Разработка системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 20:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является совершенствование системы информационного обеспечения коммерческой деятельности. Задачи: рассмотрено понятие и сущность коммерчески значимой информации; охарактеризовано понятие информационной системы и информационной технологии; проанализированы принципы организации коммерческой деятельности производственного предприятия; дано описание технологии формирования информационного обеспечения процесса принятия решений; проведен анализ коммерческой деятельности; совершенствование автоматических информационных систем и технологий для поддержки управленческой деятельности; разработаны совершенствование информационных систем планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Понятие и сущность коммерческой информации 5
1.2 Информационные системы и технологии в организации коммерческой деятельности предприятия 16
1.3 Технология формирования информационного обеспечения процесса принятия решения 42
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46
2.1 Характеристика и анализ основных показателей деятельности 46
2.2 Анализ информационного обеспечения коммерческой деятельности 69
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 74
3.1 Совершенствование закупочно-сбытовой деятельности 74
3.2 Совершенствование системы внутреннего контроля 82
3.3 Совершенствование системы управления запасами 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия.doc

— 509.00 Кб (Скачать файл)

Информационная система управления – это производство нужной для организации информации и создание информационной и технической сред для осуществления управления информацией.

Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий. (Рисунок 1.2.)

 

Рис. 1.2 Компоненты информационной системы управления

Информационная система является средой для реализации информационных технологий.

Информационная технология – система  методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления  и использования информации.

Информационная технология в сфере  экономики и управления позволяют  перерабатывать исходных данные в стратегическую и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Информационная технология реализуется  в автоматизировано и традиционном (чаще всего в бумажном) видах.

Автоматизированная технология предполагает существование комплекса соответствующих  технических средств реализующих  информационный процесс и систему  управления этим комплексом технических  средств.

Современная компьютерная информационная технология это технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства для доступа к удаленным базам данных и программам. (Рисунок 1.3)

Рис. 1.3 Информационная технология

На развитие информационного обеспечения  управленческой деятельности воздействуют следующие факторы:

  1. Изменение форм конкуренции: в прошлом – соревнование по цене и качеству, сейчас – конкуренция по скорости изменения бизнес моделей и продуктов.
  2. Появление и развитие новых бизнес моделей связанные с возможностью создания виртуальной экономики и различные формы электронной коммерции и торговли – яркое проявление такой экономики.
  3. Возрастание необходимости в актуальной, своевременной информации для управления.
  4. Новые витки глобализации и интернационализации, которые требуют более широкого использования информационных технологий.
  5. Разделение труда на уровни управленческих функций за пределами организации вследствие горизонтальной и вертикальной интеграции.
  6. Сокращение сроков на планирование и разработку нового продукта во многих отраслях промышленности.
  7. Размывание границ между отраслями конвергенция и гибридизация различных технологий и знаний.
  8. Рост удельного веса отраслей относящихся к созданию и использованию и передачи информации.
  9. Усложнение и интеллектуализация информационных продуктов, что выражается во включении в информационную систему элементов интеллектуализации интерфейса, алгоритмов экспертных систем, распознавания образов, нечеткой логики и т.д.
  10. Интеграция всех бизнес функций в одну модель. Деятельность организаций сегодня невозможна без построения сложных информационных систем, в которых все бизнес функции интегрированы в единое целое.

Информационные ресурсы – это  организационно оформленные и систематизированная совокупность целенаправленных сведений, обеспечивающих взаимодействие между элементами организации, а также между организацией и внешней средой.

Информационные ресурсы можно  рассматривать как весь имеющийся  объем информации в компании.

Управление информационными ресурсами  компании означает:

  1. оценка информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления.
  2. Изучение документооборота организации, его рационализация, стандартизация типов и форм документов, типизация информации и данных.
  3. Преодоление проблем несовместимости типов данных, создание системы управления данными.

Для успешного ведения бизнеса  необходимо ответить на следующие вопросы:

    • Какие информационные технологии способствуют трансформации бизнес организации?
    • Какова должна быть роль высшего менеджмента в управлении и развитии информационной системы компании?
    • В какой мере допустимо делегирование функций в сфере информационных технологий?

Структура автоматизированных информационных технологий управления (Рисунок 1.4) предполагает наличие трех компонент:

  1. Комплекс технических средств, состоящий из средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники.
  2. Система программных средств, состоящая из общего и прикладного программного обеспечения.
  3. Системы организационно методического обеспечения, которая включает инструктивные и нормативно-методические материалы для управленческого и технического персонала.

Рис. 1.4 Структура автоматических информационных технологий управления

К средствам вычислительной техники относятся: персональные компьютеры; корпоративные компьютеры; суперкомпьютеры.

К средствам коммуникационной техники  относятся: компьютерные вычислительные сети (глобальные, локальные); многомашинные  вычислительные компьютерные центры.

Существует несколько способов классификации информационных технологий:

1. Степень охвата задач управления

1) электронная обработка данных

2) электронный офис

3) поддержка принятия решений  (экспертная поддержка, автоматизация  функций управления)

2. Классификация обрабатываемой информации (Рисунок 1.5)

 

Виды обрабатываемой информации

Данные

Текст

Графика

Знания

Объекты реального мира

 

 

Виды информационных технологий

-СУБД

-алгоритм.    

  язык

-процессоры

Текстовые процессоры

Графические процессоры

- Экспертные системы

- Системы поддержки  принятия решений

Мультимедиа



 

 

Рис. 1.5 Классификация обрабатываемой информации

3. по типу пользовательского  интерфейса: пакетные; диалоговые; сетевые.

4. по способу построения сетей:  локальные; многоуровневые; распределенные.

5. по обслуживаемым предметным  областям

Принято выделять следующие критерии эффективности автоматизированных систем и технологий:

  1. Влияние на оперативность принятия решений
  2. Степень адекватности аналитических данных реальным процессам
  3. Возможность использования экономико-математических методов и моделей для анализа конкретных финансово причинных ситуаций.

Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий  технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия человека в осуществлении функций управления. (Рисунок 1.6)

Автоматическая информационная система  это человеко-машинная система с  автоматизированной технологией получения  информации необходимой для оптимизации процессов управления различных экономических объектов.

Рис. 1.6 Структура автоматической системы управления

Выделим несколько этапов в стратегии  управления информационной системы:

  1. формулировка целей и бизнес стратегии организации
  2. анализ конкурентных сил
  3. определение критических факторов успеха и информационных потребностей экономического объекта
  4. оценка потенциала притяжения информационных технологий
  5. выделение стратегических инициатив
  6. анализ существующих информационных систем
  7. определение необходимых и потенциальных характеристик информационной системы

В рамках информационной системы организации  можно выделить 4 класса информационных систем:

  1. Ключевые ИС – важны для бизнеса компании в данный момент (складские системы, бухгалтерские системы);
  2. Вспомогательные – полезны, но не очень важны в данный момент;
  3. Стратегические – важны для достижения бизнес стратегии компании;
  4. Потенциальные – возможно, будут важны в будущем.

Для информационной системы каждого  класса существует своя стратегия управления:

  1. Централизованное планирование – в рамках централизованного аппарата организации создается центр, который планирует политику развития в области информационных систем.
  2. Монополия – создается или выбирается центр, ответственный за развитие информационной системы и отвечающий за политику в области информационных систем.
  3. Ограничение ресурсов – решения по информационной системе принимаются на основе минимизации затрат.
  4. Свободный рынок – выбор решений по информационной системе определяется пользователями на основе конкуренции различных предложений.
  5. Лидирование – попытка отогнать конкурентов и стать лидером в применении данного решения.
  6. «Необходимое зло» - информационная система рассматривается как некоторое средство, которое нужно для достижения целей и проект в области информационных технологий будет осуществлен только в том случае, если он непосредственно обеспечивает какую-то цель.

Жизненный цикл информационной системы  – это период создания и использования  информационной системы начиная  с момента возникновения потребности в информационной системе и заканчивая моментом полного ее выхода из эксплуатации.

Стадии жизненного цикла информационной системы:

1. Предпроектное обследование

а) сбор материалов для проектирования, при этом выделяют формулирование требований, с изучения объекта автоматизации, даются предварительные выводы предпроектного варианта информационной системы (ИС).

б) анализ материалов и разработка документации, обязательно дается технико экономическое обоснование с техническим заданием на проектирование ИС.

2. Проектирование

а) предварительное проектирование

    • выбор проектных решений по аспектам разработки ИС
    • описание реальных компонент ИС
    • оформление и утверждение технического проекта

б) детальное проектирование

    • выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ
    • корректировка структур БД
    • создание документации на доставку и установку программных продуктов
    • выбор комплекса технических средств с документацией на ее    установку

в) разработка техно-рабочего проекта ИС.

г) разработка методологии реализации функций управления с помощью ИС и описанием регламента действий аппарата управления.

3. Разработка ИС

а) получение и установка технических и программных средств

б) тестирование и доводка программного комплекса

в) разработка инструкций по эксплуатации программно-технических средств

4. Ввод ИС в эксплуатацию

а) ввод технических средств

б) ввод программных средств

в) обучение и сертификация персонала

г) опытная эксплуатация

д) сдача и подписание актов приемки-сдачи работ

5. Эксплуатация ИС

а) повседневная эксплуатация

б) общее сопровождение всего проекта

Модели жизненного цикла информационной системы

  1. Каскадная модель жизненного цикла ИС – переход на следующий этап происходит после полного окончания работ на предыдущем этапе.
  2. поэтапная модель с промежуточным контролем – итерационная модель разработки ИС с циклами обратных связей между этапами.
  3. Спиральная модель – упор делается на начальные этапы жизненного цикла. На этих этапах откатываются технические решения путем создания прототипов ИС. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента ИС или ИТ. На нем уточняются цели и характеристики проекта и планируется работа следующего витка спирали. Т.е. на витках происходит последовательно углубление и конкретизация деталей проекта ИС и формируется ее обоснованный вариант, который и доводится до реализации.

Существует несколько способов построения ИС (но основных 4):

1. Разработка системы «под себя»

2. Использование прототипов –  вместо полной системы создается  прототип, отвечающий основным потребностям пользователей.

а) определение основных запросов

б) создание рабочего прототипа

в) использование рабочего прототипа

Информация о работе Разработка системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия