Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:52, курсовая работа
Цель данной работы, изучить и проанализировать социокультурную обстановку в стране в 1980-х годах, определив ее сущностное значения для формирования неофициального белорусского изобразительного искусства, выявить специфические черты и основные направления в творчестве белорусских художников1980-х годов начала 1990-х годов.
Задачи данной работы:
1. Изучить социокультурную обстановку в Беларуси в 1980-х годах.
2. Выявить основные течения в белорусском изобразительном искусстве 1980-х-начала 1990-х годов
3. Выявить предпосылки и факторы становления белорусского авангарда в 1980-е годы
4. Проанализировать творчество представителей белорусского авангарда 1980-х годов
5. Определить предпосылки и истоки возникновения национального течения в белорусском изобразительном искусстве.
6. Проследить творческий путь и проанализировать творческие воззрения художников национального течения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО 1980-Х- НАЧАЛА 1990-Х КАК АРЕНА РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
ГЛАВА 2. АВАНГАРДНОЕ ТЕЧЕНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: СУЩНОСТЬ, ИДЕЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: СУЩНОСТЬ, ИДЕИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Особенно об этих временах говорит огромная картина - «1992» - выражение полного нонсенса, абсурда и человеческого непонимания. Схожую ситуацию на своем полотне «Герника» когда-то изобразил и великий П.Пикассо. Благодаря насыщенности событиями, непрерывным изменениям в политике, культуре, социуме, в искусстве П.Хиксон начался новый период - белорусский, в котором глазами иностранца был описан определенный и довольно важный отрезок истории Беларуси. Живопись П.Хиксона насыщена лирикой, но с авангардными чертами: передовыми, прогрессивными, отходящими от общих законов рисования. Насыщенные философией, они буквально заставляют зрителя не просто смотреть, а думать.
Таким образом, авангардное искусство 1980-1990х годов позволило выдвинуться новым художникам, которые объединялись в творческие группы, создавали творческие тандемы или творили в одиночестве. Искусство каждого из них носило экспериментальный характер, отсюда тяготение к новым художественным жанрам. Перфомансы, акции, инсталляции, объекты стали новыми средствами выражения наравне с традиционными формами работы для всех художников авангардистов данного периода. Зритель все больше вовлекается в процесс художественного творчества. Снижается уровень «политизации» и повышается уровень «эстетики».
Авангардизм в искусстве Беларуси 1980-начала 1990х годов явился ответом на социокультурные, экономические явления в советском обществе. Перелом, крах советской системы и поиск новой формы существования сопровождался экспериментами и созданием весьма своеобразного субъективно-индивидуального мифа нового «постсоветского» искусства. Этот миф базировался на приемах абсурда и конструирования новых концептуальных систем.[3, c.179-181]
Авангардность данного периода в целом близко связана с постмодернизмом. Эта авангардность, несмотря на экспериментаторский уклон, имеет много общего с авангардом 1920-1930-х годов, являясь своеобразным римейком того периода.[11, c. 401].
Авангардные, постмодернистические интенции, явившись очередным актом идеологического противостояния, заявили о себе в экспериментах И.Кашкуревича, Виталия Калгина, Алексея Жданова. В то же время верность фигуративному искусству, сложившаяся в советский период, привела к достаточно сдержанному, если не подозрительному отношению к искусству слишком новаторскому. Однако белорусское искусство данного направления сумело выйти за рамки канонов и возобновить утерянные под влиянием цензуры и партконтроля связи с экспрессивностью, чувственностью, тяготением к знаковости, символизму и гротескно-мистическому представлению действительности.
ГЛАВА 3. Национальное течение в белорусском изобразительном искусстве: сущность, идеи, представители.
Второе течение в белорусском искусстве 1980х - начала 1990х годов организовали художники, ратовавшие за национально-культурное возрождение белорусской нации. Часто представителей данного направления называли «национальными романтиками» или «этнографистами». Это были те художники, которые ставили своей целью создание искусства «национального по своей форме» Творчество этих художников носило оппозиционный характер по отношению к официальной политике властей, однако не выходило за рамки поиска этнической самоидентификации.[7, c.17]
Данное оппозиционное движение оформляется еще в начале 1970-х годов и связано с деятельностью Я.Кулика (1932-1993), который создает в тот период первую в Беларуси неформальную националистическую группу «На паддашку», где зарождались и получали свое логическое развитие идеи национального возрождения, и которая к 1980-м годам объединила большое число художников, пытавшихся в своих работах пропагандировать образное видение ранее запрещенных героев и событий белорусской истории.[3, c.184]
К основным творческим объединениям 1980-х - начала 1990-х годов, действующим в рамках данных традиций и идей можно отнести творческий коллектив «Немига-17» и «Погоня», организованные на базе Союза художников.
В 1986-1987 годах из Союза Белорусских художников выделяется творческое объединение «Пагоня», инициатором создания которого стал А.Марочкин (1940).
Центральной для объединения «Пагоня» была идея «Адраджэньня» (Возрождения), важнейшей составляющей которой была этническая и фольклорная культура, а со временем, – наиболее радикальное сопротивление проводимой властями «культурной политики» дебеларусизации. Основателем данного творческого объединения Марочкин А.А.(1940-2008г) – один из ярких деятель конца 70-80-х годов 20 века, направивший свои художественные воззрения на возрождение белорусского исторического наследия. В числе его работ – портреты деятелей белорусской истории и культуры: «Цётка» (1976), «Пачатак. Ф.Скарына» (1978), «М.Гусоўскі” (1980), “Вераніка і Максім” (1981), “Рагнеда” (1982) [см. прил. Ж], “Кірыла Тураўскі” (1987), “Сымон Будны” (1989), “Мікола Ермаловіч” (1994), “Я.Кулік” (1999). [3, c.178-182]
Самым известным представителем данного творческого объединения стал Алесь Пушкин (1965). А. Пушкин является ярким патриотическим белорусским художником. Его альтернативный национализм, и альтернативные версии истории означают протест против установленной истории. Алесь Пушкин часто использует религиозную символику. Его творчество, так же как и творчество художников авангардистов, проникнуто идеей протеста, но в отличие от протеста «Авангардного», протест А.Пушкина носит ярко выраженный националистический характер. Его творчество выражает идеи «национальных романтиков», которые стремятся показать и донести до белорусского народа ценность, яркость и историзм самобытной белорусской истории.
Художники этого объединения демонстрировали свою независимость и от официальных заказов, так как создавали работы для показа на ими же организуемых тематических выставках. Например, именно усилиями деятелей этого объединения в 1987 году была организована выставка, посвященную Миколе Гусовскому[19, c. 176].
Идеологические органы не смогли помешать этой акции, поскольку решением ЮНЕСКО юбилей Гусовского был внесен в мировой календарь выдающихся культурных событий. Силами объединения была устроена выставка к 100-летию со дня рождения Алоизы Пашкевич-Тетки, отмечались юбилеи Вацлава Ластовского, Язэпа Дроздовича. Эти мероприятия выделялись концептуальностью, национальной ориентированностью, нонконформизмом.[2,c.44]
Данные акции вызывали живой интерес общественности и негативную идеологическую реакцию. Официальная критика умалчивала значение их деятельности или же пыталась отпугнуть зрителей, называя эту новую тенденцию проявление национализма. Такое моральное давление и необоснованные обвинения убежденные личности смогли пережить, так как время физических расправ уже не могло повториться. При этом художники в желании открывать все новые исторические темы, не всегда достаточно много внимания уделяли чисто художественным задачам, показывали неровный профессиональный уровень. Поэтому можно говорить о ярких, но в то же время достаточно спорных творческих находках А. Марочкина и А.Пушкина и других представителей течения.
Решительный поворот от тематики к проблеме – колорит есть ведущее средство и главная тема живописи – совершила своими работами 1980-х годов группа минских художников «Немига-17».
Творческое объединение "Немига-17" создано в 1988 году группой белорусских живописцев и скульпторов, выдвинувших "задачу обновления языка изобразительного искусства". Этих мастеров со зрелой манерой и узнаваемым почерком хорошо знают в республике и за ее пределами (произведения многих хранятся и в музеях России). Среди них - живописцы Зоя Литвинова, Леонид Хоботов и Сергей Кирюшенко. Символично и название группы, загадочное для россиянина: Немига - это, прежде всего, название улицы в Минске. На ней находится мастерская, где зародилась идея объединения. Но так называлась и не существующая ныне река, на чьих берегах в 1067 году произошло историческое сражение между дружинами полоцкого и киевского князей. Битва на Немиге описана в "Слове о полку Игореве", с этим же событием связано первое упоминание о городе Минске в древних летописях. Выбирая имя для объединения, художники стремились подчеркнуть свою связь с глубинными пластами национальной истории и культуры. При этом участникам содружества присуще подчеркнутое внимание к выразительности и символике цвета. "Немига" привнесла в белорусскую живопись интерес к экспрессивной, богатой нюансами форме и метафорическому языку[17, c.27-31].
Произведения художников этого объединения всегда были далеки от политической направленности. Определяющие творческие установки были другие. В разработке национальной проблематики художники никогда не шли от исторической темы. Решение этой актуальной задачи они переводили в сферу исключительно пластических исканий. Искусство представителей данного объединения не носит протестного характера. Осознание своей национальной принадлежности выражалось у них в стремлении обрести художественный язык, который при всей его современности был бы генетически связан с традициями культуры белорусского народа[25, c 2-3].
Тема обретения Духовности в жизни, в творчестве занимает центральное место в искусстве Зои Литвиновой (1938), она – своего рода первопричина, исток и смысл всей деятельности художника. Литвинова не отказывается от фигуративности. Но она лишает форму вещественности, последовательно и органично соединяет фигуративные формы с абстрактными, помещает их в условное пространство. Главная ее задача – последовательное продвижение по пути преодоления видимой, вульгарно поверхностной оболочки предметного мира и проникновение в глубинный смысл вещей и явлений.
Принципиально иная позиция у Леонида Хоботова (1950) в его движении от реально-конкретной фигуративности к абстрагированию формы. По своему творческому характеру этот художник перфекционист. Процесс работы над холстом у него мучителен и длителен. Л. Хоботову свойственно тяготение к полюсу минимализма, к радикальному самоограничению в широте избираемых средств и инструментов[17, c. 31].
Сергей Кирюшенко (1948) в своих чувственных и интеллектуальных взаимоотношениях и взаимодействиях с реальностью, в своем движении к абстрактной форме ближе других участников объединения подходит к проблеме концептуального проекта[25, c.3].
Объединение «Немига-17», по словам его активного участника, Сергея Кирющенко, имела следующие цели и реализовывала данные задачи: вернуться к той традиции живописи, которая была потеряна в годы советской власти. Такое возвращение предполагало, с одной стороны, обращение к традициям западноевропейской и российской живописи, с другой – к местным мастерам и школам.
Таким образом, говоря о художниках-«национальных романтиках», следует отметить, что в этом течении выделилось два направления, действовавшие в рамках двух творческих объединений 1980-х годов:
Взгляды этих художников были достаточно далеки от авангардистские. Художники, выражая идеи национально возрождения зачастую придерживались канонов искусства современной им эпохи, работали в рамках той стилистики, которая была понятна и принята обществом. Их творческие объединения и союзы действовали на базе законодательно оформленного и социалистически ориентированного Союза Белорусских художников. При этом искусство данных авторов носило все же нонконформистский характер, так как выступало с идеями возрождения культурной самобытности белорусского народа, пробуждения новой эстетики белорусской художественной жизни. Именно представители этого течения подготавливали различные акции и мероприятия просветительского характера, такие как выставка в честь Гусовского, Тетки и т.д., формировали новые художественные концепции живописного языка, тем самым формируя основу будущего искусства независимой Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К началу 1980-х годов в белорусском социокультурном пространстве постепенно вызревают перемены, связанные с некоторой либерализацией политического режима, в условия медленного отмирания советских форм правления. Данные перемены, в конечном счете, приводят к такому явлению, как перестройка, а чуть позже и к окончательному краху советской системы.
Либерализация в общественной среде не могла не сказаться на культурной жизни белорусского общества. Участники художественного процесса начинают высказываться более свободно, художественный язык их произведений начинает выходить за рамки конформистского искусства. Однако в условиях уже зыбкой, но еще укорененной в умах партийных деятелей социалистической идеологии, искусство подобных художников начинает осуждаться за формализм, запреты выставляться в официальных залах преследуют данных художников. Все это к середине 1980-х приводит к образованию ряда как независимым творческих союзов, так и объединений на базе Белорусского союза художников, в рамках которых художники могли раскрыть и представить миру свои творческие воззрения[1, c.352].
Таким образом, с середины 1980-х годов в белорусском изобразительном искусстве наравне с конформистами, оформляются два течения независимых художников: