отношений человека. Чем меньше у человека объем информации по остроактуальному для него вопросу, тем больше вероятности того, что в случае необходимости его решения в ограниченное время произойдет нарушение адаптированного состояния человека и разовьется нервно-психическое расстройство. [4, 179]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Заключение

Научные знания, в том  числе и психологические, все  более становятся в наше время  мощной производительной силой. Поэтому  овладение сведениями из области  психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции и самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.

Сущность человека открыта  будущему, что ее возможности универсальны. Миру природы человек противостоит в своем бытии как сила универсальная, обладающая неисчерпаемыми возможностями, уходящими в бесконечность. И  это диалектическое единство постоянного, устойчивого и беспрерывно меняющегося  — одна из наиболее важных характеристик  человека. Поистине человек — самое  изменчивое существо.

Примечательно, что великий  физиолог И.П.Павлов уже располагал неоспоримыми научными фактами из области  высшей нервной деятельности человека, чтобы сделать вывод: «Человек есть, конечно, система... в высочайшей степени  саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстановляющая, поправляющая и даже совершенствующая». [6, 248]

В связи с этим перед  такими науками о человеке, как  психология, педагогика, медицина, стоит  большая задача приумножения, развития и использования тех величайших резервов нервной системы и психики  человека. Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего в том, что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более, преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего вмешательства.

Ознакомление с закономерностями и методами программирования психической  деятельности поможет лучше понять приведенные примеры, которые он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее, однако, другое: методы самопрограммирования и саморегуляции психических состояний предоставляют широкие возможности для самосовершенствования человека, создавая дополнительные «степени свободы» для его многостороннего развития. Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.

Именно развитая способность  к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего. [16, 584-585]

 

 

17

Наше время, динамичное и  противоречивое, время стремительной  научно-технической революции, характеризуется  прогрессирующим изменением условий  жизни общества и окружающей среды, ростом интенсивности нервно-психической  деятельности человека. Уже сегодня  от него требуется небывало высокий  уровень психической пластичности и адаптивности. До сих пор человек  в известных пределах сравнительно свободно приспосабливался к меняющимся условиям жизни. Не уменьшились его  внутренние резервы и сегодня. Известно, что в связи с этим в порядок  дня выдвигается весьма оптимистическая  проблема третьего периода жизни—«активной старости», охватывающей возрастной период от 60 до 70—80 лет. В этом плане психология активности также может способствовать сохранению долголетия и полноценного здоровья. [4, 254]

Резюмируя все сказанное, можно сформулировать основные задачи психологии активности, круг которых  складывался в соответствии с  жизненными потребностями человека на протяжении многих столетий и которые  более или менее успешно решались практически. Современное состояние  знаний позволяет дать строго научное  объяснение эмпирически установленным  психологическим явлениям. Понимание  же смысла и механизмов психологических  методов повышает степень их действенности, так как в этом случае проявляется  мощная стимулирующая роль сознания.

Круг задач, стоящих перед  психологией активности, должен, в  частности, включать:

— понимание психологических  особенностей и закономерностей  формирования основных психических  состояний человека;

— понимание психологических  механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;

— овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности  и творческих возможностей;

— выработку необходимых  навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

— рациональную постановку и разумное обоснование жизненных  целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

— понимание прямого влияния  нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние  здоровья человека. [16, 14]

Последнее положение требует  более подробного объяснения. Дело в том, что современная медицина занимается телом и психикой человека, как правило, только в тех случаях, когда появляются определенные болезненные  изменения. Нравственных и моральных  сторон жизни она не касается. Сегодняшняя  педагогика озабочена преимущественно  тем, чтобы вложить в голову учащегося  все возрастающий объем информации. К тому же в последние десятилетия  как-то стихийно сложилось представление, что знания сами по себе делают человека воспитанным, нравственным.

 

18

Мы слишком уверовали  в силу знаний и не понимаем, что  во многих случаях человека может  удержать от дурных поступков именно совесть, а не знание. Жизнь систематически предоставляет убедительные тому доказательства. Работу по формированию нравственного облика человека следует начинать с самого раннего детства. Именно с этого начинается настоящая забота о его здоровье, о его жизненной устойчивости.

Следует иметь в виду, что в наборе психических качеств  человека имеется качество, которое  играет исключительную роль в управлении человека самим собой, своим поведением, своими поступками. Это — чувство  ответственности личности, чувство  долга, или то, что в повседневной жизни мы называем совестью. Характерно, что, не порождаясь само по себе какими-то определенными потребностями, чувство  ответственности впоследствии выполняет  высшую регулирующую функцию по отношению  к самим потребностям, ранжирует  их, различает по признаку дозволенных  и недозволенных.

Информация о работе Привычка и ее роль в психологии деятельности