Дизайн в легендах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:09, реферат

Краткое описание

Дизайн в моде, о нем написано много и напишут еще больше. Вполне понятно, на глазах одного поколения возникла и утвердилась новая профессиональная деятельность, которую нужно как-то осмыслить. Сначала писали о терминах, о том, что английское "design" - производное от итальянского "disegno", а означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - едва ли не всю область работы художника, за исключением станкового искусства. Потом писали о предметах, сделанных с участием дизайнеров, о том, какие это красивые и удобные вещи. Потом о самих дизайнерах - что они делают, как получается дизайнерское решение и чем оно отличается от обычного инженерного. Писали уже о многом, но по отдельности - оказалось, что все эти отдельные фрагменты знаний вовсе не просто соединить в единое целое, для этого нужны особые средства.

Вложенные файлы: 1 файл

дизайн.doc

— 591.50 Кб (Скачать файл)

Американский  социолог Макс Лернер приводит данные о городке Ньюбери-порт в штате Массачусетс, где на семнадцать тысяч жителей приходилось более восьмисот клубов и товариществ (11). Весь комплекс случайных и неслучайных следствий из жизненных ситуаций формирует у конкретного индивида ощущение или осознание принадлежности к аморфному, но для него достаточно определенному целому.

Сама принадлежность является определенной ценностью, требует  от индивида соблюдения правил каждого  целого, частью которого он себя воспринимает, несоблюдение этих правил грозит утерей принадлежности, значит, изоляцией от целого, утратой системы ориентации, дающей ощущение известной стабильности. В силу того что традиционные, установившиеся в эпоху господства пуританской морали примитивных экономических отношений связи распадаются и традиционные моральные ценности в значительной степени обесцениваются, и в то же время конкретный индивид испытывает острую необходимость принадлежать к определенному целому, определяющим становится тип мировосприятия, который Дэвид Рисман называет "направляемым другими" (12).

"Общим для  всех "другими направляемых людей"  является то, что источником направляющих  влияний для них являются их  современники - те, кто им лично  известен, или те, с кем они  знакомы через друзей или средства  массовой коммуникации" (13).

"Иными направляемая" личность должна обладать способностью воспринимать сигналы с близкого расстояния и издалека; источников сигналов много, изменения происходят быстро. В этих условиях может быть интериоризован не кодекс поведения, а "соответствующее оборудование", необходимое для восприятия сигналов и в ряде случаев для участия в процессе их циркуляции" (14). Важным для нас является внимание, которое Рисман уделяет усилиям, которые требуются человеку для своевременного приема ориентирующей информации, очень важен перенос акцента с собственно нормы, потерявшей стабильность во многих случаях (за исключением некоторых бытовых норм), на нормированный способ восприятия временной нормы как принципиально новое явление в социальном поведении индивида. В чем же заключается действительная специфика мировосприятия среднего человека (потребителя, джойнера) в условиях современного капиталистического общественного механизма, позволяющая Рисману вводить как особый тип "направляе-мость другими"? Человеческая личность выступает как неполная отчужденная личность уже в силу отчуждения человека от собственности на средства производства, от продуктов своего труда. В то же время, не будучи собственно личностью, индивид вынужден искать систему ориентации. Поиск системы ориентации осуществляется не только в рамках классовой идеологии, но прежде всего через систему формальных и неформальных отношений, составляющих "массовую культуру", закрепляемых в виде нормы поведения в системе массовых коммуникаций. Потребность в принадлежности, в источнике ориентации встречается с направленными попытками ввести операциональные системы стратификации в общество, предпринимаемыми производством любого вида продукции. Разрабатывая проблематику типа "направленности другими", Дэвид Рисман утверждает, что желаемым продуктом всей производственной деятельности - как материальной, так и духовной - в системе современного капиталистического социального механизма является не вещь, не новая машина и не новый источник информации, а человеческая личность. "Техника действий производителя автомобилей, пароходов или зубной пасты, или администраторов отелей и университетов по существу однородна" (15). Уже сам поиск системы ориентации, необходимость в принадлежности, присущие "направляемому другими" типу человеческого поведения, являются первыми предпосылками конформизации массового сознания, происходящей во всех формальных и неформальных группах, членом которых является конкретный индивид. Специфика воспитания, ранняя финансовая независимость подростков, обособление старшей возрастной группы в отдельную страту, средства массовой коммуникации приводят к развитию поведения "направляемости другими" с детства, к усиленному поиску объекта ориентации как внутри группы сверстников (гэнг или пиир-груп), так и во враждебном целом окружающего подростка мира. Необходимость ощущения принадлежности, выбора образца для подражания в одежде, манерах, речи является одной из причин патологического культа звезд, подхваченного, усиленного и эксплуатируемого бизнесом

Между живыми олицетворениями  временного интереса публики, прежде всего молодежной, и искусственно созданным типом (Джеймс Бонд или Супермен комиксов) есть лишь одно различие - искусственные типы обладают большим сроком жизни в роли звезд. В связи с универсальностью этого культа, на вопрос, какие продукты любой области производства являются наиболее популярными, - Рисман считает возможным дать только один ответ: наиболее популярными продуктами являются те, которые употребляются наиболее популярными типами кумиров. Тем самым роль символического различия одного продукта от другого может уже играть не только действительное или иллюзорное отличие его качеств, но и сам факт употребления и рекламирования временно преобладающим в популярности типом героя. Опредмечивание, символизация популярного типа приводят к опредмечиванию связей между почитателем и почитаемым в системе очередного культа. Рубашка с изображением "Битлз" или зажигалка с монограммой "007" (Джеймс Бонд) становится для существенной части потребительского рынка и содержанием и внешним выражением этих связей. Поиск источника ориентации не заканчивается, естественно, выбором тех малозначимых различий, которые отличают определенный объект культа (в роли источников ориентации выступают звезды эстрады и киногерои, телекомментаторы, спортсмены и манекенщицы), - связь между "пажами" и "господами", в отличие от содержательной связи героя и последователя, обязательно должна быть предметно, визуально выражена.

Всколыхнувшие общественное мнение Великобритании битвы  между конкурирующими неформальными группами "модсов" и "рокерсов", отличающихся друг от друга лишь визуальным выражением связей принадлежности, - одно из множества подтверждений этого. Черные кожаные куртки, мотоциклы и простоватая грубость рокерсов; подчеркнутая изысканность одежды, белые мотороллеры и светский жаргон модсов - являются не просто отличительными признаками, по которым их можно узнать в толпе. Эти малозначимые различия - единственное содержание и одновременно единственная форма выражения этого содержания - принадлежности индивидов, входящих в эти кланы, к целому.

Вещь играет уже несравненно более тонкую роль, чем в период, когда само обладание утилитарно-полезной вещью  служило визуальным, опредмеченным  выражением принадлежности индивида к  определенному социальному классу. Непосредственная содержательная полезность автомобиля, холодильника или костюма еще ничего не говорит о владельце. Благодаря универсальности и одновременной внутренней дифференциации массового потребления, распространению множества стандартов средствами массовой коммуникации уже не сама вещь, а символические отличия этой вещи от ей аналогичной по содержательной полезности становятся выражением принадлежности. Воспитание потребителя начинается с детства - через Супермена в комиксах, через телевидение и игру, через принадлежность к пиир-груп, наконец, через прямое образование потребителя в школьных программах.

"Стоит только  прислушаться к совсем маленьким  детям, обсуждающим модели телевизоров  или стайлинг автомобилей, чтобы  увидеть, насколько одаренными  потребителями являются они задолго до того, как приобретают сами решающее слово - хотя нельзя недооценивать их действительное влияние в семейных советах" (16). Вступление образованного одаренного потребителя в единственное, реально существующее целое - "союз потребителей" - означает его окончательное формирование. Членство в "союзе потребителей" выхолащивает у индивидуального потребителя остатки индивидуальности, так как, получив возможность тратить определенные средства на потребление материальных и духовных продуктов производства, он немедленно оказывается связан десятками ограничений.

Мода, то есть суммарный  стандарт визуальных признаков, отражающих малозначимые различия вещей по сравнению  с аналогичными вещами, становится обязательным выражением принципа "как  у всех" (имеется в виду - как у всех в соответствующем уровне социального статуса). Подчинение моде, однако, вовсе не является сознательным насилием над личностью потребителя, напротив - это подчинение является добровольным уже потому, что значительно облегчает ориентацию в окружающем целом. На всех уровнях потребления человек является джойнером, связанным множеством не записанных, но тем более твердых правил, его потребительская активность достаточно жестко детерминирована принадлежностью к определенной группе, его потребительское сознание максимально конформизовано.

Хотя современные  легенды о Золушке не потеряли своей привлекательности для  потребителя массового искусства, но и золушки и длинный список суперменов, выступающих в развлекательном  жанре, являются все в большей степени (для взрослых зрителей) скорее объектами игры в иллюзорное отождествление с героем, чем действительного отождествления на час. Невозможность перейти в элитарный слой современного капиталистического общества достаточно ясно осознается рядовым обывателем, однако невозможность перейти в другой, замкнутый для него класс, компенсируется в его сознании возможностями, которые дает глубокая дифференциация уровней потребления внутри одного, однородного по своему существу "среднего класса".

Направленные действия администрации каждой отдельной промышленной или торговой фирмы с целью подчинить служащих всех уровней, превратить наемного работника (рабочего, инженера, психолога или художника) в "человека организации", реализовать максимальную сверхприбыль за счет эксплуатации инстинктов "могущественного потребителя"; направленные действия политической администрации с целью превратить каждого в конформизованного члена "единого индустриального" или "единого потребительского" общества; направленные действия организаторов массовой культуры с целью превратить всех и каждого в стандартизованного потребителя предлагаемой ему духовной пищи; наконец, внутренние, направленные или неосознанные действия индивида, пытающегося определить систему ориентации в обществе, испытывающего необходимость принадлежать некоторому целому, - все это, вместе взятое, представляет собой в первом приближении всего лишь хаос разнородных стремлений. Однако в этом хаосе достаточно легко обнаруживается некоторая упорядоченность: каждое отдельное действие формально не скоординировано с иным действием, однако вместе они образуют социальный фон, в котором прослеживается ярко выраженная общая тенденция. Так, отдельные опилки железа в поле магнита сохраняют внешне свою отдельность, автономность, но выстраиваются в ясном рисунке по невидимым силовым линиям.

Эмпирический  материал, освещающий различные аспекты  функционирования современного капиталистического общества, поистине безграничен, мы попытались выделить общую характеристику для  всех сфер социального действия - тенденцию к регулированию, задачу скрытого управления, где оно оказывается возможным, тенденцию к добровольному подчинению стандарту и конформизации массового сознания во всех его проявлениях.

Августовский  номер журнала "Saturday Evening Post" за 1959 год имеет обложку, изображающую влюбленную пару, сидящую под деревом в лунную ночь, а на небе сияют как созвездия: телевизор и холодильник, автомобиль и еще автомобиль, домик и четверо (обязательно четверо) детей, пылесосы и миксеры, бассейны и собаки.

В 1966 году "Journal" помещает множество объявлений такого рода: "Ищу "кадиллак" новейшей марки на уикенд. Отправляюсь на съезд однокашников по случаю двадцатилетия  окончания школы и хочу произвести впечатление на коллег".

Можно было бы продолжать этот список бесконечно долго, но количество и новизна информации практически  не меняют сути дела: определенный стандарт поведения, определенный стандарт мышления не только прямо навязывается сверху, но и глубоко укоренился в массовом сознании, только поэтому и может осуществляться дополнительное навязывание.

Материал, касающийся поведения массового "могущественного  потребителя", неисчерпаем, и именно эта сторона современной социальной практики позволяет ряду критически настроенных социологов делать категорически сформулированные выводы:

"Человеческие  отношения - искусство поступать  с людьми таким образом, чтобы  они хотели вести себя так,  как от них требуют" (17).

"Действительной  целью промышленной психологии  должна быть цель корпорации, в которой психолог работает. Этой целью в принципе является прибыль" (18).

Наконец, в наиболее общей форме выражает специфику  задачи, которую ставит перед собой  обезличенный и не организованный формально  социальный механизм капиталистического общества, один из крупнейших его критиков Эрих Фромм:

"Для того  чтобы общество могло функционировать  хорошо, его члены должны усвоить  такой способ мышления, который  заставляет их хотеть действовать  таким образом, каким они должны  действовать как члены общества  или определенного класса внутри него. Они должны желать того, что объективно является для них необходимостью. Внешняя сила заменяется внутренним побуждением" (19).

Вся система  разнородных действий направлена в  конечном счете на конформизацию  массового сознания, сила неформализованного социального механизма должна быть достаточно велика, чтобы искривлять, изменять характер любого действия, за исключением бескомпромиссного отрицания. Трагическим парадоксом для всей творческой интеллигенции, работающей в условиях этого неоформленного механизма, является то, что благодаря его мощности любое конструктивное действие, любое созидание оказывается в конечном счете выгодным для этого обезличенного механизма в целом, а значит, для сил, которые выступают в нем как инициирующие - производства всех видов и управления всех уровней.

Мы далеки от того, чтобы на основании изучения современного западного дизайна  утверждать, что именно дизайн является единственной формой деятельности, через  которую осуществляется функционирование этого механизма. Однако мы постараемся показать, что именно внутри профессионального дизайна вырабатываются особые методы и средства решения задач с неопределенным количеством условий, которые из-за этой неопределенности условий не могут быть решены в системе вспомогательных научных дисциплин.

Рассмотрев мозаичную  картину функционирования социального  фона, на котором возник и развивается  современный западный дизайн как  организованная профессиональная деятельность художников-проектировщиков, мы уже  можем вернуться к поставленному раньше вопросу об определении действительного продукта дизайна как обобщенной сферы деятельности, независимо от конкретных работ конкретных дизайнеров. Характер крайне типичного обсуждения дизайна зафиксирован в стенограмме семинара в Брюгге, фрагмент этой стенограммы - обсуждение определения дизайна между Томасом Мальдонадо, бельгийским дизайнером Брессельерзом и вице-президентом института дизайна в Загребе Звонимиром Радичем - представляет определенный интерес, служит необходимым фоном для нашей дальнейшей работы.

"Мальдонадо. Индастриал дизайн - это не аспект, это деятельность или дисциплина. Слово "форма" стало теперь  анахронизмом, и его значение  в определении требует разъяснения.

Радич. Целью  индастриал дизайна не является украшение изделия косметическими средствами. Его цель - создание предмета как конструкции.

Брессельерз. Индастриал дизайн - это творческая деятельность, в которой как бы соединяются  духовные и материальные запросы  человека в сфере производства. Это  соображение исключает из сферы индастриал дизайна, например, инженера, который имеет дело в большинстве случаев лишь с материальными запросами" (20).

В результате этого  обсуждения было принято определение  дизайна, которое мы уже приводили  раньше. Это лишь очередная попытка определить дизайн изнутри дизайна - нам нужен принципиально иной подход.

На материале  первых трех глав мы постарались выяснить универсальную роль культурно-символических  различий в различных видах потребления  продуктов материального и духовного  производства. Из этого материала естественно следует, что обобщенной функцией дизайна в первом приближении является регулирование отношений, осуществление обратной связи между производством и потреблением. Теперь нам необходимо конкретизировать это представление - ведь функцию регулирования осуществляют помимо дизайна и иные виды экспертной службы (прикладные научные дисциплины), а нам необходимо определить исключительно присущие дизайну свойства

Информация о работе Дизайн в легендах