Проектирование базы данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: создание базы данных для обеспечения оперативного манипулирования большими массивами данных в студенческом общежитии.
В рамках поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить понятие информация;
- изучить нормативно-правовую базу РФ, связанную с информацией;
-изучить информационные потоки в студенческом общежитии;
- разработать базу данных для студенческого общежития.

Содержание

ВВЕД-НИЕ……………………………………………………………...……………..…....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМА-ЦИИ………………………………………………………………………………………...4
1.1 Информация: понятие, свойст-ва……………………………………………………..4
1.2 Понятие и виды информационных сис-тем………………………………………......5
1.3 Информационное законодательство Российской Федера-ции……………..……….8
2 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТИРОВА-НИЯ……………………………………………………………………………………….10
2.1 Описание постановки зада-чи……………………………………………………......10
2.2 Концептуальное проектирова-ние…………………………………………………...12
2.2.1 Перечень сущно-стей…………………………………………………………….....12
2.2.2 Перечень атрибу-тов…………………………………………………………..........13
2.3 Инфологическое проектирование БД……………………………………………....15
2.4 Выбор клю-чей……………………………………………………………………......18
2.5 Нормализация отноше-ний……………………………………………………..........19
3 ДЕТАЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВА-НИЕ…………………………………...........21
3.1 Состав таблиц базы дан-ных………………………………………………………....21
3.2 Средства поддержания целостности дан-ных……………………………………....24
3.3 Запросы и отчеты в БД………………………………………………..…………..…25
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………………......27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ-РЫ…………….....28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВААЯ (2).doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДНИЕ……………………………………………………………...……………..…....3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  ИНФОРМАЦИИ………………………………………………………………………………………...4

1.1 Информация: понятие, свойства……………………………………………………..4

1.2 Понятие и виды  информационных систем………………………………………......5

1.3 Информационное  законодательство Российской Федерации……………..……….8

2 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ  ОБЛАСТИ. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………………………………….10

2.1 Описание постановки  задачи……………………………………………………......10

2.2 Концептуальное проектирование…………………………………………………...12

2.2.1 Перечень сущностей…………………………………………………………….....12

2.2.2 Перечень атрибутов…………………………………………………………..........13

2.3 Инфологическое  проектирование БД……………………………………………....15

2.4 Выбор ключей……………………………………………………………………......18

2.5 Нормализация  отношений……………………………………………………..........19

3 ДЕТАЛОГИЧЕСКОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ…………………………………...........21

3.1 Состав таблиц  базы данных………………………………………………………....21

3.2 Средства  поддержания целостности данных……………………………………....24

3.3 Запросы и отчеты в БД………………………………………………..…………..…25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………......27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….....28

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Информация  является неотъемлемой частью нашей  повседневной жизни. Ежедневно в  организации поступает множество различной информации, и для осуществления деятельности необходимо сортировать и упорядочивать ее, поэтому выбранная мной тема актуальна на сегодняшний день.

Цель данной работы: создание базы данных для обеспечения оперативного манипулирования большими массивами данных в студенческом общежитии.

В рамках поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучить понятие  информация;

- изучить нормативно-правовую  базу РФ, связанную с информацией;

-изучить информационные потоки в студенческом общежитии;

- разработать  базу данных для студенческого  общежития.

Объектом исследования является студенческое общежитие.

Предметом является проектирование реляционной базы данных для студенческого общежития.

База данных спроектирована для студенческого комплекса общежитий некоторого образовательного учреждения. Основное назначение спроектированной базы данных – предоставление основной информации о проживающих в общежитиях студентов, об условиях проживания, а также предоставление перечня приказов на вселение и ведомости об оплате в простой и удобной форме.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИИ

 

1.1 Информация: понятие, свойства

 

Термин «информация» произошел от латинского  informatio, то есть разъяснение, изложение, осведомленность. Информация — это сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

В бытовом смысле информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

В настоящее  время не существует единого определения  информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация — это снятая неопределенность, то есть сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

С точки зрения информатики, информация обладает рядом фундаментальных свойств.  К ним относятся:

  • объективность. Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.
  • Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.
  • Достоверность. Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.
  • Адекватность. Адекватность — степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого . Например задан вопрос - "Сколько у человека пальцев на руке?" "На руке у человека пять пальцев" - ответ достоверный и адекватный, "У человека две руки" - ответ достоверный, но неадекватный.
  • Доступность. Доступность информации — это мера возможности получить ту или иную информацию.
  • Актуальность. Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

 

1.2 Понятие  и виды информационных систем

 

Для хранения и обработки  информации используются информационные системы.

В широком смысле понятие  «информационная системы» трактует  Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» .

Одно из наиболее широких определений ИС дал М. Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».

В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов информационной системы широкого смысла,  включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. Информационную систему в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.

Информационные системы  различны.

По степени распределённости различают:

  • настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;
  • распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

Распределённые ИС, в  свою очередь, разделяют на:

  • файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);
  • клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).

В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.

В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.

В свою очередь, клиент-серверные  ИС разделяют на двухзвенные и многозвенные.

В двухзвенных (англ. two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.

В многозвенных (англ. multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения многозвенности — современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется как минимум одно промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим серверным ПО.

По степени автоматизации ИС делятся на:

  • автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);
  • автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

«Ручные ИС» («без компьютера») существовать не могут, поскольку их определения предписывают обязательное наличие в составе ИС аппаратно-программных средств. Вследствие этого понятия «автоматизированная информационная система», «компьютерная информационная система» и просто «информационная система» являются синонимами.

По характеру обработки  данных ИС делятся на:

  • информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;
  • ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.

По охвату задач, информационные системы бывают:

  • персональные ИС, которые  предназначены для решения некоторого круга задач одного человека;
  • групповые ИС ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.

Корпоративные ИС в идеале охватывают все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.

 

1.3 Информационное  законодательство Российской Федерации

 

Информационное  законодательство – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.

Информационное  законодательство Российской Федерации  в настоящее время формируется на основе разработки и принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, регулирующих отношения, непосредственно касающиеся сферы информатизации.

Фундаментом законодательства в сфере информации и информатизации является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Конституционную основу правового регулирования информационных отношений составляют нормы, содержащиеся в статьях 23, 24 и 44 Конституции РФ.

В 1995 году была разработана и одобрена Президентом  РФ «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», в которой сформулированы цели информатизации и проблемы, стоящие на пути России к «информационному» обществу. А 7 февраля 2008г. была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», в которой закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.

9 сентября 2000 года  утверждена Доктрина информационной безопасности РФ N Пр-1895, включающая механизм реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней. Данная доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и служит основой для:

  • формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно - технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Проектирование базы данных