Проектирование базы данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: создание базы данных для обеспечения оперативного манипулирования большими массивами данных в студенческом общежитии.
В рамках поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить понятие информация;
- изучить нормативно-правовую базу РФ, связанную с информацией;
-изучить информационные потоки в студенческом общежитии;
- разработать базу данных для студенческого общежития.

Содержание

ВВЕД-НИЕ……………………………………………………………...……………..…....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМА-ЦИИ………………………………………………………………………………………...4
1.1 Информация: понятие, свойст-ва……………………………………………………..4
1.2 Понятие и виды информационных сис-тем………………………………………......5
1.3 Информационное законодательство Российской Федера-ции……………..……….8
2 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТИРОВА-НИЯ……………………………………………………………………………………….10
2.1 Описание постановки зада-чи……………………………………………………......10
2.2 Концептуальное проектирова-ние…………………………………………………...12
2.2.1 Перечень сущно-стей…………………………………………………………….....12
2.2.2 Перечень атрибу-тов…………………………………………………………..........13
2.3 Инфологическое проектирование БД……………………………………………....15
2.4 Выбор клю-чей……………………………………………………………………......18
2.5 Нормализация отноше-ний……………………………………………………..........19
3 ДЕТАЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВА-НИЕ…………………………………...........21
3.1 Состав таблиц базы дан-ных………………………………………………………....21
3.2 Средства поддержания целостности дан-ных……………………………………....24
3.3 Запросы и отчеты в БД………………………………………………..…………..…25
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………………......27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ-РЫ…………….....28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВААЯ (2).doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

 Основным рабочим нормативно-правовым актом в сфере информации в настоящее время является Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2010 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данный закон регулирует отношения, возникающие при:

  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • применении информационных технологий;
  • обеспечении защиты информации.

Также в данной сфере существует множество Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, например Указ Президента РФ №611 от 12.05.2004 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере международного информационного обмена».

 

2 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ  ОБЛАСТИ. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

2.1 Описание  постановки задачи

 

При разработке базы данных «Общежитие» было проведено  обследование деятельности  общежития, для этого комендантом были предоставлены:

  • необходимые нормативные документы  по правилам заселения студентов  и их проживания в общежитии;
  • журнал, содержащий  приказы на вселение проживающих студентов;
  • сведения по условиям проживания в комнатах общежитий.

Таким образом, в результате обследования предметной области были определены следующие входные данные:

  • информация о студентах,
  • информация о документах на вселение,
  • информация о платежах,
  • информация об условиях проживания в комнате,
  • информация о занятиях и  увлечениях студентов.

Наименование  организации:

Общежитие института.

Наименование  предметной области:

Управление  общежитием, учет прибывших, убывших студентов, контроль над своевременной уплатой сумм за проживание в общежитие.

Цель  разработки ИС (БД):

Оперативное слежение за прибытием  и отъездом студентов.

Учет свободных  мест в общежитие. Организация оперативного, своевременного учета оплаты студентами проживания в общежитии.

 

Перечень процессов, составляющих деятельность общежития:

  1. при поступлении в учебное заведение абитуриент обозначает в договоре то, что он нуждается в общежитии или не нуждается. На основе всех договоров подготавливаются места в общежитии.
  2. Когда абитуриент зачислен (далее студент), он пишет заявление на место в общежитии. На основе данных заявлений (ФИО студента, курс, специальность, факультет) студентов расселяют по комнатам. Распределение заключается в том, что каждому студенту  приписывается комната в журнале коменданта общежития.
  3. В период экзаменационных сессий в общежитие прибывают студенты-заочники, их, так же как и студентов дневного отделения, записывают в журнале коменданта.
  4. Каждому студенту объявляется сумма оплаты за проживание в месяц. Студент расписывается в журнале коменданта общежития.
  5. Комендант общежития  подает отчет в деканат факультета о заселении студента в общежитие.
  6. Об отъезде из общежития студент должен сообщить коменданту заранее, не позднее 20-ти дневного срока. В этот срок он должен оплатить (погасить) задолженности.
  7. Если студент не вносит плату за комнату более чем в 30-ти дневный срок, то рассматривается вопрос об его выписке из общежития.
  8. При нарушении режима общежития студентом, рассматривается вопрос об исключении его из института.
  9. Если студента исключают из института, то в 10-ти дневный срок он обязан освободить комнату и съехать из общежития.
  10. При выезде студента из общежития, комендант отмечает в журнале дату выезда.

Описание  процессов, поддерживаемых в рамках данного исследования:

  • учет прибывших, выбывших студентов, относительно общежития;
  • ведение журнала коменданта общежития;
  • учет своевременной оплаты сумм за комнату студентами;
  • оперативный учет свободных мест в общежитии для заселения студентов;
  • информирование деканата о въехавших в общежитие студентах.

На рисунке 2.1.1 представлена схема взаимосвязи  процессов и информационных потоков.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1.1 Схема  взаимосвязи процессов и информационных потоков.

 

2.2 Концептуальное  проектирование

 

2.2.1 Перечень  сущностей

 

Сущность (объектное  множество, таблица) – это собирательное понятие, абстракция реально существующего процесса, объекта или явления, о котором необходимо хранить информацию.

 

В данном курсовом проекте «Общежитие» чтобы не допустить  избыточность данных были  спроектированы следующие сущности в соответствии с определенными входными данными:

  • сущность «Студенты» содержит информацию о студентах, проживающих в общежитии.
  • Сущность «Документ_на_вселение» содержит информацию о приказах на вселение.
  • Сущность «Комната» содержит информацию о комнатах общежитий.
  • Сущность «Ведомость» содержит информацию о платежах студентов за проживание в общежитие.
  • Сущность «Хобби» содержит информацию о способностях и умениях студента, о посещении им  различных спортивных и культурно-эстетических центров, клубов и т.п.

 

2.2.2 Перечень  атрибутов

 

Атрибут (реквизит) – поименованная характеристика сущности.

В результате изучения предметной области и проектирования базы данных, был составлен следующий список атрибутов:

1. Сущность «Студенты»:

  • номер_зачетки;
  • фамилия;
  • имя;
  • отчество;
  • день_рождения;
  • месяц_рождения;
  • год рождения;
  • пол;
  • факультет;
  • специальность;
  • курс;
  • прописка;
  • номер_телефона;
  • наличие_регистрации.

3. Сущность «Документ_на_вселение»:

  • код_приказа;
  • дата_подписания;
  • дата_вселения;
  • дата_выселения;
  • номер_комнаты;
  • номер_студенческого.

4. Сущность «Ведомость»:

  • номер_кассового_чека;
  • дата_оплаты;
  • месяц_платы;
  • сумма;
  • номер_зачетки.

5. Сущность «Комната»:

  • номер_комнаты;
  • кол_мест;
  • кол_своб_мест;
  • кровать_шт;
  • полка_шт;
  • стол_шт;
  • стул_шт;
  • тумба_шт;
  • шкаф_шт.

 

6. Сущность «Хобби»:

  • номер_зачетки;
  • спортивные_секции;
  • вокальные_студии;
  • художественные_студии;
  • хореография;
  • владение_музыкальными_инструментами;
  • членство_в_общественных_организациях;
  • волонтерское_движение.

 

2.3 Инфологическое  проектирование БД

 

Цель инфологического  проектирования – обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той  информации, которую предполагается хранить в созданной БД. Поэтому инфологическую модель пытаются строить по аналогии с естественным языком. Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности, связи между ними и их свойства.

Связь – ассоциирование двух и более сущностей. Если бы назначением  БД было только хранение отдельных, не связанных между собой данных, то ее структура могла быть очень простой. Однако одно из основных требований к организации базы данных – это обеспечение возможности отыскания одних сущностей по назначениям других, для чего необходимо установить между ними определенные связи.

Модель «сущность - связь» основана на использовании 3-х  основных конструктивных элементах:

  • сущность
  • атрибут
  • связь

 

Взаимосвязи между таблицами  БД могут быть типизированы по следующим  основным видам:

  • отношение “один к одному” (1:1) означает, что каждая запись одной таблицы соответствует только одной записи в другой таблице;
  • отношение “один ко многим”  (1:М) возникает, когда одна запись взаимосвязана со многими другими;
  • отношение “многие к одному” означает, что многие записи связаны с одной (М:1);
  • отношение “многие ко многим” (M:N) возникает между двумя таблицами в тех случаях, когда:
    • одна  запись из первой таблицы может быть связана более чем с одной записью из второй таблицы;
    • одна запись из второй таблицы может быть связана более чем с одной записью из первой таблицы.

Схема модели «сущность-связь» приведена на рис. 2.3.1


Рис. 2.3.1 Инфологическая модель БД

 

 

Таблица 2.3.1 «Классификация связей»

Номер связи

Родительская  таблица

Дочерняя  таблица

Тип связи

1

Комната

Документ_на_вселение

1:М

2

Студенты

Документ_на_вселение

1:М

3

Документ_на_вселение

Ведомость

1:М

4

Студенты

Хобби

1:1


 

Обоснование выбора типа связи:

1 – На  одну  комнату составляется несколько  документов на вселение.

2 – На одного  студента может подписываться несколько приказов, по годам.

3 – На один  приказ может оформляться множество  платежей, по месяцам. 

4 – На одного  студента составляется одна таблица  увлечений.

 

2.4 Выбор  ключей

 

Ключ – минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. Одним из основных понятий баз данных, используемых при контроле целостности информации, является ключ. Разделяют первичные и внешние ключи. Первичный ключ - это уникальное поле (или несколько полей), однозначно определяющее записи таблицы базы данных. Внешние ключи - это поля таблицы, которые, как правило, соответствуют первичным ключам из других таблиц. Первичный ключ не может принимать неопределённые значения.

Информация о работе Проектирование базы данных