Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:45, курсовая работа
Теория массового обслуживания — область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживания, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами. Задачи теории массового обслуживания носят оптимизационный характер и в конечном итоге включают экономический аспект по определению такого, варианта системы, при котором будет обеспечен минимум суммарных затрат от ожидания обслуживания, потерь времени и ресурсов на обслуживание и от простоев каналов обслуживания.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Системы массового обслуживания…………………………………….…….3
1.1 Многоканальная СМО с отказами в обслуживании……………………8
1.2 Многоканальная СМО с ограниченной длиной очереди……………..11
1.3 Многоканальная СМО с неограниченной очередью………………….15
2. Анализ системы массового обслуживания супермаркета………………..19
Заключение………………………………………………………………………
Табл.1
Часы работы |
День недели | ||||||||
пятница |
суббота |
воскресенье | |||||||
оче-редь,
|
количество покупателей без покупок |
оче-редь,
|
количество покупателей без покупок |
оче-редь,
|
количество покупателей без покупок | ||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | ||||
с 9 до 10 |
2 |
38 |
5 |
5 |
60 |
5,4 |
7 |
64 |
4,2 |
с 10 до 11 |
3 |
44 |
5,3 |
5 |
67 |
5 |
6 |
62 |
3,7 |
с 11 до 12 |
3 |
54 |
6,5 |
4 |
60 |
5,8 |
7 |
121 |
8,8 |
с 12 до 13 |
2 |
43 |
4,9 |
4 |
63 |
5,5 |
8 |
156 |
10 |
с 14 до 15 |
2 |
48 |
5,5 |
6 |
79 |
6,7 |
7 |
125 |
6,5 |
с 15 до 16 |
3 |
61 |
7,3 |
6 |
97 |
6,4 |
5 |
85 |
7,2 |
с 16 до 17 |
4 |
77 |
7,1 |
8 |
140 |
9,7 |
5 |
76 |
6 |
с 17 до 18 |
5 |
91 |
6,8 |
7 |
92 |
8,4 |
4 |
83 |
7,2 |
с 18 до 19 |
5 |
130 |
7,3 |
6 |
88 |
5,9 |
7 |
132 |
8 |
с 19 до 20 |
6 |
105 |
7,6 |
6 |
77 |
6 |
|||
с 20 до 21 |
6 |
58 |
7 |
5 |
39 |
4,4 |
|||
Итого |
749 |
6,5 |
862 |
6,3 |
904 |
4,5 |
В организации работы кассового узла универсама имеется еще одна важная особенность, которая значительно влияет на его пропускную способность: наличие экспресс-касс (одной-двух покупок). Изучение структуры потока покупателей в универсамах по типу кассового обслуживания показывает, что поток оборот составляет 12,9% (табл. 2).
Табл. 2
Дни недели |
Потоки покупателей |
Товарооборот | ||||
всего |
по экспресс-кассам |
% к дневномупотоку |
всего |
по экспресс-кассам |
% к дневному товарообороту | |
Летний период | ||||||
Понедельник |
11182 |
3856 |
34,5 |
39669,2 |
3128,39 |
7,9 |
Вторник |
10207 |
1627 |
15,9 |
38526,6 |
1842,25 |
4,8 |
Среда |
10175 |
2435 |
24 |
33945 |
2047,37 |
6 |
Четверг |
10318 |
2202 |
21,3 |
36355,6 |
1778,9 |
4,9 |
Пятница |
11377 |
2469 |
21,7 |
43250,9 |
5572,46 |
12,9 |
Суббота |
10962 |
1561 |
14,2 |
39873 |
1307,62 |
3,3 |
Воскресенье |
10894 |
2043 |
18,8 |
35237,6 |
1883,38 |
5,1 |
Зимний период | ||||||
Понедельник |
10269 |
1857 |
18,1 |
37121,6 |
2429,73 |
6,5 |
Вторник |
10784 |
1665 |
15,4 |
38460,9 |
1950,41 |
5,1 |
Среда |
11167 |
3729 |
33,4 |
39440,3 |
4912,99 |
12,49,4 |
Четверг |
11521 |
2451 |
21,3 |
40000,7 |
3764,58 |
9,4 |
Пятница |
11485 |
1878 |
16,4 |
43669,5 |
2900,73 |
6,6 |
Суббота |
13689 |
2498 |
18,2 |
52336,9 |
4752,77 |
9,1 |
Воскресенье |
13436 |
4471 |
33,3 |
47679,9 |
6051,93 |
12,7 |
Для окончательного построение математической модели процесса обслуживания с учетом перечисленных выше факторов необходимо определить функции распределения случайных величин, а также случайные процессы, описывающие входящие и выходящие потоки покупателей:
1) функцию распределения
времени покупателей на выбор
товаров в зоне
2) функцию распределения
времени работы контролера-
3) случайный процесс,
4) случайный процесс,
Моделями для расчета
характеристик системы
Исследование потока покупателей в зоне кассового узла показало, что для него может быть принят пуассоновский поток.
Функция распределения времени
обслуживания покупателей контролерами-
Безусловный интерес представляет анализ характеристик обслуживания потока покупателей в кассовом узле универсама, рассчитанных для трех систем: с потерями, с ожиданием и смешанного типа.
Расчеты параметров процесса обслуживания покупателей в кассовом узле проведены для коммерческого предприятия торговой площадью S=650 на основе следующих данных.
Целевая функция может быть записана в общем виде связи (критерия) выручки от реализации от характеристик СМО:
B=f max,
где - кассовый узел состоит из =7 касс обычного типа и =2 экспресс-касс,
всего n=9;
- интенсивность обслуживания
- интенсивность нагрузки
- интенсивность обслуживания
- интенсивность входящего
- интенсивность нагрузки
- интенсивность входящего
- для модели СМО с ограничением
на длину очереди в
Следует заметить, что для получения сравнительно небольших по абсолютной величине значений вероятности потерь заявок и времени ожидания покупателей в кассовом узле необходимо соблюдать следующие условия:
В табл. 3 приведены результаты характеристик качества функционирования СМО в зоне расчетного узла.
Расчеты проведены для наиболее напряженного периода времени рабочего дня с 17 до 21 часа. Именно на этот период, как показали результаты обследований, приходится около 50% однодневного потока покупателей.
Из приведенных данных в табл. 3 следует, что если бы для расчета была выбрана:
Табл. 3
Тип кассы |
Количество касс в узле |
Тип СМО |
Характеристики СМО | ||
Среднее число занятых касс, |
среднее время ожидания обслуживания, |
Вероятность потери заявок, | |||
Обычные кассы |
7 |
с отказами с ожиданием с ограничением на длину очереди |
5,15 6,65
6,7 |
0 3
2,66 |
0,226 0
0,0012 |
Экспресс-кассы |
2 |
с отказами с ожиданием с ограничением на длину очереди |
1,08 1,17
1,6 |
0 0,91
0,84 |
0,336 0
0,018 |
Интерес представляет сравнительный расчет мощности кассового узла как с учетом экспресс-касс, так и без них. В табл. 4 приведены характеристики системы обслуживания кассового узла трех типоразмеров универсамов, рассчитанные по моделям для СМО с ограничением на длину очереди на наиболее напряженный период рабочего дня с 17 до 21 часа.
Табл. 4
№ п/п |
Характеристики СМО |
Единица измерения |
Обозначение |
Показатели, рассчитанные по типам универсамов торговой площади, кв. м | ||||||||||||||||
Без экспресс-касс |
С учетом экспресс-касс | |||||||||||||||||||
650 |
1000 |
2000 |
650 |
1000 |
2000 | |||||||||||||||
Обычные кассы |
Экспресс-кассы |
Обычные кассы |
экспресс-кассы |
Обычные кассы |
экспресс-кассы | |||||||||||||||
1 |
Количество покупателей |
чел. |
k |
2310 |
3340 |
6680 |
1460 |
850 |
2040 |
1300 |
4080 |
2600 | ||||||||
2 |
Интенсивность входящего потока |
чел./ мин |
λ |
9,64 |
13,9 |
27,9 |
6,08 |
3,55 |
8,55 |
5,41 |
17,1 |
10,8 | ||||||||
3 |
Интенсивность обслуживания |
чел./мин |
μ |
0,823 |
0,823 |
0,823 |
0,823 |
2,18 |
0,823 |
2,18 |
0,823 |
2,18 | ||||||||
4 |
Интенсивность нагрузки |
- |
ρ |
11,7 |
16,95 |
33,8 |
6,65 |
1,63 |
10,35 |
2,48 |
20,7 |
4,95 | ||||||||
5 |
Количество кассовых аппаратов |
шт. |
n |
12 |
17 |
34 |
7 |
2 |
11 |
3 |
21 |
5 | ||||||||
6 |
Общее количество касс расчетного узла |
шт. |
∑n |
12 |
17 |
34 |
9 |
14 |
26 |