Академическая портретная живопись XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении характерных особенностей портрета в русской академической живописи XIX века на примере творчества Брюллова и Крамского.
Задачи:
- охарактеризовать русскую культуру данной эпохи;
- рассмотреть историю портрета в русской живописи XIX века;
- определить характерные черты русской академической живописи;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика русской культуры XIX века……………............5
2. Русская живопись XIX века ……………………………………………….6
3. Развитие портрета в Русской живописи XIX века………………………..7
4. Российская Академия художеств …………………………………………11
5. Русские портретисты XIX века……………………………………………15
5.1. Карл Павлович Брюллов (1799-1852)…………………………………...15
5.2. Иван Николаевич Крамской (1837-1887)……………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ19 ВЕКА.docx

— 75.17 Кб (Скачать файл)

Цели урока:

1. Обучающие:

- Дать детям начальные представления о портрете как жанре искусства;

- Обратить внимание на выразительно-изобразительные средства живописи при создании портретов.

2. Развивающие:

- Развивать творчество детей, умение выразить себя;

- Развивать способность самостоятельно высказывать свои впечатления о произведениях искусства.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес и любовь к искусству;

- Продолжить формирование эстетического вкуса.

Задачи урока:

- Познакомить учеников с жанром  портрета;

- Рассказать об истории развития  портрета в русской живописи;

- Рассмотреть изобразительно-выразительные  средства живописи при создании  портрета на примере репродукций;

- Проанализировать композиционное  решение в портретах данных  художников;

- Выполнить вместе с учениками  постановку портрета с натуры;

- Дать представление о выполнении  портрета с натуры: определиться  с форматом, компоновкой, цветовым  и тональным решением;

- Начать выполнение погрудного живописного портрета.

Оборудование: репродукции картин художников А. Серова «Девочка с персиками», В. Тропинина «Портрет Арсения – сына художника», И. Репина «Стрекоза». 

Материалы к уроку:

- холст;

- масляные краски;

- растворитель;

- кисти;

- палитра.

Ход урока

В. Серов «Девочка с персиками», В. Тропинин «Портрет Арсения», И. Репин «Стрекоза».

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока «Портрет с натуры. Живопись». Что такое портрет? Как вы понимаете значение этого слова? Александр Кушнер так сказал о портрете:

 

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька - твой сосед,

Обязательно картина называется - портрет.

 

Портрет - это, прежде всего, человеческое лицо, изображённое художником так, как он его видит. Художник не только передаёт внешнее сходство и своё понимание характера, духовного мира человека. Внимательно посмотрите на картину А. Серова «Девочка с персиками». Что вы можете сказать о подборе и сочетании цветов в ней?

Предполагаемые ответы. Вокруг всё залито лучами солнца. Розовое платье девочки и персики на столе очень похожи по цвету. У девочки немного насмешливый взгляд, наверное, она всегда и во всём умеет подметить смешное. Художник хотел, чтобы все, кто увидит его работу, радовались вместе с ним. Вся нежность, этот покой и цветение, которыми наполнена картина, не только приятны глазу, но и сердце веселят.

Учитель. Почти все художники писали портреты детей, и, прежде всего своих собственных. Перед нами два портрета: В. Тропинин «Портрет Арсения – сына художника» и «Стрекоза» - портрет дочери художника. Как вы думаете, какие характеры у этих ребят? 

Предполагаемые ответы. У мальчика доброе и спокойное лицо. Его глаза умны и взгляд выражает некоторое любопытство. На лице нет тени страдания, оно безмятежно. Девочка быстрая, лёгкая, радостная, как яркий солнечный день. Бегала, играла и присела на длинную жердь изгороди. Не успеешь оглянуться – уже и нет её.

Выполнение работы.

Этапы выполнения работы:

1. Выбрать необходимый формат.

2. Выбрать наиболее удачный ракурс.

3. Определиться с композицией  портрета.

4. Выполнить жидкой краской линейный  рисунок.

5. Раскрыть работу.

6. Слоями накладывать краску.

7. Детально проработать портрет.

Заключение

Учитель. На уроке мы сегодня говорили о том, как различными выразительными средствами художники создают портреты и начали выполнение портрета с натуры. Продолжим на следующем уроке. 

Тема урока: «Портрет – зеркало души».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

1. Обучающие:

- Подвести учащихся к пониманию  того, что жанр портрета – это  не только передача индивидуального  сходства, но и создание духовного  образа человека, отражение его  мыслей и чувств в контексте эпохи;

- Обратить внимание на выразительно-изобразительные средства живописи при создании портретов.

2. Развивающие:

- Развивать творчество детей, умение выразить себя;

- Развивать способность самостоятельно высказывать свои впечатления о произведениях искусства.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес и любовь к искусству;

- Продолжить формирование эстетического вкуса.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения жанра;
  • дать представления о видах портрета;
  • развивать целостное восприятие произведения искусства и умение «слышать» разговор художника со зрителем.

Используемые учебники и учебные пособия:

  • Игра « «В мире прекрасного». 80 вопросов и 80 ответов по искусству. ПМГП «Арт» г.С-Петербург

Используемая методическая литература:

  • Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
  • История и культурология. /Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2000.
  • Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Владос, 1998.

Оборудование: интерактивная доска, ПК, медиапроектор, фотоаппарат (при отсутствии необходимой аппаратуры можно использовать репродукции картин), раздаточный материал: игра «В мире прекрасного» (репродукции по жанрам живописи)

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания:

1. устный  опрос учащихся (определения «пейзажа»  и «натюрморта», виды пейзажа);

2. работа  с раздаточным материалом: разложить  репродукции по жанрам (2 человека), фототест «Перепутанные картины» (3 чел.);

3. демонстрация  видеоряда картин (назвать художника  и название картины: А. Саврасов. «Грачи прилетели». И. Левитан «Золотая осень», И. Айвазовский. «Девятый вал», И. Левитан. «Над вечным покоем», И. Шишкин. «Рожь», А. Куинджи «Ночь на Днепре»);

4. проверка творческих работ учащихся (2–3 работы), выставление оценок.

II. Основная  часть урока:

Эпиграф урока:

«В хорошем портрете, написанном

талантливым художником,

можно увидеть лик эпохи».

В. Иванова

Вступительное слово учителя.

– Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)

– Какое изображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)

Портрет – это изображение в живописи человека или группы людей (слайд с определением).

– Искусство портрета уходят корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы древними египтянами (демонстрация слайда с изображением Нефертити, Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ

Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов (слайд с изображением древнегреческой живописи).

– Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15–16 вв.), когда главной ценностью в мире стал человек (слайд Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет», запись в тетрадь). Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется автопортрет.

– Первые портреты («парсуны» от слова «персона») в России появились во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи (слайд А. Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»). Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются парадные и камерные портреты (слайд-схема, запись в тетрадь) На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (слайды А. Антропов. «Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).

– Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»). И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.

– Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд «Портрет Струйской»).

Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»).

– Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)

– У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Глядела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза, как два обмана,

Прикрытых мглою неудач.

– Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).

Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)

Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И. Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.

– По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?

На экране слайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительный анализ.

Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.

– Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, – мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.

Что должен учитывать художник, создающий портрет? (слайд-схема)

Техника исполнения:

  • выбор характерной позы; – четкость рук и жестов
  • выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
  • выбор фона и композиции;
  • выбор цвета.

– Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.

Давайте попробуем почувствовать настроение портрета.

Демонстрируется видеоряд репродукций: К. Лемох «Варька», В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар «Жанна Самари», учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему)

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.

Итак, начинаем.

Проводится игра, в ней участвуют 2–3 человека, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов (О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).

Информация о работе Академическая портретная живопись XIX века