Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:52, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы, а именно «Разработка схемы контроля и управления доступом интегрированной системы безопасности аэропорта 3 класса», обусловлена тем, что современный анализ террористической деятельности показывает на очень низкий уровень организации систем контроля и управления доступом в аэропортах России. Например, в ОАО «Аэропорт Толмачево», согласно статистическим данным за период с 2006 по 2011 год было совершено 16 актов незаконного вмешательства (АНВ), причем 9 из них из – за отсутствия достаточно эффективной и надежной системы контроля и управления доступом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Система авиационной безопасности аэропорта……………………………..5
1.1. Элементы системы авиационной безопасности аэропорта……………..5
1.2. Анализ системы физической защиты на основе статистических данных актов незаконного вмешательства в деятельность ГА………………….8
2. Интегрированные системы безопасности…………………………………..13
2.1. Элементы существующих современных интегрированных систем безопасности аэропорта………………………………………………….13
2.2. Анализ уровней интеграции интегрированных систем безопасности аэропорта………………………………………………………………….15
3. Система контроля и управления доступом, как часть интегрированной системы безопасности аэропорта…………………………………………....22
3.1. Системы контроля и управления доступом………………………..…..22
3.1.1. Общие сведения о системах контроля и управления доступом и их классификациях…………………………………………………...22
3.1.2. Основные элементы и принцип действия системы контроля и управления доступом………………………………………………...24
3.2. Анализ существующей интеграции подсистем интегрированной системы безопасности в аэропорту «Сургут»………………………….32
3.3. Предлагаемый уровень интеграции подсистем интегрированной системы безопасности……………………………………………………34
4. Расчет экономических затрат при внедрении предлагаемого решения…..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников. ………………………………………….46
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников. ………………………………………….46
Приложение А «Принципиальная схема СКУД»……………………………...47
ВВЕДЕНИЕ
Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением.
Актуальность темы данной курсовой работы, а именно «Разработка схемы контроля и управления доступом интегрированной системы безопасности аэропорта 3 класса», обусловлена тем, что современный анализ террористической деятельности показывает на очень низкий уровень организации систем контроля и управления доступом в аэропортах России. Например, в ОАО «Аэропорт Толмачево», согласно статистическим данным за период с 2006 по 2011 год было совершено 16 актов незаконного вмешательства (АНВ), причем 9 из них из – за отсутствия достаточно эффективной и надежной системы контроля и управления доступом. А также, ярким примером является недавнее событие, произошедшее 24 января 2011 года в международном аэропорту Домодедово, когда террорист смертник легко проник на территорию комплекса. Попасть туда с улицы ему не составило никаких проблем. И таких примеров можно привести огромное количество. Все это говорит о том, что существующие на данный момент СКУД являются легко доступными для злоумышленников. Террористы беспрепятственно преодолевают существующие на сегодняшний день СКУД и достигают поставленной цели.
Исходя из этого, необходимо отметить, что важная роль в системе защиты аэропорта отводится именно системе контроля и управления доступом, являющейся первым рубежом в охране объектов воздушного транспорта. Поэтому, согласно вышесказанному, система контроля и управления доступом нуждается в совершенствовании. Этим обусловлена цель данной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является разработка схемы контроля и управления доступом интегрированной системы безопасности аэропорта 3 класса.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд проблем, которые позволят:
- проанализировать состояние авиационной безопасности на основе статистических данных АНВ в деятельность ГА и характера развития террористической деятельности в РФ, определить место, которое отводится АБ в системе защиты объектов воздушного транспорта, а также роль системы контроля и управления доступом в интегрированной системе безопасности. Данные проблемы решаются в первой главе данной работы.
- изучить существующие ИСБ, причины их появления и технические возможности, а также требования АБ к ним. Решение данных проблем предоставляется во второй главе работы.
- проанализировать требования ГОСТа к системе СКУД, как структурному элементу ИСБ. Состав и принцип работы существующих, наиболее часто применяемых, схем элемента. Анализ предлагаемой схемы, которая удовлетворяет всем заданным требованиям. Описание её работы, принцип действия элементной базы представлены в третей главе.
- рассчитать экономические затраты при внедрении предлагаемой системы СКУД в четвертой главе работы.
1 СИСТЕМА АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА
1.1 Элементы системы АБ аэропорта
Согласно примерам, приведенным во введении, гражданская авиация - одна из транспортных структур наиболее подверженная чрезвычайным происшествиям, таким как пожары, акты незаконного вмешательства и другие негативы пагубно влияющие на работу данной отрасли в целом. Как следствие, гражданская авиация вынуждена оснащать свою территорию, здания и помещения, а также технический и обслуживающий персонал по последнему слову современной техники.
В России на рынке технологий представлено немалое количество систем безопасности, как отечественного производства, так и зарубежного.
Структура авиапредприятия состоит из служб, которые напрямую или косвенно работают для обеспечения безопасности полетов.
Но есть служба авиационной безопасности (САБ), которая напрямую занимается вопросом по осуществлению безопасности в авиации. И роль этой службы очень велика.
В целом авиационная безопасность – это:
- состояние защищенности
авиации от незаконного
- комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности (САБ), охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности и подразделениями военизированной охраны аэропортов и авиакомпаний, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Для лучшего представления взаимодействия вышеперечисленных органов, объединенных общей целью, а именно – предотвращение и пресечение АНВ в деятельность ГА, рассмотрим типовую структуру службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта. (Рис.1).
Рисунок 1.1 Типовая структура САБ аэропорта
Анализируя структуру САБ аэропорта можно сказать, что основными составляющими ее элементами являются отделы (группы), а именно:
Каждый из вышеперечисленных
отделов включает в себя подразделения,
наделенные определенным видом деятельности
и несущие большую
Исходя из анализа данной типовой структуры САБ аэропорта, необходимо отметить, что, все – таки, наиболее важным звеном в данной структуре является отдел обеспечения мер безопасности в аэропорту.
Этот отдел включает в себя следующие подразделения:
Наибольшая значимость этой группы заключается в том, что она является первым барьером на пути злоумышленника при проникновении на территорию объектов особой важности для осуществления корыстных целей. Все лица, входящие в каждое из подразделений отдела обеспечения мер безопасности в аэропорту осуществляют предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемые зоны комплекса.
Таким образом,
необходимо отметить, что для того,
чтобы система обеспечения
Рассмотрим роль и место интегрированных систем безопасности в системе физической защиты в целом на основе анализа статистических данных АНВ в деятельность ГА.
1.2 Анализ систем физической защиты на основе статистических данных АНВ в деятельность ГА
Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
Нападения на ВС ГА, а также другие транспортные средства, их захват, угон и уничтожение остается на сегодняшний день одной из самых распространенных и опасных форм терроризма. Гражданская авиация стала подвергаться более зловещим, с летальным исходом, методам нападения террористов. Высокая угроза в адрес деятельности гражданской авиации носит динамичный характер и представляет собой последовательность различных степеней интенсивности, требующих применения соответствующего набора мер по степени возрастания их сложности.
По данным статистики в Российской Федерации количество актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации продолжает оставаться на высоком уровне, табл.1.1.
Таблица1.1 Статистические данные о АНВ на ВТ за период с 2004 по 2011 годы
Год |
Общее число АНВ |
2004 |
208 |
2005 |
158 |
2006 |
128 |
2007 |
128 |
2008 |
74 |
2010 |
59 |
2011 |
66 |
Согласно анализу статистических данных, преступные акты воздействия на ГА приобретают постоянный характер. Статистика показывает, что несмотря на наращивание технических средств досмотра, на увеличение штата охранников и другие изменения в системе АБ, проблема низкого уровня безопасности продолжает иметь место.
В течение последних лет продолжается рост количества лиц, пытающихся пронести в здание аэровокзала, в воздушные суда, запрещенные к перевозке опасные предметы и вещества, особенно оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества. Это в первую очередь говорит о достаточно низком уровне организации системы контроля и управления доступом и системы безопасности аэропорта в целом.
В настоящее время для
Системы физической защиты
Рисунок 1.2 Система физической защиты объекта
В данной схеме более конкретно описывается из каких подсистем ИСБ состоит комплекс ИТСО на примере одного из локальных объектов. Комплекс ИТСО локального объекта №1, а также и комплекс ИТСО локального объекта № n включают в состав тот же комплекс технических средств охраны.
Анализируя данную схему, можно оценить место, которое отводится интегрированной системе безопасности объектов особой важности. Интегрированная система безопасности является ядром системы физической защиты, так как она представляет собой специализированную сложную техническую систему, объединяющую на основе единого программно – аппаратного комплекса с общей информационной средой и единой базой данных технические средства, предназначенные для защиты объекта от нормированной угрозы или нормированных угроз.
Говоря об интегрированных системах безопасности объектов, необходимо подчеркнуть, что каждому элементу этой системы отводится очень важная роль. Все эти элементы достаточно разнородны по своим задачам, но объединяются общим программным обеспечением и взаимно дополняют друг друга, тем самым повышая уровень безопасности. Надо сказать, что согласно анализу истории многих актов незаконного вмешательства, все – таки, первым рубежом в интегрированных системах безопасности является система контроля и управления доступом, так как именно эта подсистема является основным барьером на пути проникновения злоумышленника на территорию особо важного объекта – аэропорта.