Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:24, курсовая работа
Актуальность работы: в первую очередь определяется необходимостью совершенствования системы управления гостиничным предприятием в России, а также активной автоматизацией управления службами гостиницы.
Предмет работы: современные автоматизированные системы управления гостиницей.
Объект исследования: служит популярная автоматизированная система управления гостиницей «Эдельвейс».
Цель работы: определение и рассмотрение целесообразности автоматизации процесса управления гостиницей.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы использования средств автоматизации в средствах размещения
1.1. Особенности автоматизации менеджмента в средствах размещения…………4
1.2. Основы АСУ средств размещения…………………………………………….....5
1.3. Опыт использования систем бронирования…………………………………..…9
2. Характеристика автоматизированной системы управления гостиницей «Эдельвейс»…………………………………………………………………………….…12
Заключение…………………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы………………………………………………...…28
Специальные обозначения
позволяют различать
План по типам комнат позволяет создавать резервирования в номера той или иной категории без выделения конкретной гостевой комнаты. Здесь также ведется статистика свободных номеров (мест), неразмещенных и временных резервирований.
Таблица резервирований – мощный поисковый инструмент, позволяющий легко выбирать группу резервирований, отвечающую тем или иным требованиям.
Существует также ряд фиксированных наборов параметров (так называемых«масок»), которые наиболее часто используются менеджерами и ресепшионистами –они выделены в отдельное меню.
Административный модуль, включающий в себя рабочие места директора и маркетолога (нередко их рассматривают отдельно, но это скорее неправильно, учитывая функциональную и технологическую схожесть), обычно строится на основе баз данных PMS путем предоставления доступа к ним в режиме чтения и использования программных настроек, на основе первичных данных проводящих анализ, строящих таблицы, диаграммы, графики и печатающих отчеты. Такая система, конечно, не заменяет специалиста-маркетолога, но существенно упрощает его работу.
Количество рабочих мест в системе зависит только от масштабов работы средства размещения. PMS может базироваться как на разветвленной локальной сети, так и на одном единственном компьютере. В случае многопользовательской структуры в системе устанавливаются уровни доступа для каждого отдела. Таким образом, получить доступ к тем или иным информационным зонам PMS может только сотрудник с соответствующим уровнем доступа, что как минимум обеспечивается знанием идентификационной пары «логин-пароль». Иногда контроль доступа значительно сложней и включает в себя элементы биометрии, электронные ключи и целые комплексы всего вышеназванного. Это пресекает злоупотребления служебным положением и саботаж на уровне системы. Кроме того, клиенты явно будут не очень довольны тем, что их данные могут быть в открытом доступе, что приобретает особую актуальность, если PMS подключена к глобальной сети.
1.3. Опыт использования систем бронирования
За рубежом первые АСУ гостиниц появились около тридцати лет назад.
Многолетний опыт развития и эксплуатации позволил им стать достаточно совершенными программными продуктами. И хотя цена таких систем высока, согласно исследованиям корпорации Microsoft, 60 – 70% всех гостиниц на Западе в течение ближайших пяти лет (данные 2002 года) закупят новую систему управления. Это вызвано нарастающими темпами роста конкурентной борьбы и технологического прогресса – если раньше отели меняли техническое оснащение в среднем каждые 7 – 9 лет, то сегодня – каждые 3 – 5 лет, и тенденция сокращения этого срока сохраняется.
АСУ бывают типовые и заказные. Заказные системы в России разрабатывались в условиях, когда внутренняя структура большинства отелей и законодательство почти не менялись. Системы учитывали интересы конкретного отеля и росли, постепенно автоматизируя отдельные участки работы. Сегодня поддерживать такую систему в условиях меняющегося законодательства и постоянных нововведений в гостиничном бизнесе трудно. Поэтому особое распространение получили типовые системы управления.
При выборе АСУ необходимо учитывать простые правила. Система должна быть известной и распространенной. Годы развития и эксплуатации в разных гостиницах гарантирует ей высокий уровень и отсутствие «узких мест». Важный момент представляет собой географическое распределение гостиниц. Если среди клиентов системы встречаются достаточно удаленные, то это говорит только в пользу продукта, который эффективно работает и без непосредственной поддержки предприятия – производителя.
Не следует забывать и о том, что каковы бы ни были возможности системы, она является лишь промежуточным звеном между сотрудником и отелем. Поэтому,
подбирая ПО, необходимо осведомиться, насколько дружелюбный у него интерфейс.
Помимо прочего, редкий сотрудник может похвастаться достаточным знанием компьютера, и система должна учитывать и пресекать некорректный его действия, которые могут повлиять на достоверность и целостность базовой информации.
Внедрение АСУ обходится недешево. Устанавливая АСУ «на пустом месте», необходимо потратиться на компьютеры, иную оргтехнику, соединение их в сеть, покупку и установку ПО, обучение персонала и послереализационное обслуживание. Очень желательно ввести в штат должность специалиста по информационным технологиям. Каждое звено этой цепочки требует повышенного внимания. Так, лучше покупать надежную, качественную, а потому дорогую технику. Это накладно, но в конечном итоге простой отеля при отказе оборудования обойдется намного дороже.
Если говорить о ПО, то здесь необходимо учитывать при сравнении различных АСУ соотношение их конфигурации и эффективности, соблюдая принцип паритета.
Современные АСУ состоят из отдельных модулей, временами достаточно независимых друг от друга, чтобы устанавливать их по частям.
Недорогие системы, как правило, отличаются соответствующим набором функций и качеством, и связанные с этим ограничения необходимо учитывать. Критерием же оценки дорогой системы являются сроки ее окупаемости. Неплохо при покупке ПО подумать и о перспективе развития вашего средства размещения, поинтересовавшись возможностями масштабирования системы.
Послужной список АСУ, с одной стороны, свидетельствует о ее качестве, но система «с бородой» может оказаться и камнем преткновения при развитии отеля. Стоит ли еще раз напоминать о том, какими шагами идут вперед информационные технологии? Появляются новые возможности, новые продукты, которые вымещают собой безнадежно устаревшие. С другой стороны, ветераны российского компьютерного рынка MS DOS, Windows 3.1 и даже Windows 95 31 декабря 2002 года директивой корпорации Microsoft приказали долго жить. А это не только операционные системы сами по себе, но и объектные структуры, библиотеки подпрограмм, а значит – ставшие если не бесполезными, то проблематичными в использовании коды рассчитанных на них приложений. Не говоря уже о том, что зачастую новые разработки просто быстрее и точнее работают.
Расходы не заканчиваются и с приобретением и установкой системы. Некоторые затраты вызовет и послепродажное обслуживание ПО и техники. Во-первых, это телефонная «горячая линия», профилактические работы, консультации Во-вторых, регулярный апгрейд ПО, установка новых версий, дополнительных модулей, настроек, патчей и прочее.
Сегодня на российском рынке несколько таких систем. Они эксплуатируются как в средствах размещения, действующих в рамках иностранных гостиничных цепей, так и в наиболее передовых российских предприятиях. Наиболее популярны западные системы – «Micros-Fidelio», «LodgingTouch LIBICA», «Cenium» и отечественные разработки – «Nimeta», «Дип-Папнсион», «Эдельвейс», «Отель-3», «KEI-Hotel», «UCS-Shelter».
Однако при всем желании российскому гостиничному бизнесу еще далеко до западной индустрии. Так, в составе корпорации Мариотт около 300 высококлассных специалистов по программированию занимаются поддержкой и развитием программных продуктов, которые определяют технологии работы и отчетность исполнительных дирекций отелей, разбросанных по земному шару. При этом только разработка обходится в 120 миллионов долларов ежегодно, что считается исключительной экономией из расчета затрат на один отель. В России проектов такого масштаба пока нет, хотя и наблюдаются определенные тенденции развития компьютеризации и автоматизации отелей, а также появление первых гостиничных сетей и управляющих компаний, составляющих все более жесткую конкуренцию западным цепочкам.
Совершенно новой тенденцией становится использование сети Интернет для предоставления гостиницам возможности удаленного использования ПО, не покупая его, а заключая договор аренды. Это снижает затраты гостиницы на приобретение АСУ и облегчает решение задач по обслуживанию и обновлению системы. Однако такая модель ставит под угрозу безопасность информации в свете распространенности в Сети вирусов и хакерских атак. К тому же при хранении информации на удаленном сервере любая техническая неисправность в системе связи приведет к полному бездействию гостиницы.
Практически все серьезные западные поставщики имеют версию своих PMS, специально рассчитанную под удаленное использование. Эти системы разработаны с применением интернет - технологий: ASP (Application Server Provider) и «клиент – сервер» на основе SQL (Standart Query Language). В России эти продукты представлены системами Kei Hotel и Nimeta.
2. Характеристика автоматизированной системы управления гостиницей «Эдельвейс»
Комплексная система управления гостиницей «Эдельвейс» начала создаваться 9 лет назад по заказу цепочки швейцарских отелей. Разработка велась под руководством западных специалистов, работающих в области оказания информационно-консалтинговых услуг в сфере гостиничного бизнеса.
Эдельвейс - современный
программный продукт, основанный на
технологии «клиент-сервер». Вся информация,
вводимая пользователями в систему, хранится
в централизованной базе данных под управлением
СУБД Sybase Adaptive Server An
Эффективность использования
комплексной системы управления
гостиницей «Эдельвейс» представлена
в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Эффективность использования комплексной
системы управления гостиницей «Эдельвейс»
Функциональное назначение |
Количество и наименование рабочего места, устанавливаемое оборудование |
Доступ
ко всем разделам системы в режиме
просмотра, возможность печати всех
видов отчетов и статистических
данных позволяют проводить |
Рабочее место «Управляющий отеля» - персональный компьютер |
Возможность быстрого доступа и сбора информации по всем системам гостиницы, своевременное реагирование на изменившуюся ситуацию в отеле, |
Рабочее место «Заместитель директора» - персональный компьютер |
Контроль персонала службы приема и размещения; владение информацией о загрузке отеля; ведение контрактов с крупными заказчиками; выделение квот. |
Рабочее место «Администратор службы размещения» - персональный компьютер |
Индивидуальные
и групповые резервирования номеров,
регистрация, поселение и выписка
гостей (процедуры check-in, check- |
Рабочее место «Портье» - персональный компьютер |
Расчет с гостями по предоставленным видам услуг. |
Рабочее место «Портье-кассир» - персональный компьютер и фискальный регистратор |
Учет
дополнительных услуг, оказываемых
на этаже; расчет с гостями за предоставленные
услуги; контроль за статусом номеров
(грязный/убран/готов к |
Рабочее место «Старшая горничная» - персональный компьютер |
Ведение и контроль платежей гостей, компаний-дебиторов. |
Рабочее место «Бухгалтер» - персональный компьютер |
Анализ функционирования гостиницы исходя из полученных статистических данных о доходности и загрузке номерного фонда. Формирование ценовой политики гостиницы. Планирование и определение приоритетных направлений работы. |
Рабочее место «Экономист» - персональный компьютер |
Сбор и анализ информации по каждому гостю и организации, статистика по сегментам рынка, источникам бронирования, ведение договоров с компаниями, реализация маркетинговой политики отеля, выработка стратегии по привлечению новых клиентов и поддержанию существующих. |
Рабочее место «Менеджер по маркетингу и ведению договоров» - персональный компьютер |
Контроль
за состоянием номерного фонда гостиницы,
постановка номеров на ремонт, аренда
помещений, ведение информации и
отслеживание выполнения работ инженерно- |
Рабочее место «Начальник службы эксплуатации номерного фонда» -персональный компьютер |
Осуществление контроля над службами гостиницы; ведение / информации о доступе гостей комплекса к различным зонам объекта. |
Рабочее место «Начальник службы безопасности» - персональный компьютер |
Техническая поддержка программы, конфигурация, архивирование. |
Рабочее место «Инженер АСУ Эдельвейс» - персональный компьютер |
Новые версии системы поставляются клиентам по мере их выпуска производителем в соответствии с лицензионными соглашениями.
Функциональность системы Модул
При работе в модуле «План» пользователь имеет возможность просматривать информацию в трех представлениях. В виде электронной «шахматки, в виде привычных и легко сортируемых списков гостей и в виде статистики движения номерного фонда. Использование таких возможностей по отображению информации позволяет автоматизировать практически все каждодневные операции сотрудников - от рядовых работников службы размещения до руководителей.
Приведем список функций,
которые реализованы в модуле «План»
АСУ «Эдельвейс»:
- учет наличия номеров по каждому
типу/категории на необходимый срок;
- оформление брони с указанием сведений
по гостю и условий проживания;
- автоматическое присвоение номера брони;
- учет количества взрослых/детей при оформлении
брони;
- автоматическое указание лица, производящего
заявку;
- указание организации гостя, оформление
карточки компании (внесение информации
об организации, от которой прибывает
гость, в том числе с использованием данных,
ранее сохраненных в архиве);
- указание адресной информации гостя;
- указание метода гарантирования данной
брони;
- учет внесения авансового платежа;
- автоматическая подстановка тарифа по
умолчанию для данного типа номеров с
возможностью ручной коррекции;
- выбор тарифа проживания;
- возможность установления разных тарифов
на каждый день предполагаемого проживания;
- возможность скрывать назначения платежей
при распечатке счета гостя;
- возможность печати предварительного
счета;
- указание паспортных данных гостя;
- возможность отправки подтверждения
на бронь (факс, e-mail);
- указание VIP статуса гостя;
- маркетинговая статистическая информация
по брони, включающая источник поступления
брони, сегмент, к которому можно отнести
данного гостя, географическая территория
поступления гостя;
- введение дополнительной информации
по гостю;
- введение контактной информации гостя
включая факс и e-mail;
- введение сообщений, оставленных для
гостя при бронировании;
- указание турагенства, пославшего заявку
(поиск данных в архиве или оформление
новой карточки);
- указание группы гостей в случае групповой
брони;
- указание организации-плательщика (поиск
данных в архиве или оформление новой
карточки);
- возможность оформления раздельного
проживания в одном номере нескольких
гостей;
- возможность бронирования номеров по
местам (с различными сроками проживания
гостей);
- возможность внесения данных дополнительных
гостей при их совместном проживании и
расчете;
- возможность бронирования номерного
фонда как по типам комнат, так и с присвоением
конкретных номеров гостям отеля;
- учет специальных пожеланий гостя (возможность
планирования предоставления услуг по
расписанию);
- ведение до шести счетов на одного гостя;
- оформление перенаправления начислений
на группу, других гостей, организацию
или дополнительные счета данного гостя;
- контроль правильности введения параметров
кредитной карты;
- возможность внесения запланированных
изменений параметров проживания гостя
(тариф, тип номера, номер комнаты) на будущие
даты;
- хранение информации о дополнительных
услугах, предоставляемых отелем по желанию
гостя;
- использование пакетов услуг;
- возможность копирования оформленной
брони для быстрого бронирования;
- указание причины отмены брони при ее
отмене;
- возможность индивидуальной настройки
обязательных полей;
- автоматический контроль за заполнением
обязательных полей;
- автоматическое проставление номера
счета гостя;
- учет статуса номера убран/не убран/готов
к заселению;
- возможность быстрого изменения статуса
номера.