Авангрард в белорусском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы, изучить и проанализировать социокультурную обстановку в стране в 1980-х годах, определив ее сущностное значения для формирования неофициального белорусского изобразительного искусства, выявить специфические черты и основные направления в творчестве белорусских художников1980-х годов начала 1990-х годов.
Задачи данной работы:
1. Изучить социокультурную обстановку в Беларуси в 1980-х годах.
2. Выявить основные течения в белорусском изобразительном искусстве 1980-х-начала 1990-х годов
3. Выявить предпосылки и факторы становления белорусского авангарда в 1980-е годы
4. Проанализировать творчество представителей белорусского авангарда 1980-х годов
5. Определить предпосылки и истоки возникновения национального течения в белорусском изобразительном искусстве.
6. Проследить творческий путь и проанализировать творческие воззрения художников национального течения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО 1980-Х- НАЧАЛА 1990-Х КАК АРЕНА РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
ГЛАВА 2. АВАНГАРДНОЕ ТЕЧЕНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: СУЩНОСТЬ, ИДЕЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: СУЩНОСТЬ, ИДЕИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 КУРС!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. 2. Национальное течение. Представители данного направления организовывали объединения на базе Союза Союза художников – «Немига-17» ( Тамара Соколова, Леонид Хоботов, Николай Бущик, Зоя Литвинова, Галина Горовая) и «Пагоня» (руководитель Алексей Марочкин, один из самых ярких участников – Алесь Пушкин).

 

Общим для всех этих объединений была задача консолидации усилий художников в проведении совместных выставок. Однако сами выставки, за редким исключением, не имели стилевого и тематического единообразия, демонстрируя, по словам их участников, скорее, поиски индивидуального – формального, композиционного и содержательного – самовыражения в новых социально-политических условиях.[2, c.43]

При этом сходстве можно провести различие между перечисленными объединениями. Так, независимые объединения ориентировались на резкое противопоставление своего творчества официальному искусству, и в частности фигуративной живописи, и были нацелены на поиск новых форм и техник, что в итоге давало чрезвычайно эклектичную картину. Их искусство поднимало закрытые в советском обществе вопросы: о неустроенности советской повседневности, об интимных сторонах жизни художника и невозможности самореализации в условиях тотальной идеологизации, , о противоречии между коллективным оптимизмом общества и индивидуальным пессимизмом личности. Это и позволяло обозначить белорусских художников независимых объединений этого периода авангардистами[16, c.178,184].

Представители объединений национального течения, организованные на базе Белорусского союза художников имели другие цели и реализовывали другие задачи: вернуться к той традиции живописи, которая была потеряна в годы советской власти. Однако в рамках национально течения в свою очередь можно выделить два направления.

Так художники творческого объединения «Немига-17» были далеки от политических требований и социальных преобразований в белорусском обществе. Представители данной творческой среды видели основной целью слияние традиций национальной белорусской культуры с традициями западного мира. Картины этих художников демонстрируют связь авторской субъективности с началами природного и народного. Отсюда их влечение к традиционному белорусскому творчеству и интерпретации фольклорных мотивов.

В рамках другого национального объединения «Пагоня» сложилась несколько иная точка зрения на счет культурного и национального возрождения белорусского искусства. Творчество данной плеяды художников, хотя и протекало в рамках социалистических канонов, носило при этом глубоко протестный характер, что выражалось в попытках отразить в своих произведения забытые и часто запрещенные страницы нашей истории. Представители творческого объединения «Пагоня» активно использовали новые технические формы и средства, привлекая их в свои протестные акции и перформансы, направленные на пробуждение национального самосознания белорусского народа.

Таким образом, 1980-е-начало 1990-х годов стало ярким этапом в развитии белорусского изобразительно искусства. Данное десятилетие стало временем качественного изменения облика белорусского искусства, так как, благодаря деятельность независимых художников периода, изобразительное искусство нашей страны приобрело новый постмодернистский характер и заняло достойное место в мировом социокультурном пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период/Л.М.Алексеева.- Москва: РИЦ Зацепа, 2001.  - 382с.
  2. Баразна, М. Хто здольны вярцець суперматычныя юлы?/М. Баразна//Мастацтва. 1994.№12.
  3. Белорусское искусство: история и современность/Нефедовские чтения (1;2004):-Минск, БГАИ.
  4. Белорусские перспективы/ под ред. Г.Лазар. Беласток, 2009.
  5. Белорусский авангард 80-х годов: каталог-справочник/ ред.сост.В.А.Плесанов. – Минск: Коллекция пАРТизана, 2011год. -185с.
  6. Большая история искусств в 16 томах/Москва,2009:Слово: том 20,кн 2.
  7. Борозна, Л.Н.Изобразительное искусство Беларуси ХХ века// Белорусский партизан, Минск, 2010 №4.
  8. Выстаўка твораў мастака Л.Баразны (1928 – 1976): Каталог/ ред.сост.Иваненко О.Р. – Минск,1975. – 154с.
  9. Глезер, Д.Г. «Современное русское искусство»./Д.Г. Глезер.-  Москва: Интерсвет, 2001г.- 562с.
  10. Глезер, А,Д. Современное искусство.-Москва:ЦентрСЭИ, 1995.
  11. Грязева-Добшинская, В. Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы / В.Г.Грязева-Добшинская. - М.: Акад. проект, 2002. - 401 с.
  12. Гутарыло Т.А. Бісмарк, ва умовах блакады/ Гутарыло Т.А// pARTisan: вып 2, 2002, с 18-21
  13. Дернович О.В. Нонконформизм в Беларуси 1953-1985 года/ О.В.Дернович. – Минск:ТетраСистемс, 2004г. – 346с.
  14. Домановска, Э. Белорусское искусство или абсурд банановой республики /Э. Домановска // http://eedc.org.pl/ru/www/rehijon/kultura/banannaja.htm
  15. Зеленой, К.В. Записки о белорусских художниках/ К.Зеленой; Бел. Институт проблем культуры.-Минск: 2000.
  16. Замри, умри, воскресни. Абстрактное искусство в России: Кат. Выст Абстрактное искусство в России. ХХ век/ ред. сост. А.М.Боровский. - СПБ.: ГРМ., 2002 – 459с.
  17. Изобразительное искусство 20 века/Сборник.- Москва:Центр СЭИ, 1995.
  18. Искусство 20 века/ под ред Н.Н. Калитиной, СПБ: СПГУ, 1996.
  19. Коваленко О.С. Немига-17/ О.С. Коваленко.- Минск:ТетраСистемс, 2002. – 323с.
  20. Копёнкина,О.Белоруссия: логика Номоса / О. Копёнкина //: pARTisan:вып 6, 2006, с 33-37
  21. Кулон А. Кім Хадзееў /А.Кулон// pARTisan: вып 4, 2004, с 78-81
  22. Міхневіч, Л. In-formation, Віцебск. Хроніка са спадзяваньнем на працяг /Л. Міхневіч // pARTisan. № 1. 2002., с 44-47
  23. Мороз, А. Искусство и жизнь: взгляд из Москвы/А.Мороз//Modern art.2000.
  24. Морчева, В. А. Современное искусство как фактор трансформации социокультурной реальности
  25. Немига : выставка "Немига-17", 19 апреля по 30 мая 2000 г.:/ Минск, 2001
  26. Постсоветская публичность: Беларусь, Украина.//Сборник научных трудов//европейский государственный университет// «Garamond Narrow», г. Вильнюс, Литва, 2008
  27. Родна, М. Д.Современное искусство. Притворись его знатоком / Марина Дана Родна. - Санкт-Петербург: Амфора.
  28. Рыбчинская, В.  Па законах нонканфармісцкіх сусветаў/ В.Рыбчинская //Мастацтва. - Минск. – 2010. - №5.- с71-78.
  29. Рыклин, М.А. Искусство как препятствие/ М.А.Рыклин.- Москва: Радуга,1997г. – 259с.
  30. Рыклин, М.А. Свобода и запрет: культура в эпоху террора / М.А.Рыклин.- Москва: Радуга,1999г.- 298с.
  31. Сайт о современном белорусском искусстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artkurator.com/
  32. Сайт современного искусства Арт-Беларусь[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.art-belarus.com/
  33. Сайт центра современных искусств [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2012.art-center.by/
  34. Сайт журнала Новая Европа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n-europe.eu/tables/
  35. Сайт музея Современного изобразительно искусства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artmodern.museum.by/
  36. Сучаснае Мастацтва: панарама,перпектывы/ Матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канфэрэнцыі
  37. Современное искусство: вопросы творчества, восприятия, образования: / Редкол.: В.А.Конев и др.. - Самара, 1996.
  38. Современное искусство Беларуси: Живопись, графика, скульптура, фотография, декаратив.-приклад. искусство: Мультимедиа-энциклопедия. - Мн.: Осмий, 1998..
  39. Современное изобразительное искусство Беларуси/ редкол.О.Коваленко и др./ Минск, 2009
  40. Шадурский, В. Г. Культурные связи Беларуси со странами Центральной и Западной Европы, (1945—1990-е гг.) / В. Г. Шадурский. — Минск: БГУ, 2000. – 296с.
  41. Шпарага, О. Осмысление советского искусства: пАРТизаны снова в авангарде/ О. Шпарага// pARTisan.- 2012.-  №17.- с56-65.
  42. Ястраб, Ф.А. Мастацтва у сацыяльнай прасторы: зб.-Минск, 2011

 

 


 



Информация о работе Авангрард в белорусском искусстве