Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:28, творческая работа
Цель моей работы: изучить вид искусства – музыку для того, чтобы стать духовно тоньше и мудрее; для того, чтобы лучше понимать людей и находить с ними общий язык.
Гипотеза: я считаю, что каждый, кто считает себя культурным человеком, должен знать и любить искусство. В книгах, спектаклях, музыкальных произведениях много мудрых мыслей и тонких чувств. Приобщившись к миру искусства, можно считать себя культурным человеком. Бескультурье – деградация личности.
Музыка – самое символическое из всех искусств, так как может, не используя слов и зрительных образов, оказывать влияние на человека.
I. Введение 3
II. Время, музыка и мы
1. Когда возникла музыка 4
2.Значение музыки 5
3. Идея тематизма в музыке 6
4. Древнерусская музыкальная культура 7-8
5. Музыка XVII века 9-10
6. Музыка XVIII века 11-12
7. Музыка XIX века 13-15
8. Музыка XX века 16-20
III. Заключение 21
IV. Литература 22
Содержание
I. Введение
II. Время, музыка и мы
1. Когда возникла музыка 4
2.Значение музыки 5
3. Идея тематизма в музыке 6
4. Древнерусская музыкальная культура 7-8
5. Музыка XVII века 9-10
6. Музыка XVIII века 11-12
7. Музыка XIX века 13-15
8. Музыка XX века 16-20
III. Заключение
IV. Литература
Введение
Мир прекрасного лежит перед нами во всем своем многообразии. Что-то кажется нам красивым, что-то безобразным. Чувство прекрасного вызывают у нас явления самой жизни. Меняется жизнь, а с нею меняются и представления о красоте. Каждая эпоха в зависимости от условий жизни выдвигает свои общественные и эстетические идеалы. Взгляды на красоту и прекрасное зависят от социальных условий, в которых находится человек. Помимо красоты внешней есть еще красота внутренняя. Увидеть ее, научиться ценить, восхищаться ею нам помогает искусство.
Цель моей работы: изучить вид искусства – музыку для того, чтобы стать духовно тоньше и мудрее; для того, чтобы лучше понимать людей и находить с ними общий язык.
Гипотеза: я считаю, что каждый, кто считает себя культурным человеком, должен знать и любить искусство. В книгах, спектаклях, музыкальных произведениях много мудрых мыслей и тонких чувств. Приобщившись к миру искусства, можно считать себя культурным человеком. Бескультурье – деградация личности.
Музыка – самое символическое из всех искусств, так как может, не используя слов и зрительных образов, оказывать влияние на человека.
3
Когда возникла музыка
Существует множество легенд о том, как возникла музыка. Древние греки считали ее великим даром богов. Бог Аполлон был у них покровителем искусства и особенно музыки. Его обычно изображали с музыкальным инструментом в руках. В русских сказаниях о певце-гусляре Садко и древнегреческой легенде об Орфее отразилось восхищение красотой музыки.
Еще при первобытном строе, на заре человеческого общества музыка играла очень важную роль. Матери, напевая, укачивали детей, воины устрашали врагов воинственными песнями. Люди постепенно учились отбирать из множества шумов музыкальные звуки, научились их связывать между собой.
В Древней Греции музыка
звучала в театральных
Музыкальная культура на Руси начиналась с создания народных песен. Песни обычно сочинял народ, но уже в Древней Руси появились музыканты-профессионалы – певцы-сказители, сопровождавшие пение игрой на гуслях. Такой певец упоминается в «Слове о полку Игореве», звали его Боян. Были также скоморохи, которые выступали на площадях, ярмарках, их приглашали на свадьбы и другие празднества.
В X-XI вв. на Руси появилась письменная профессиональная музыка. Сначала это было так называемое крюковое письмо: каждый звук записывался особыми значками – знаменами (или крюками), они не указывали высоту каждого звука, а лишь напоминали певцам об общем мелодическом рисунке напева. На Руси были очень распространены песнопения. Сначала они были одноголосными, но постепенно начинает развиваться и многоголосье.
4
Значение музыки
Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла. Они осознавали, что небесные тела исполняют космический гимн по мере своего движения по небу. Иов описывал время, «когда звезды утреннего неба поют вместе». В «Венецианском купце» Шекспир пишет: «Такой орбиты, даже малой, нет, которая не пела бы голосами ангелов».
Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики. Великий ученый обнаружил, что соотнесение высоты звука к длине струны имело строгую закономерность. Ключом к гармоническому соотношению музыкальных тонов является тетраксис, или пирамида точек. Тетраксис образован из первых четырех чисел: 1, 2, 3 и 4, которые в их пропорциях открывают интервалы октавы. Закон музыкальной гармонии таков, что соотношение 2:1 дает интервал октаву, 3:2 – квинту, а 4:3 – терцию. Утвердив музыку как точную науку, Пифагор применил ее соотношения между планетами, созвездиями и элементами. Он рассматривал
Вселенную как громаднейший монохорд, струнный инструмент с одной струной, которая верхним концом прикреплена к абсолютному духу, а нижним – к абсолютной материи. Пифагор положил начало особой науке – музыкальной акустике.
В современной химии подтвержден закон октавы: каждый восьмой элемент заметно повторяет свойства первого.
По утверждению древних, музыка обладает также способностью излечивать: например, звуки струнных инструментов успокаивают человека, а звуки духовых избавляют от депрессии.
Музыка мифологична, потому что разворачивается во времени, ее нельзя рассказать короче, чем она есть. Музыка – это звуковые пути. Одинокая тропинка солирующего инструмента или голоса так же космична, как и грандиозное переплетение мелодий и тембров в сложном полифоническом (моноголосном) или симфоническом произведении.
5
Идея тематизма
В европейской классической музыке разработана идея тематизма. Тема – основная короткая мелодия, ядро произведения, его семя. Первую тему называют главной. Ей противопоставляется побочная тема, контрастная по характеру. На столкновении этих двух тем, на выявлении интонационных глубин каждой темы строится произведение. Темы – это герои академической музыки. В эпоху романтизма широко использовались литературные программы (словесный текст, описывающий события и чувства). Темы различаются по характеру. Они могут быть волевыми, мужественными, жесткими, агрессивными – либо лиричными, нежными, томными, меланхолическими.
Русская музыкальная культура устной традиции (музыкальный фольклор), сложившийся на всем географическом пространстве России, обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины и исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка. Каждый жанр имеет свои песенные типы с устойчивыми ритмическими формулами; появление новых мелодических вариантов песен не меняет существа песенных типов. Во всех вариантах, записанных среди русских и у других славян, сохраняет свой тип хороводная «А мы просо сеяли». Некоторые распространились по всей России, например, формула «Камаринской» (она типологически старше текста песни). Как шуточная песня «Камаринская» записана с разными словами, вошла в сочинения композиторов XIX–XX вв. Среди инструментов есть общерусские (балалайка, гармонь) и характерные только для отдельных регионов. Устойчивые ритмоформулы встречаются и в старинных лирических песнях («Веселая беседушка»).
6
Древнерусская музыкальная культура
О светских формах древнерусской музыкальной культуры (IX – XVI вв.) можно судить по упоминаниям в летописях, памятниках литературы (жития, проповеди), административных документах (уставные и дарственные грамоты).
Изображение византийских музыкантов с инструментами на фреске Софийского собора в Киеве свидетельствуют о том, что на Руси были известны формы светского музицирования Византии.
В Древнерусском государстве музыка имела ряд прикладных функций, связанных с военной жизнью, гражданскими обрядами, княжеским и боярским бытом. В ратном деле широко использовались духовные и ударные инструменты. Труба, рог, бубны, набат применялись для передачи сигналов и, кроме того, могли создавать устрашающий шум вовремя наступлений и штурмов. Ратные инструменты звучали и во время торжественных придворных церемоний. Этот обычай нашел продолжение в период централизации государства вокруг Москвы (XIV–XVI вв.), когда установились многолюдные, отличавшиеся декоративной пышностью придворные церемонии: царские «трубачеи», «сурначеи», «накрачеи» могли собираться на них в количестве свыше 100 человек.
Музыка при княжеских дворах была представлена певцами-сказителями и «песнотворцами», прославлявшими подвиги князей и их дружин, сопровождая пение игрой на гуслях. Творчество профессиональных певцов-сказителей было тесно связано былинной традицией.
Фольклорное происхождение определяет и музыкальная самобытность скоморошества - наиболее значительного для Руси вида светского профессионального творчества. Скоморох как тип средневекового синкретического актёра объединял искусство лицедея с умением петь и владением инструментами (летописные «гудебные cocyды»), среди которых гусли, смыки (гудки), домры, волынки, бубны, свирели, сопели, «арганы».
7
Скоморохи бродили по городам и сёлам, давая представления на улицах. Наряду с бродячими существовали «служилые» скоморохи; находясь на княжеской службе, они могли составлять ансамбли певцов и инструменталистов. «Житие преподобного Феодосия, игумена Печерскогo» свидетельствует, что в 11 в. в Киеве этот вид развлечений имел регулярный характер. «Стоглав» (1551) констатирует соблюдение «в Троицкую субботу» древнего обычая справлять «бесовские» тризны на жальниках (кладбищах) с участием поющих и пляшущих скоморохов и «Гудцов».
Со скоморохами была традиционно связана царская «потеха», и с образованием централизованного государства лучших из них стали свозить ко двору. Так, в 1571 по указу Ивана IV Грозного большие их группы были доставлены в Москву из Новгорода. Первые сведения об игре на инструментах при дворе московских государей восходят к концу XV века: в 1490 году ко двору Ивана III был вызван из-за границы «арганный игрец» для налаживания органной «потехи». В конце XVI века в подарок Фёдору Ивановичу вместе с органами во дворец были привезены из Европы и клавикорды.
Скоморошество ассоциировалось церковью с язычеством и потому считалось «богомерзким делом»: «...или свирец, или гудец, или смычек, или плясец... да отвергнуть (от церкви)» (Рязанская кормчая 1284). В середине XVII века гонения на скоморохов усилились. Согласно указу Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверия» (1648) множество скоморошьих инструментов было сожжено, большинство скоморохов оказалось выселенным из центральных областей на север. В XVII веке скоморошество как самостоятельный вид светской культуры окончило существование.
8
XVII век
XVII век – это начало новой эпохи в музыке, которая обретает большое разнообразие жанров, форм, красок, выразительных средств. Именно в это время возникает важнейший музыкальный жанр – опера. Королем музыкальных инструментов этой эпохи был орган. Постепенно он начинает звучать не только во время церковной службы, но и в концертах. Распространяется клавесин. Развивается и инструментальная музыка. При дворах богатых аристократов существовали ансамбли музыкантов. Очень часто они составляли уже настоящий оркестр. Руководители оркестров – капельмейстеры, писали музыку сами, получая на нее заказы от своих господ почти ежедневно. Настоящей колыбелью классической симфонии стала Вена. А создателей симфонии – Моцарта, Гайдна и Бетховена стали называть «венскими классиками».
Инициируя гонения на скоморохов, церковь способствовала развитию иных форм светского музицирования, опиравшихся на традиции православной духовной музыки. Ещё при Иване III в Москве был основан хор (1479), давший начало хору Государевых певчих дьяков (с 1703 в С.-Петербурге). Певчие дьяки участвовали в богослужениях в дворцовых храмах, в торжественных придворных церемониях и сопровождали царя в походах. С деятельностью хора Государевых певчих дьяков связан расцвет отечественной школы в жанре многоголосного партесного концерта.
Во 2-й половине XVII века сначала в кругах духовенства и монастырского населения, затем в светской среде получил распространение кант – многоголосная песня на свободно трактованные религиозные сюжеты, предназначенная для «духовного увеселения» в домашнем быту. Прообразом канта были польские псальмы (произошли от европейского мотета), пришедшие в Россию через Украину и Белоруссию. Среди первых рукописных сборников кантов – «Псалтирь реформирования» Симеона Полоцкого, положенная на музыку певчим дьяком В. Титовым (1680-е гг.) и
9
поднесённая им царской семье. Особенности канта: 3-голосие с параллельным движением 2 верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору, деление музыки на строфы, соответствующее структуре текстов силлабической поэзии.