Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:08, контрольная работа
База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определенной теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой ее части. Кроме данных база данных может содержать средства, позволяющие каждому из пользователей оперировать только теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным пользователям, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. Автоматизированные системы в туристической сфере……………….……..3
2. Microsoft Access. Характеристика. Особенности работы……...……..….….4
3. Основные принципы проектирования баз данных в Microsoft Acces………9
4. Этапы создания реляционной базы данных предприятия СКС и туризма..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тихоокеанский государственный университет
Контрольная работа
По дисциплине
Информационные системы и технологии в туристической индустрии
Темы №28: «Система управления базами данных Access для создания информационной модели туристского предприятия»
Хабаровск 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
3. Основные принципы проектирования баз данных в Microsoft Acces………9
4. Этапы создания реляционной базы данных предприятия СКС и туризма..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....22
В настоящее время индустрия
туризма является одной из наиболее
динамично развивающихся
В настоящее время отечественная индустрия туризма, в которой были использованы «лежащие на поверхности» резервы развития, нуждается в методах управления, которые дадут ей возможность выжить в конкурентной борьбе на мировом туристском рынке.
Один из путей преодоления проблемы — использование современных информационных технологий управления.
База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определенной теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой ее части. Кроме данных база данных может содержать средства, позволяющие каждому из пользователей оперировать только теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным пользователям, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.
Туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из всех стран мира. Именно из-за высокой доходности туризма, особенно международного, правительства многих стран активно участвуют в создании туристской инфраструктуры.
Туризм, кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса, городского хозяйства и других.
Автоматизация и широкое применение электронной техники становятся одной из актуальнейших задач в отрасли туризма. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, внедрение новейшей технологии в сферу туризма, информация о наличии и доступности тех или иных видов поездок, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов -весь комплекс этих вопросов с учетом развития интеграционных процессов ставится в повестку дня текущей и будущей деятельности Всемирной туристской организации.
Однако мировой опыт показывает,
что пренебрежение к
2. Microsoft Access. Характеристика, особенности работы
База данных (БД) – это структурированная совокупность данных, отражающая свойства и состояние объектов конкретной предметной области и связи между ними.
Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных средств, предназначенных для создания, накопления, обработки и управления БД.
В теории СУБД выделяют три основные типы организации БД: иерархическая (элементы связаны отношением подчиненности, при этом каждый элемент может подчиняться только одному какому-нибудь элементу); сетевая (расширение иерархического – в отличие от иерархического в сетевой модели запись-потомок может иметь любое количество предшествующих записи); реляционная (БД представлена в виде совокупности взаимосвязанных таблиц).
Наибольшее распространение получили СУБД, основанные на реляционной модели данных, предложенной Э.Ф. Коддом.
Одной из наиболее распространенных СУБД является MS Access, входящий в состав профессиональной версии пакеты Microsoft Office.
Microsoft Access – это система управления базами данных (СУБД), предназначенная для создания и обслуживания баз данных, обеспечения доступа к данным и их обработки.
Популярность MS Access во многом объясняется следующими ее свойствами:
СУБД MS Access состоит из шести основных компонентов:
Таблица
Таблица состоит из простейших объектов, называемых полем (столбец) и записью (строка). Каждая поле предназначается для хранения данных только одного определенного типа.
Основными характеристиками поля являются его имя (последовательность символов, кроме знаков препинания – должен быть информативным, но кратким) и тип (характеризует содержание данных).
Основные типы полей:
Одно
из полей таблицы назначают
При заполнении строк, т.е. при вводе записей, запрещается допускать в тексте кавычки, но обязательно нужно соблюдать типы полей.
Схема данных
Механизм описания логической связи между таблицами MS Access реализован в виде объекта называемого схемой данных. В данном объекте связи между таблицами организуются через ключевые поля таблиц.
Выделяют несколько типов связи:
Чаще всего в реляционных БД встречается отношение «один-ко-многим».
Типовые действия, допустимые в Access:
Что сделать? |
Как сделать? |
Запуск программы Access |
Пуск -> Программы -> Microsoft Office -> Microsoft Access |
Создание новой БД |
Кнопка Microsoft Office -> Создать -> ввести имя создаваемой БД -> Создать |
Открытие существующей БД |
Кнопка Microsoft Office -> Открыть -> указать имя необходимой БД -> кнопка Открыть |
Создание таблицы в режиме конструктора |
Меню Создание -> кнопка Таблица -> меню Работа с таблицами -> группа Представления -> кнопка с рисунком Линейки (или кнопка Вид -> выбрать режим конструктора) -> сохранить таблицу, задать имя таблицы-> кнопка ОК -> ввести имена и типы полей создаваемой таблицы -> указать какое поле является первичным ключом -> перейти в режим таблицы -> ввести необходимое количество надписей, т.е. заполнить строки |
Установка первичного ключа |
Выделить строку, в которой находится ключевое поле -> меню Конструктор -> кнопка Ключевое поле (с рисунка ключа) |
Сохранение таблицы |
Файл -> Сохранить -> Ввести имя таблицы -> ОК |
Переход в режим таблицы |
меню Работа с таблицами -> группа Представления -> кнопка с рисунком Таблицы (или кнопка Вид -> выбрать режим таблицы) |
Редактирование таблицы (изменение имен или типов полей, их создание или же удаление) |
Перейти в режим конструктора -> изменить имя или тип необходимого поля |
Переход в режим конструктора |
меню Работа с таблицами -> группа Представления -> кнопка с рисунком Линейки (или кнопка Вид -> выбрать режим конструктора) |
Создание схемы данных |
Сохранить и закрыть связываемые таблицы -> меню Работа с базами данных -> группа Показать или скрыть -> кнопка Схема данных -> добавить связываемые таблицы -> закрыть окно «Добавление таблицы» -> создать связи -> сохранить схему данных |
Создание связей между таблицами |
Навести указатель мыши на имя поля -> при нажатой ЛКМ перетащить его на связанное с ним поле в другой таблице ->установить в диалоговом окне «Изменение связей» флажок «Обеспечение целостности данных» -> если хотите можете установить флажки каскадной модификации -> тип связи определяется самостоятельно -> Создать |
Изменение связи |
Выделить линию связи ЛКМ -> ПКМ -> Изменить связь… |
Удаление связи |
Выделить линию связи ЛКМ -> ПКМ -> Удалить |
Поиск данных в таблице |
Курсор расположить в любом месте столбца, по которому введется поиск -> меню Главная -> группа Найти -> кнопка Найти (с рисунком бинокля) -> в строке Образец ввести значение поискового данное -> в остальных разделах установить параметры поиска (указать -> кнопка Найти далее |
Замена данных в таблице |
Курсор расположить в любом месте столбца, по которому введется поиск -> меню Главная -> группа Найти -> кнопка Заменить (с рисунком ab->ac) -> в строках Образец и Заменить на ввести необходимые данные -> в остальных разделах установить параметры поиска -> кнопка Найти далее -> Заменить |
Использование фильтра при поиске данных |
Нажать ЛКМ на стрелку вниз, находящейся в названии поля, по которому ведется поиск -> меню Главная -> группа Сортировка и фильтр -> кнопка Фильтр -> команда Фильтры -> выбрать необходимый Фильтр -> ввести необходимые параметры -> ОК |
Отмена фильтра |
меню Главная -> группа Сортировка и фильтр -> кнопка Параметры расширенного фильтра -> команда Очистить все фильтры |
Сортировка данных |
Курсор расположить в любом месте столбца, который нужно сортировать -> меню Главная -> группа Сортировка и фильтр -> кнопка По убыванию или По возрастанию |
3. Основные принципы проектирования баз данных в Microsoft Acces
Необходимость автоматизации процессов управления в турфирме уже стала аксиомой, но проблемными по-прежнему остаются методика и обстоятельства перехода на новые технологии.
Любая автоматизация турфирмы предполагает внедрение в ее деятельность автоматизированных рабочих мест, благодаря которым будет реализован комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, способствующих выполнению тех или иных задач управления. Целью автоматизации турфирмы является информационная поддержка формирования и принятия решений менеджментом.
В большинстве случаев
автоматизация турфирмы касается лишь
подготовки информации для изучения
ситуации, на основе анализа которой
сотрудник может принять
Специализированный комплекс программного обеспечения и оборудования для автоматизации туристической фирмы на порядок расширяет возможности управления туристической фирмой:
- существенное уменьшение времени принятия решений, связанных с обработкой больших массивов данных;
- упрощение процессов подготовки материалов, содержащих разноплановую информацию, поступающую из разных источников и разных баз данных;
- накопление данных в единой информационно-технологической среде
- преемственность технологических приемов при смене персонала.
Очевидны неоспоримые
- высокое качество сервиса и скорость обслуживания клиентов;
- абсолютный контроль всех процессов от момента приема заказа до его исполнения.
Задача системного анализа предметной области (Рис. 1) заключается в определении целей создания системы, изучении предметной области и определении требований пользователей.
Информационные потребности пользователей
Изучение и описание информационных потребностей пользователей
Изучение и описание предметной области
Проектирование концептуальной инфологической модели и внешних инфологических моделей предметной области
Выбор СУБД