Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:28, творческая работа
Цель моей работы: изучить вид искусства – музыку для того, чтобы стать духовно тоньше и мудрее; для того, чтобы лучше понимать людей и находить с ними общий язык.
Гипотеза: я считаю, что каждый, кто считает себя культурным человеком, должен знать и любить искусство. В книгах, спектаклях, музыкальных произведениях много мудрых мыслей и тонких чувств. Приобщившись к миру искусства, можно считать себя культурным человеком. Бескультурье – деградация личности.
Музыка – самое символическое из всех искусств, так как может, не используя слов и зрительных образов, оказывать влияние на человека.
I. Введение 3
II. Время, музыка и мы
1. Когда возникла музыка 4
2.Значение музыки 5
3. Идея тематизма в музыке 6
4. Древнерусская музыкальная культура 7-8
5. Музыка XVII века 9-10
6. Музыка XVIII века 11-12
7. Музыка XIX века 13-15
8. Музыка XX века 16-20
III. Заключение 21
IV. Литература 22
XVII век имеет переходное значение в музыкальной культуре, для которой на этом этапе характерно постепенное, но неуклонное усиление европейских влияний, в т. ч. приобщение к европейским формам светского музицирования. Очень много для этого сделал Петр I. Входит в обычай домашнее музицирование – исполнение одноголосных песен в сопровождении клавесина, арфы или гитары, а позднее из них вырастает и бытовой романс. Одаренных русских композиторов стали посылать учиться за границу, в Италию.
Так, в Государевой Потешной палате в XVII веке играли как на местных, так и на западноевропейских инструментах - виолах, скрипках, клавесине, органе. В царствование Михаила Фёдоровича (1613 - 1645) началось активное привлечение на придворную службу европейских музыкантов. В 1630 г. из Голландии были выписаны органные мастера братья Лун. Во 2-й половине XVII века при дворе работал польский органист и органный мастер С. Гутовский, который, в частности, установил орган в Грановитой палате Московского Кремля. В среде просвещённого боярства обнаружились любители «немецкой» музыки: в хоромах А. С. Матвеева, Н. П. Романова появились европейские инструменты. Домашняя капелла Матвеева принимала участие в сопровождении спектаклей первого русского придворного театра (1672-1676) (при этом для той же цели была приглашена группа исполнителей из-за границы).
10
XVIII век
В XVIII веке эпизодические влияния сменились бурным стремительным развитием европейских форм музицирования. Русской музыкой осваивались достижения светской европейской культуры, начиная от владения инструментами и кончая тонкостями композиторского мастерства, и при этом сохранялась культура национальная, прежде всего народная песенная и церковная.
С середины XVIII века интенсивно шёл процесс формирования национальной композиторской школы. Он начался с усвоения жанров, форм и стилистических принципов современной европейской музыки (русские композиторы стажировались за рубежом, в т. ч. в Болонской академии, которую посещал в то время В. А. Моцарт). Свободное владение принципами европейской композиции позволяло русским музыкантам не только претворять их в своих произведениях, но и находить возможность для объединения классического стиля с особенностями русской песенной мелодики.
Русская народная песня в этот период становится предметом изучения и эстетического осмысления. Вышли из печати первые сборники с нотной записью песен В. Ф. Трутовского «Собрание русских простых песен с нотами», 1776 – 1795. ч. 1 – 4, Н.А. Львова и И. Прача «Собрание народных русских песен с их голосами», 1790. Ч. 1. Напевы из этих сборников в дальнейшем не раз использовались композиторами.
Основные достижения отечественной композиторской школы XVIII в. связаны с комической оперой. Молодая русская опера восприняла некоторые элементы итальянской оперы-буффа, французской комической оперы, немецкого зингшпиля, но по характеру образов и интонационному строю была уже во многом национально самобытна. Сюжетной основой служили комедии из условной «народной жизни», в партитуры включались обработки народных песен. Первая из дошедших до нас опер «Мельник –
11
колдун, обманщик и сват» (1779 г.) представляла собой бытовую комедию с музыкальными номерами, каждый из которых написан на мотив подлинной народной песни. Песни были обработаны М.М. Соколовским (скрипачом и дирижером Московского оперного театра) по указаниям автора комедии А.О. Аблесимова. Опера долго не сходила со сцены и послужила прототипом других произведений подобного рода, лучшее из которых – «Ямщики на подставе» Е.И. Фомина – отличается мастерством многоголосной обработки народных мелодий.
В последней четверти XVIII века развиваются инструментальные, прежде всего камерные, жанры, бытующие в сфере домашнего музицирования. В этом направлении работал и Козловский, славу которому принёс героический полонез «Гром победы, раздавайся» (1791г.; написан по случаю взятия Измаила). В творчестве основоположника русской скрипичной школы И. Е. Хандошкина представлены вариации на темы народных песен (для скрипки соло или двух скрипок), сольные скрипичные сонаты. Жанры клавирной сонаты и камерного ансамбля развивал в своём творчестве Бортнянский. Элементы национального русского симфонизма вырабатывались в музыке оперных увертюр. В 1798 года появилось уникальное для русской культуры XVIII века произведение - Реквием Козловского (на латинский текст). Развитие профессионального творчества второй половины XVIII века подготовило расцвет русской классической музыки следующего столетия.
Во второй половине XVIII века начинают открываться музыкальные театры, где ставились первые отечественные оперы. Начинают создаваться и симфонические произведения: сюиты, концерты, вариации на темы народных песен, а также музыка к драматическим спектаклям.
12
XIX век
Под влиянием романтизма в музыку приходят сказочные, фантастические образы. Самым ярким представителем романтизма был А.Н. Верстовский. Лучшая его опера – «Аскольдова могила» - сочетала в себе реальные события из истории Руси с фантастическими эпизодами.
30-е годы – расцвет романса. Были созданы такие прекрасные произведения, как «Соловей» А.А. Алябьева, «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «На заре ты ее не буди» и «Белеет парус одинокий» А.Е. Варламова, «На заре туманной юности» и «Однозвучно гремит колокольчик» А.Л. Гурилева. А песня Варламова «Вдоль по улице метелица метет» стала почти народной.
Динамика развития русской музыкальной культуры на протяжении всего XIX века привела к изменению ее положения в контексте культуры общеевропейской. Время «ученичества», а затем созидания национальной классической школы сменяется эпохой расцвета, когда русская музыка становится мощной составляющей мировой культуры.
Свойственный романтизму интерес к прошлому сказался в исторических операх, где национальные мотивы могли присутствовать в картинках старого быта, в театрализации обрядов с народными песнями и плясками. Наиболее типичны для первых десятилетий XIX века оперные спектакли героикопатриотической направленности. Под непосредственным впечатлением Отечественной войны 1812 года написаны «Иван Сусанин», «Мужество киевлянина, или вот каковы русские», выдержанные в формах «большой оперы» с развернутыми ансамблями и ариями.
Картину музыкально-театральных жанров начала XIX века дополняет музыка к спектаклям драматического театра. Сочетание классицистской возвышенности чувств и романтической страстности отличает музыку О.А. Козловского к трагедиям В.А. Озерова («Эдип в Афинах», «Фингал»). Исключительную популярность завоевал комедийный
13
жанр водевиля; среди авторов музыки – Кавос («Казак-стихотворец»)
Созданием и исполнением романсов в 1-й трети XIX века было увлечено городское население. В образном мире романса нашли живой отклик тематика и эмоциональный строй поэтической лирики; на музыкальный стиль повлияли городской и песенный фольклор, европейские вокальные и танцевальные жанры. Популярными были лирические романсы А.Д. Жилина, М.Л. Яковлева и др.
Начало классического периода в истории отечественной музыки связано с именем М.И. Глинки. Развитие национальной темы, подготовленное поколениями музыкантов, впервые получило художественно-совершенное воплощение. Творчество Глинки стало культурным явлением мирового масштаба. Универсализм его гения проявился в жанровом многообразии творчества.
Этот период ознаменован расцветом оперы. Наиболее значительные оперы на исторические сюжеты: драмы «Борис Годунов» (А.С. Пушкин, Н.М. Карамзин) и «Хованщина» (Римский-Корсаков). Среди опер на легендарно-исторические сюжеты – «Орлеанская дева» (П.И. Чайковский). Поиски «интимной, но сильной драмы» привели Чайковского к созданию лирико-психологических опер, лучшими из них стали «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
Из композиторов старшего поколения в оперном жанре продолжал работать Римский-Корсаков. Среди образцов оперы в творчестве последующих поколений – «Орестея» С.И. Танеева, «Добрыня Никитич» А.Т. Гречанинова, «Алешко» С.В. Рахманинова.
Новый подъем переживает жанр романса, в творчестве Рахманинова образующий известную параллель с фортепианными пьесами. Лирика рахманиновских романсов отвечала напряженному тонусу современных чувствований.
Меценатство стало характерным явлением для всей художественной
14
жизни России, начиная с 1880-х годов. С.И. Мамонтов в 1885 году выступил организатором Московской частной русской оперы, в которой сумел объединить крупнейших деятелей искусства; здесь начал свою карьеру Ф.И. Шаляпин.
С середины XIX века начинается огромный общественный и культурный подъем в России. В 1859 году великий русский пианист и композитор А.Г. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, которое много сделало для развития музыкальной культуры.
В эти годы в Петербурге сложился кружок, известный как «Могучая кучка». Участников его объединяло одно – огромная и всепоглощающая страсть к музыке. Члены этого общества обсуждали свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки. Членов «Могучей кучки» связывала тесная дружба, они всегда были готовы поделиться с другом идеями, сюжетами, прийти на помощь. Деятельность «Могучей кучки» оказала очень большое влияние на развитие всей музыкальной культуры XIX века.
15
XX век
Признаки нового этапа в эволюции музыки наметились к концу 1900-х годов и полностью определились в первой половине 1910 годов. Русская музыка в этот период, как и искусство в целом, - неотъемлемая часть мирового художественного процесса. Дарование гражданских свобод (по Манифесту 17 октября 1905 года) способствовало активизации музыкально-общественной жизни. Возникают новые формы концертной деятельности, издательства, музыкально-просветительские учреждения. Современная музыка занимает значительное место в циклах симфонических и камерных концертов А.И. Зилоти, в программах кружка «Вечера современной музыки», организованного музыкальными критиками В.Г. Каратыгиным, А.П. Нуроком, В.Ф. Нувелем, И.И. Крыжановским.
В 1920-х годах, с одной стороны, продолжали существовать и развиваться наметившиеся до 1917 года стилистические тенденции. С другой – возникли новые, подчас радикальные примеры «левой» музыки, аналогичной «левой» поэзии, живописи и театру. Молодые композиторы стремились к созданию новаторского искусства, которое соответствовало бы революционным задачам построения нового общества. Новая музыка должна была стать динамичной, созвучной ритмам современной городской жизни. Урбанистический пафос пронизывал музыку молодых радикалов.
Другое направление музыкального новаторства представлено прежде всего в творчестве крупнейшего советского симфониста Мясковского. В его 6-й симфонии с большой художественной силой воплощено трагическое напряжение революции. Значительным стал дебют в симфоническом жанре Шостаковича (1-я симфония, 1925 г.).
Возникают новые исполнительские коллективы (оркестр без дирижера Персимфанс; Симфонический оркестр Всесоюзного радио; Струнный квартет Московской консерватории).
Приоритетный жанр 1930-х годов – массовая песня, лучшие образы
16
которой принадлежат И.О. Дунаевскому («Песня о Родине», «Марш энтузиастов»), В.Г. Захарову, М.И. Блантеру, Н.В. Богословскому, Л.О. Утесову.
В 1930-х годах формируется советская школа исполнительного искусства. С 1933 проводятся Всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей; советские пианисты и скрипачи с успехом участвуют в международных конкурсах. Приобретают известность дирижеры Н.П. Аносов, К.К. Иванов, Е.А. Мравинский, пианисты Я.И. Зак, Я.В. Флиер, скрипачи Г.В. Баринова, Д.Ф. Ойстрах.
В годы Великой Отечественной Войны на первый план выходит патриотическая тема. Продолжает активно развиваться песенный жанр, прежде всего героического содержания («Священная война» А.В. Александрова). Героико-патриотическим пафосом проникнуты сочинения крупных жанров: 5-я симфония Прокофьева, 2-я симфония Хачатуряна. Особо выделяются военные симфонии Шостаковича – 7-я, посвященная «Городу Ленинграду», написанная в первые месяцы блокады и 8-я.
Духовный подъем военного времени сохранился и в первые послевоенные годы. Но, уже начиная с 1946 года, в культурной политике возникают признаки значительного ужесточения. В постановлении ЦК ВКП (б) от 10.2.1948 года «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» были подвергнуты разгромной критике крупнейшие советские композиторы того времени, Им было предъявлено обвинение в формализме, под которым «подвёрстывалось» любое уклонение от упрощенно-примитивного музыкального языка.
Новый период в истории советской музыки наступил во второй половине 50-х гг., после смерти Сталина и после XX-го съезда КПСС (1956 год).
28.5.1958 года было обнародовано постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан
17
Хмельницкий» и «От всего сердца», отменявшее вердикт 1948 года в отношении крупнейших композиторов.
Продолжили свой творческий путь художники старшего поколения: Шостакович, Г.В. Свиридов, более молодые А.Я. Эшпай, Б.А. Чайковский, сдержанно относившиеся к новым идеям и принципам сочинения, которые к тому времени распространились на Западе. Время «оттепели» в советской общественной жизни стало началом профессионального пути для новой генерации композиторов, богатой талантами первой величины. В 1960-х гг. ярко заявили о себе А.М. Волконский, А.Г. Шнитке, С.А. Губайдуллина, Р.К. Щедрин, Э.В. Денисов. Советские композиторы довольно быстро оказываются участниками актуальных художественных процессов, несмотря на сохраняющиеся преграды в культурных контактах с капиталистическими странами.