Академическая портретная живопись XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении характерных особенностей портрета в русской академической живописи XIX века на примере творчества Брюллова и Крамского.
Задачи:
- охарактеризовать русскую культуру данной эпохи;
- рассмотреть историю портрета в русской живописи XIX века;
- определить характерные черты русской академической живописи;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика русской культуры XIX века……………............5
2. Русская живопись XIX века ……………………………………………….6
3. Развитие портрета в Русской живописи XIX века………………………..7
4. Российская Академия художеств …………………………………………11
5. Русские портретисты XIX века……………………………………………15
5.1. Карл Павлович Брюллов (1799-1852)…………………………………...15
5.2. Иван Николаевич Крамской (1837-1887)……………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ19 ВЕКА.docx

— 75.17 Кб (Скачать файл)

Русское искусство имеет богатые традиции реалистической портретной живописи, идущие от XVIII века, оставившего значительное наследие. Они плодотворно развивались и в первой половине XIX века. В эти эпохи именно портрет, относительно свободный от власти канонов, по реалистической полноте своих образов шёл впереди и сюжетной – исторической, и бытовой живописи, которая делала в русском искусстве лишь первые шаги.

Академическая живопись в период классицизма избирала в качестве предмета изображения сюжет, адекватный идеям классицизма. Этот принцип был сформулирован еще Н. Пуссеном, который считал, что нужно выбирать сюжет, способный воплощаться в наиболее прекрасной форм. В академизме XIX века этот закон обернулся своей прямой противоположностью: не стиль определял выбор сюжета, а избранный сюжет определял стилистическое оформление; наличие у художника индивидуальной манеры, соответствующей одной из разновидностей академической живописи, обуславливало его жанрово-тематическую специализацию.

Логика развития академического искусства, вкусившего романтизима, вела его в другом направлении, иногда вопреки субъективным намерениям.

Общество, захваченное «бытовым романтизмом» составляло самую благоприятную почву для усвоения «чистого» академического искусства в бытовой редакции жанра. Заметим, что в этот исторический момент создалась редкая в русском искусстве ситуация совпадения запросов, предъявляемых к живописи публикой, с эстетическими возможностями самой живописи. Ситуация эта была кратковременной. Изменение ее в следующий период отразилось изменением во внешнем виде академической живописи 50-60-х гг.

В XIX столетии ни одна страна Европы не имела такого блестящего созвездия художников-портретистов, как Россия. В течение четырех десятилетий (1860—1890-е годы) был создан реалистический русский портрет, единый, несмотря на различие стилей, связанных с движением времени, и особенности индивидуальных почерков художников. Русский портрет впечатляет своей эмоциональной силой, способностью глубоко выражать внутренний мир человека во всей его полноте и значительности. 

Список литературы

  1. Алешина Л.С. Русское искусство XIX - начала ХХ века -М., « Искусство» 1972.
  2. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке - М., «Республика» 1998.
  3. Гомберг - Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана - М., 1961.
  4. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры (с древнейших времен до наших дней). Учебное пособие для поступающих в вузы и студентов / В.В.Долгов. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001.
  5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искуство - М., «Высшая школа», 2005.
  6. Искусство портрета. Сборник - М., 1928.
  7. Краткий словарь терминов изобразительного искусства.
  8. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда - М., «Искусство», 1992.
  9. Матафонов С.М. Три века русской живописи - Сиб., «Китеж» 1994.
  10. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века. Сборник статей / под ред. Н.Г. Машковцева. – М.: 1963.
  11. Паранюшкин Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
  12. Рогинская Ф.С. Передвижники - М., 1997.
  13. Художники-передвижники. Сборник статей / под ред. В.В. Ванслова, М.М. Раковой. – М.: Изобразительное искусство, 1975.
  14. Щульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З. Культура России IX - ХХ вв. уч. пособие - М., «Простор» 1996.
  15. Яковлев В.М. О великих русских художниках - М., «Издательство Академии художников СССР» 1952.

Приложение 1

Урок-лекция "Передвижники"

Цели урока:

1. Обучающие:

- Познакомить детей с творчеством художников-передвижников;

- Обратить внимание на выразительно-изобразительные средства их живописи.

2. Развивающие:

- Развивать творчество детей, умение выразить себя;

- Развивать способность самостоятельно высказывать свои впечатления о произведениях искусства.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес и любовь к искусству;

- Продолжить формирование эстетического вкуса.

Задачи урока:

  • Дать понятие о передвижных выставках русских художников середины 19 века;
  • познакомить с участниками первой выставкой 1871 года,
  • обратить внимание учащихся на роль картин художников в формировании гражданского самосознания русского народа.

Материалы к уроку: СД «Мировая художественная культура», СД «История искусств», энциклопедия для детей т. 7 «Искусство» Аванта +,1997г, Интернет – ресурсы.

Зрительный ряд:

  • Репродукции картин «Порожняки», «Грачи прилетели», «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
  • Портреты А. Саврасова, Н. Ге, И. Крамского, В. Перова, И. Прянишникова.
  • Слайд-презентация Power Point.

Ход урока

28 ноября 1871 года к стенам величественного  здания Академии художеств на  Васильевском острове, не смотря  на сильные морозы, спешили посетители. Что же вело сюда людей? В  этот день в стенах Академии  открывалась первая передвижная  выставка, устроенная группой художников  из Москвы и Петербурга.

По нарядным лестницам зрители поднимались в великолепные залы, где размещены были картины, повествовавшие о России. Было представлено 47 картин шестнадцати художников.

Много портретов известных людей писателей, скульпторов, художников и совсем никому не известных крестьян предстали на суд посетителей выставки. Зрители были поражены новизной, следованию правде жизни и народностью этих произведений.

Большой интерес вызвала картина молодого художника И. Прянишникова «Порожняки». Лютая зима, много снега, сильный ветер. По дороге тянется шесть розвальней. На них возвращаются домой, продавшие свой товар в городе, мужики. А с ними на рождественские каникулы добирается домой семинарист. Он легко, не по погоде одет. А доедет ли он? Или замерзнет по дороге? Как знакома многим эта сцена. И многие, наверняка, призадумались о нелегкой жизни простого человека!

Но самые большие идейные споры разгорелись возле картины профессора живописи Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». И на этой картине новизна необыкновенная! Нет красивых драпировок, эффектных постановок и поз. Эта картина не вызывала желание у зрителей спокойно и отвлеченно рассуждать и беседовать о правильности построения композиции. Они были вовлечены в развернувшуюся драму между Петром и его сыном, ставшим врагом и предателем. Много мыслей порождала эта картина. И о праве на насилие, о личности и об эпохе Петра I, о разных характерах и судьбах.

Вот как отозвался об этой картине знаменитый писатель Салтыков-Щедрин: « Как замечательно, что на картине господина Ге Петр Великий не вытянут во весь рост, не потрясает руками, не сверкает глазами, а царевич Алексей не стоит на коленях с искаженным лицом, не заносит на себя рук и не ломает их. В этом-то именно и состоит тайна искусства, чтобы драма была ясна сама по себе, независимо от опрокинутых столов, сломанных стульев и разбросанных бумаг».

А вот пейзажи Шишкина, Каменева, Боголюбова, Клодта вызывали у посетителей совсем другие эмоции. Здесь рождалось совсем иное настроение! Зрители восхищались этой нехитрой красотой, дорогой и родной каждому с детства.

В своем письме молодому художнику Васильеву, вынужденному по болезни жить в Крыму, Иван Николаевич Крамской писал: «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку 28 ноября, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт… Но это все деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Демократическая критика с восторгом приняла первую выставку передвижников. "Отечественные записки", журнал, возглавляемый в эти годы Некрасовым, посвятил 1-й выставке специальный обзор. Показательно, что автором обзора был М.Е. Салтыков-Щедрин: "Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением — некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество. Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, делаются доступными для всех. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах".

А известный художественный критик Владимир Васильевич Стасов писал: "Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге — передвижная выставка. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников и изумительное собрание превосходных произведений. Кому еще недавно могло прийти в голову, что настанут такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом, что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни".

Участниками I-ой передвижной выставки стали: В.Ф. Амман, С.Н. Аммосов, А.П. Боголюбов, Н.Н. Ге, К.Ф. Кун, Л.Л. Каменев, Ф.Ф. Каменский (скульптор), М.К. Клодт, М.П. Клодт, И.Н. Крамской, В.М. Максимов, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Вслед за Петербургом первая выставка была показана во многих городах России. Ее увидело более 30 тысяч человек.

Кто же были эти художники, заставившие заговорить о себе знаменитых писателей и критиков, сумевшие привлечь к своему творчеству тысячи посетителей? Кто же были эти «передвижники», как их вскоре стали называть? И с чего все началось?

9 ноября 1863 года, в день объявления конкурса, 14 выпускников Академии, конкурентов  на золотую медаль, отказались  писать картины на заданную  тему.

Собственно, речь идет о тринадцати художниках (Б. Вениг, Н. Дмитриев, А. Литовченко, А. Корзухин, Н. Шустов, А. Морозов, К.Маковский, Ф. Журавлев, И. Крамской, К. Лемох, А.Григорьев, М. Песков, Н. Петров), к которым присоединился один скульптор (В. Кретан)

В прошении, поданном на имя ректора Академии, известного исторического живописца Федора Антоновича Бруни, они просили дать им право свободного выбора сюжета, но получили отказ. Тогда молодые люди решились на отчаянный поступок: оставить Академию. При этом они лишались ее поддержки и шанса на получение пенсионерской поездки за границу.

Оставившие Академию молодые люди создали Санкт-Петербургскую Артель художников. Они принимали заказы на портреты, иконы, копии с картин, расписывали потолочные плафоны, делали рисунки для иллюстрированных изданий, выполняли скульптурные заказы. Заработанные деньги делились между артельщиками.

В 1864 году в Нижнем Новгороде состоялась единственная выставка членов Артели. Артель просуществовала около 10 лет.

А в 1870 году художники демократического направления образовали Товарищество передвижных художественных выставок, которое вобрало в себя все лучшие творческие силы того времени и на протяжении всего времени было сосредоточием "передовых идей в искусстве".

Вот список учредителей Товарищества:

Профессор императорской Академии художеств Николай Ге.  
Академик Академии художеств Иван Крамской.  
Академик Василий Перов. 
Классный художник 10-го класса Академии художеств Григорий Мясоедов. 
Академик Алексей Саврасов.  
Художник Академии художеств Лев Каменев.  
Классный художник той же Академии Илларион Прянишников.  
Академик Иван Шишкин. 
Академик Михаил П. Клодт. 
Профессор, барон М.К. Клодт. 
Академик Алексей Корзухин.  
Профессор К. Маковский. 
Свободный художник Л. Маковский.  
Академик Валерий Якоби.  
Классный художник 1-й степени К. Лемох".

Эти люди сыграют в истории Товарищества очень важную роль.

Передвижные выставки стали ежегодными. С 1871 по 1923 год прошло 48 выставок.

Товарищество объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX - начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Позен и Андреев, Попов и Архипов и многие другие.

На некоторых выставках передвижников участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Коненков и другие.

В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии.

Трудно переоценить значение П.М.Третьякова в поддержке ТПХВ и в сохранении лучших его произведений. Третьяков добровольно и вполне сознательно взял на себя огромный труд, дело, по существу, государственного масштаба - создание общественной и общедоступной галереи русского искусства. П.М.Третьяков родился в 1832 году. Он происходил из купеческой семьи и сам в дальнейшем был одним из крупных промышленников. Однако действительным делом всей его жизни являлось создание задуманной им картинной галереи, в чем он видел возможность, как сам говорил, возвратить народу полученное от народа. Путем самообразования Третьяков достиг высокой степени культуры. Еще юношей он начал собирать гравюры, литографии, затем картины иностранных мастеров. Однако со временем его собирательская деятельность приобретает цель в утверждении этим путем существования самостоятельной русской художественной школы, далеко не исчерпывающейся произведениями официального искусства. Третьяков участвует как один из ведущих деятелей в жизни московского Общества любителей художеств.

Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а позднее Киселев и другие художники, которые в значительной степени повысили роль и авторитет Академии как центра художественного образования.

 

Тема урока: «Портрет с натуры. Живопись».

Информация о работе Академическая портретная живопись XIX века