Система управления базами данных Access для создания информационной модели туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определенной теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой ее части. Кроме данных база данных может содержать средства, позволяющие каждому из пользователей оперировать только теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным пользователям, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. Автоматизированные системы в туристической сфере……………….……..3
2. Microsoft Access. Характеристика. Особенности работы……...……..….….4
3. Основные принципы проектирования баз данных в Microsoft Acces………9
4. Этапы создания реляционной базы данных предприятия СКС и туризма..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....22

Вложенные файлы: 1 файл

инф сист.docx

— 106.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Тихоокеанский государственный  университет

 

 

                                                                          Кафедра «ТИИС»

 

 

Контрольная работа

По дисциплине

Информационные системы и технологии в туристической индустрии

Темы №28: «Система управления базами данных Access для создания информационной модели туристского предприятия»

 

 

 

                                                                                    Выполнила студентка ЗФ

                                                                           3 курс  группа Тз-11

                                                               БТ «Туризм»

                                                                      № з/к 110430038

                                                                    Гончарова Л.А.

 

Хабаровск 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1. Автоматизированные системы в туристической сфере……………….……..3

2. Microsoft Access.  Характеристика. Особенности работы……...……..….….4

3. Основные принципы проектирования баз данных в Microsoft Acces………9

4. Этапы создания реляционной базы данных предприятия СКС и туризма..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время индустрия  туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Для целого ряда стран и регионов туризм служит источником значительных валютных поступлений, способствует созданию дополнительных рабочих мест, расширению международных контактов  и т.д. За быстрые темпы роста  он признан экономическим феноменом  столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем.

В настоящее время отечественная  индустрия туризма, в которой  были использованы «лежащие на поверхности» резервы развития, нуждается в  методах управления, которые дадут  ей возможность выжить в конкурентной борьбе на мировом туристском рынке.

Один из путей преодоления  проблемы — использование современных  информационных технологий управления.

База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся  к определенной теме или задаче, организованная таким образом, чтобы  обеспечить удобное представление  этой совокупности, как в целом, так  и любой ее части. Кроме данных база данных может содержать средства, позволяющие каждому из пользователей  оперировать только теми данными, которые  входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным пользователям, образуется информация, которую они потребляют и на основании  которой в пределах собственной  компетенции производят ввод и редактирование данных.

 

 

 

 

1. Роль автоматизированных систем в туристической сфере

 

 

Туризм, как отрасль народного  хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении  комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого  источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из всех стран мира. Именно из-за высокой доходности туризма, особенно международного, правительства многих стран активно участвуют в  создании туристской инфраструктуры.

Туризм, кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного  туристского спроса, городского хозяйства  и других.

Автоматизация и широкое  применение электронной техники  становятся одной из актуальнейших  задач в отрасли туризма. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, внедрение новейшей технологии в сферу туризма, информация о наличии и доступности тех или иных видов поездок, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов -весь комплекс этих вопросов с учетом развития интеграционных процессов ставится в повестку дня текущей и будущей деятельности Всемирной туристской организации.

Однако мировой опыт показывает, что пренебрежение к совершенствованию  технологий информационных процессов  губительно для любой организации.

 

 

 

 

2. Microsoft Access.  Характеристика, особенности работы

 

База данных (БД) – это структурированная совокупность данных, отражающая свойства и состояние объектов конкретной предметной области и связи между ними.

Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных средств, предназначенных для создания, накопления, обработки и управления БД.

В теории СУБД выделяют три основные типы организации БД: иерархическая (элементы связаны отношением подчиненности, при этом каждый элемент может  подчиняться только одному какому-нибудь элементу); сетевая (расширение иерархического – в отличие от иерархического в сетевой модели запись-потомок  может иметь любое количество предшествующих записи); реляционная (БД представлена в виде совокупности взаимосвязанных  таблиц).

Наибольшее  распространение получили СУБД, основанные на реляционной модели данных, предложенной Э.Ф. Коддом.

Одной из наиболее распространенных СУБД является MS Access, входящий в состав профессиональной версии  пакеты Microsoft Office.

Microsoft Access – это система управления базами данных (СУБД), предназначенная для создания и обслуживания баз данных, обеспечения доступа к данным и их обработки.

Популярность  MS Access во многом объясняется следующими ее свойствами:

  • направленность на пользователей самых различных уровней подготовки;
  • наличие удобных визуальных средств разработки;
  • возможность интеграции с другими программными продуктами пакета Microsoft Office.

СУБД  MS Access состоит из шести основных компонентов:

  • таблицы – для хранения структуры БД и самих данных;
  • запросы – для создания QBE и SQL запросов к БД (для поиска информации в БД);
  • формы – для удобства ввода, просмотра и редактирования данных;
  • отчеты – для подготовки и оформления данных в виде документа для распечатки на принтере;
  • страницы – для обеспечения доступа в БД с Web – страницы;
  • макросы – для автоматизации выполнения повторяющихся операций (макрос состоит из последовательности внутренних команд СУБД);
  • модули – для автоматизации выполнения стандартных операций и создания новых процедур средствами языка программирования Visual Basic.

Таблица

Таблица состоит из простейших объектов, называемых полем (столбец) и записью (строка). Каждая поле предназначается для хранения данных только одного определенного  типа.

Основными характеристиками поля являются его  имя (последовательность символов, кроме  знаков препинания – должен быть информативным, но кратким) и тип (характеризует  содержание данных).

Основные  типы полей:

  • текстовый – для хранения данных в виде совокупности символов;
  • числовой – для хранения числовых данных;
  • логический – для хранения логических данных, имеющих только одно из двух значений – истина/ложь;
  • Дата/время – для ввода даты или времени;
  • MEMO – для обеспечения возможности работы с длинными текстами;
  • счетчик – специальное числовое поле для нумерации записей;
  • денежный – для удобства работы с числами, обозначающими денежные суммы;
  • объект OLE – для обеспечения возможности хранения рисунков, картинок, звука, видеофрагментов.

Одно  из полей таблицы назначают ключевым полем (чаще всего называют первичным  ключом, обязательно тип - счетчик), т.е. полем, значение которого однозначно определяет запись.

При заполнении строк, т.е. при вводе  записей, запрещается допускать  в тексте кавычки, но обязательно  нужно соблюдать типы полей.

 

Схема данных

Механизм  описания логической связи между  таблицами  MS Access реализован в виде объекта называемого схемой данных. В данном объекте связи между таблицами организуются через ключевые поля таблиц.

Выделяют  несколько типов связи:

  • схема «один-ко-одному» - одному значению поля одной таблицы соответствует одно значение поля другой таблицы;
  • схема «один-ко-многим» - одному значению поля одной таблицы («главная таблица») соответствует несколько значений поля другой таблицы («подчиненная таблица»);
  • схема «многие-ко-многим» - нескольким значениям поля одной таблицы соответствует несколько значений поля другой таблицы.

Чаще  всего в реляционных БД встречается  отношение «один-ко-многим».

Типовые действия, допустимые в Access:

Что сделать?

Как сделать?

Запуск программы Access

Пуск -> Программы -> Microsoft Office -> Microsoft Access

Создание новой БД

Кнопка Microsoft Office -> Создать -> ввести имя создаваемой БД -> Создать

Открытие существующей БД

Кнопка Microsoft Office -> Открыть -> указать имя необходимой БД  -> кнопка Открыть

Создание таблицы в  режиме конструктора

Меню Создание -> кнопка Таблица -> меню Работа с таблицами -> группа Представления -> кнопка с рисунком Линейки (или кнопка Вид -> выбрать режим конструктора) -> сохранить таблицу, задать имя таблицы-> кнопка ОК -> ввести имена и типы полей создаваемой таблицы -> указать какое поле является первичным ключом -> перейти в режим таблицы -> ввести необходимое количество надписей, т.е. заполнить строки

Установка первичного ключа

Выделить строку, в которой  находится ключевое поле -> меню Конструктор -> кнопка Ключевое поле (с рисунка  ключа)

Сохранение таблицы

Файл -> Сохранить -> Ввести имя таблицы -> ОК

Переход в режим таблицы

меню Работа с таблицами -> группа Представления -> кнопка с  рисунком Таблицы (или кнопка Вид -> выбрать режим таблицы)

Редактирование таблицы (изменение имен или типов полей, их создание или же удаление)

Перейти в режим конструктора -> изменить имя или тип необходимого поля

Переход в режим конструктора

меню Работа с таблицами -> группа Представления -> кнопка с  рисунком Линейки (или кнопка Вид -> выбрать режим конструктора)

Создание схемы данных

Сохранить и закрыть связываемые  таблицы -> меню Работа с базами данных -> группа Показать или скрыть -> кнопка Схема данных -> добавить связываемые таблицы -> закрыть окно «Добавление таблицы» -> создать связи -> сохранить схему данных

Создание связей между  таблицами

Навести указатель мыши на имя поля -> при нажатой ЛКМ  перетащить его на связанное с  ним поле в другой таблице ->установить в диалоговом окне «Изменение связей»  флажок «Обеспечение целостности данных» -> если хотите можете установить флажки каскадной модификации -> тип связи определяется самостоятельно -> Создать

Изменение связи

Выделить линию связи  ЛКМ -> ПКМ -> Изменить связь…

Удаление связи

Выделить линию связи  ЛКМ -> ПКМ -> Удалить 

Поиск данных в таблице

Курсор расположить в  любом месте столбца, по которому введется поиск -> меню Главная -> группа Найти -> кнопка Найти (с рисунком бинокля) -> в строке Образец ввести значение поискового данное -> в остальных разделах установить параметры поиска (указать -> кнопка Найти далее

Замена данных в таблице

Курсор расположить в  любом месте столбца, по которому введется поиск -> меню Главная -> группа Найти -> кнопка Заменить (с рисунком ab->ac) -> в строках Образец и Заменить на ввести необходимые данные -> в остальных разделах установить параметры поиска -> кнопка Найти далее -> Заменить

Использование фильтра при  поиске данных

Нажать ЛКМ на стрелку  вниз, находящейся в названии поля, по которому ведется поиск -> меню Главная -> группа Сортировка и фильтр -> кнопка Фильтр -> команда Фильтры -> выбрать необходимый Фильтр -> ввести необходимые параметры -> ОК

Отмена фильтра

меню Главная -> группа Сортировка и фильтр -> кнопка Параметры расширенного фильтра -> команда Очистить все фильтры

Сортировка данных

Курсор расположить в  любом месте столбца, который  нужно сортировать -> меню Главная -> группа Сортировка и фильтр -> кнопка По убыванию или По возрастанию


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные принципы  проектирования баз данных в  Microsoft Acces

Необходимость автоматизации  процессов управления в турфирме уже стала аксиомой, но проблемными  по-прежнему остаются методика и обстоятельства перехода на новые технологии.

Любая автоматизация турфирмы предполагает внедрение в ее деятельность автоматизированных рабочих мест, благодаря  которым будет реализован комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, способствующих выполнению тех или иных задач управления. Целью автоматизации турфирмы является информационная поддержка формирования и принятия решений менеджментом.

В большинстве случаев  автоматизация турфирмы касается лишь подготовки информации для изучения ситуации, на основе анализа которой  сотрудник может принять решение. Таким образом, информационные технологии управления турфирмами предназначены для автоматизации деятельности туроператоров и турагентов по формированию и реализации турпродукта потребителю.

Специализированный комплекс программного обеспечения и оборудования для  автоматизации туристической фирмы на порядок расширяет возможности управления туристической фирмой:

- существенное уменьшение времени принятия решений, связанных с обработкой больших массивов данных;

- упрощение процессов подготовки материалов, содержащих разноплановую информацию, поступающую из разных источников и разных баз данных;

- накопление данных в единой информационно-технологической среде

- преемственность технологических приемов при смене персонала.

Очевидны неоспоримые преимущества автоматизированной туристической фирмы перед другими подобными фирмами:

- высокое качество сервиса и скорость обслуживания клиентов;

- абсолютный контроль всех процессов от момента приема заказа до его исполнения.

Задача системного анализа предметной области (Рис. 1) заключается в определении целей создания системы, изучении предметной области и определении требований пользователей.

Предметная область

 

Информационные потребности  пользователей

Изучение и описание информационных потребностей пользователей

Изучение и описание предметной области

Проектирование концептуальной инфологической модели и внешних  инфологических моделей предметной области

Выбор СУБД

Информация о работе Система управления базами данных Access для создания информационной модели туристского предприятия