Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:52, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы, а именно «Разработка схемы контроля и управления доступом интегрированной системы безопасности аэропорта 3 класса», обусловлена тем, что современный анализ террористической деятельности показывает на очень низкий уровень организации систем контроля и управления доступом в аэропортах России. Например, в ОАО «Аэропорт Толмачево», согласно статистическим данным за период с 2006 по 2011 год было совершено 16 актов незаконного вмешательства (АНВ), причем 9 из них из – за отсутствия достаточно эффективной и надежной системы контроля и управления доступом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Система авиационной безопасности аэропорта……………………………..5
1.1. Элементы системы авиационной безопасности аэропорта……………..5
1.2. Анализ системы физической защиты на основе статистических данных актов незаконного вмешательства в деятельность ГА………………….8
2. Интегрированные системы безопасности…………………………………..13
2.1. Элементы существующих современных интегрированных систем безопасности аэропорта………………………………………………….13
2.2. Анализ уровней интеграции интегрированных систем безопасности аэропорта………………………………………………………………….15
3. Система контроля и управления доступом, как часть интегрированной системы безопасности аэропорта…………………………………………....22
3.1. Системы контроля и управления доступом………………………..…..22
3.1.1. Общие сведения о системах контроля и управления доступом и их классификациях…………………………………………………...22
3.1.2. Основные элементы и принцип действия системы контроля и управления доступом………………………………………………...24
3.2. Анализ существующей интеграции подсистем интегрированной системы безопасности в аэропорту «Сургут»………………………….32
3.3. Предлагаемый уровень интеграции подсистем интегрированной системы безопасности……………………………………………………34
4. Расчет экономических затрат при внедрении предлагаемого решения…..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников. ………………………………………….46
В доказательство этому, хочется привести пример трагедии, которая произошла 24 января 2011 года в международном аэропорту «Домодедово». Следствием было установлено, что попасть в аэропорт с улицы террористу не составило никаких проблем. Террорист смертник свободно пересек шлагбаум перед въездом в аэропорт, взял карточку на парковку. Несмотря на то, что на входе в аэропорт стоит пост полиции, оснащенный рамкой – металлодетектором, террорист беспрепятственно проник на территорию комплекса. Затем на лифте поднялся на второй этаж и, таким образом, достиг зала ожидания международных рейсов, где, собственно говоря, и произошел взрыв.
Все это говорит о том, что попасть в зал, где произошел взрыв, террористу практически не составило большого труда, поскольку фактически не существовало адекватной системы контроля за доступом в помещение комплекса аэропорта. Это и позволило террористу смертнику беспрепятственно проникнуть на территорию объекта особой важности.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что обеспечение безопасности таких крупных объектов, как аэропорт – крайне сложная задача. Для решения этой задачи необходимо учитывать множество взаимосвязанных факторов. На сегодняшний день, правильно организованные, интегрированные системы безопасности могут послужить решением данной проблемы – проблемы совершенствования системы безопасности аэропорта. Для лучшего понимания способов организации комплексных систем безопасности объектов особой важности и роли объединения отдельных элементов в единую систему, рассмотрим и проанализируем существующие на сегодняшний день интегрированные системы безопасности и их отдельные элементы.
2 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Элементы существующих современных ИСБ аэропорта
Как уже было замечено выше, согласно ГОСТ Р53704-2009 «Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования», интегрированные системы безопасности (ИСБ) – это совокупность технических средств различных систем безопасности, реализованных на единой программной или аппаратной платформе и обеспечивающих выполнение в автоматическом режиме заранее определенных алгоритмов взаимодействия систем безопасности, а также автоматизацию работы оператора с целью снижения рисков принятия ошибочных решений и уменьшения времени реакции при возникновении внештатной ситуации на объекте.
Из данного определения
следует, что ИСБ это не что-то неопределенное,
а совершенно конкретный программно-аппаратный
комплекс, предназначенный для решения
чисто утилитарных задач с целью повышения
уровня безопасности на защищаемом объекте.
Интегрированная система безопасности
аэропорта и других значимых объектов
могут включать следующие элементы:
Каждая из перечисленных подсистем является индивидуальной в своем роде и выполняет определенные функции. Рассмотрим какую роль играет каждый элемент ИСБ в комплексной системе защиты такого объекта особой важности, как аэропорт.
Система охранной сигнализации – это комплекс технических средств, основной функцией которых является своевременное определение факта несанкционированного проникновения на охраняемую территорию объекта особой важности и выдача сигнала тревоги, путем включения исполнительных устройств (а именно световых и звуковых оповещателей).
Система пожарной сигнализации
представляет собой совокупность технических
средств, предназначенных для
Система охранного видеонаблюдения представляет собой особый вид систем безопасности, обеспечивающий непрерывный визуальный контроль над выбранной областью с целью своевременного реагирования на противоправные действия. В современной действительности разработаны целые комплексы, позволяющие обеспечить надежное наблюдение как за целыми зданиями, так и за отдельными его частями.
Система охраны периметра
– это система, предназначенная
для обнаружения
Система контроля
и управления доступом, на данном этапе
развития, представляет собой совокупность
программно – аппаратных технических
средств безопасности, имеющих целью
ограничение и регистрацию
Объединение вышеперечисленных систем безопасности, т. е. «интеграция» позволяет:
Интегрированные системы
2.2 Анализ уровней интеграции ИСБ аэропорта
Для увеличения функциональных возможностей интегрированных систем безопасности используются три типа интеграции: аппаратная, программная и программно-аппаратная.
1. Аппаратный тип интеграции объединяет все системы безопасности исключительно с помощью аппаратного обеспечения каждой из систем без использования компьютеров управления и внешнего программного обеспечения. Классическим примером данного типа интеграции является объединение систем посредством релейных контактов (рис.2.1). На рисунке 2.1 изображен пример объединения двух систем, а именно, СКУД и ОПС на аппаратном уровне интеграции с распределенным принятием решений.
Рисунок 2.1 Аппаратная интеграция подсистем ИСБ
Согласно данной схеме построения комплексной системы с распределенным принятием решений, передача информации реализуется посредством взаимодействия отдельных элементов системы безопасности (в данном случае происходит взаимодействие СКУД и ОПС) и решение на каждое из проступивших сообщений каждый из контроллеров данных подсистем принимает самостоятельно на основе установок, заданных с помощью программного обеспечения системы.
Существует еще один способ построения интегрированных систем безопасности на данном уровне – это объединение подсистем на аппаратном уровне интеграции в комплексную систему с централизованной схемой принятия решения. В централизованной интегрированной системе, решения о реакции одной подсистемы на сообщение о событии в другой принимает главный контроллер.
Из анализа схемы видно, что при построении интегрированных систем безопасности на аппаратном уровне интеграции все элементы комплексной системы осуществляют передачу сообщений о событиях, происходящих на каждой из подсистем, а также информации о состоянии каждого элемента системы в отдельности, путем взаимодействия между собой, без единого программного обеспечения.
Исходя из анализа аппаратного способа интеграции, можно четко выявить ряд достоинств и недостатков донного типа интеграции.
Достоинствами интеграции на аппаратном уровне являются:
К недостаткам интеграции на аппаратном уровне можно отнести:
При выявлении достоинств и недостатков данного уровня интеграции было установлено, что аппаратный тип интеграции имеет преимущественно больше недостатков, чем достоинств, связанных с невозможностью отображения информации о состоянии каждой из систем. Именно этот факт и явился стимулом для создания наиболее усовершенствованных способов интеграции, таких как программный и программно-аппаратный.
2. Программная интеграция систем безопасности обеспечивается за счет специализированного программного обеспечения, устанавливаемого на
компьютере управления системами.
ИСБ данного типа имеет два способа построения:
-первый способ состоит в применении специально разработанного программного обеспечения, которое объединяет все системы безопасности. - второй способ предусматривает использование в качестве интегрирующего программного обеспечения программную оболочку одной из систем безопасности - чаще всего системы контроля доступа.
Для лучшего понимания принципа работы комплексных систем безопасности, объединенных программным уровнем интеграции, следует рассмотреть схему объединения двух систем, а именно, СКУД и ОПС. Рис.2.2.
Рисунок 2.2 Программная интеграция подсистем ИСБ
Анализируя данную схему можно сказать, что при интеграции на программном уровне контроллер СКУД и управляющее устройство ОПС не обмениваются между собой никакой информацией. Сообщения о событиях и о состоянии каждой систем в отдельности передаются управляющему всеми подсистемами компьютеру и, соответственно, получают от него необходимые команды. Все решения о реакции системы на то или иное событие принимаются только управляющим компьютером (на уровне программного обеспечения).
К достоинствам программного типа интеграции можно отнести:
выполнению монтажных работ.
К недостаткам программного типа интеграции можно отнести:
Программный уровень интеграции имеет ряд достоинств перед аппаратным уровнем объединения всех элементов интегрированных систем безопасности, но наряду с этими достоинствами необходимо обратить особое внимание на существенный недостаток данного способа интеграции, который может привести к парализации работы всей системы безопасности объекта особой важности. Именно этим фактом было обусловлено создание более эффективного и надежного уровня объединения всех основных элементов систем безопасности, а именно создание программно – аппаратного уровня интеграции, который позволил объединить достоинства и устранить недостатки, как аппаратного, так и программного способов интеграции. Проанализируем основные достоинства и недостатки программно – аппаратного уровня интеграции.
3. Программно-аппаратная интеграция представляет собой комплекс, в котором не менее трех систем объединены аппаратно и существует компьютер с программным обеспечением, обеспечивающим дополнительный обмен информацией между системами, управление ими и сервисные функции.
Аппаратное объединение
систем реализуется не с
Рисунок 2.3 Программно – аппаратная интеграция подсистем ИСБ
ИСБ с программно-аппаратной интеграцией в целом имеют те же достоинства и функциональные характеристики, что и ИСБ с программной интеграцией. Но при этом надежность данной ИСБ выше, так как в случае выхода из строя компьютера управления или сбоя в работе ПО комплекс не распадется на отдельные системы, и интеграция сохранится как минимум между тремя системами безопасности.