Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:09, реферат
Дизайн в моде, о нем написано много и напишут еще больше. Вполне понятно, на глазах одного поколения возникла и утвердилась новая профессиональная деятельность, которую нужно как-то осмыслить. Сначала писали о терминах, о том, что английское "design" - производное от итальянского "disegno", а означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - едва ли не всю область работы художника, за исключением станкового искусства. Потом писали о предметах, сделанных с участием дизайнеров, о том, какие это красивые и удобные вещи. Потом о самих дизайнерах - что они делают, как получается дизайнерское решение и чем оно отличается от обычного инженерного. Писали уже о многом, но по отдельности - оказалось, что все эти отдельные фрагменты знаний вовсе не просто соединить в единое целое, для этого нужны особые средства.
Масштаб массового производства в наиболее развитых капиталистических странах позволяет избежать кризиса количественного перепроизводства только в том случае, если потребитель готов сменить один имеющийся у него продукт на другой, однородный по основной утилитарной функции, исключительно из-за дополнительных "малозначимых" (значимых для него) различий. Необходимо все чаще заставить сменить один продукт на другой и относительно реже - купить принципиально новый продукт; монополия играет все большую роль по отношению к конкуренции. Сама возможность предложения иллюзорной новизны продукции как действительной потребности реализуется только в тех условиях, когда иллюзорные качества, символические различия продукта по отношению к другому приобретают значение действительных потребностей, иными словами, когда они становятся ценностью. Фактически, на рынке конкурируют уже не столько сами продукты, сколько их действительная или иллюзорная новизна. Поскольку конкурентоспособным товаром становится во многом уже не сам продукт, а приписываемые ему качества, сфере производства становится жизненно необходим особый аппарат (служба) профессионального создания символических различий, обладающих ценностью для самого потребителя, и привнесение этих качеств в продукт уже на стадии его проектирования. Очевидно, именно в этом следует видеть смысл возникновения и развития организованного коммерческого дизайна, и этим во многом определяется его сложный характер.
В период создания марксистской политэкономии понятием ценности продукта можно было с полным основанием пренебречь и включить его в понятие потребительной стоимости. Элементарность массового потребительского рынка приводила к тому, что потреблялись продукты промышленного производства, удовлетворявшие простейшие утилитарные потребности, - номенклатура изделий массового потребления была чрезвычайно узкой. В этих условиях само приобретение, владение вещью было определенной содержательной и символической культурной ценностью. Владение набором предметов, служивших в течение многих лет, десятилетий, а в ряде случаев и поколений, не только определяло уровень бытия семьи (отдельного человека), но и служило выражением его статуса и в неформальной группе. Поэтому утилитарная полезность вещи, потребительная стоимость и ее ценность практически совпадали. Правда, в очень узком слое элитарного потребления действовали уже более сложные отношения.
В стоимость
продуктов малосерийного
Появление новой
вещи, выполнявшей ту же утилитарную
функцию, независимо от ценности ее дополнительных, привнесенных
трудом художника качеств, не уничтожало
ценности старой вещи, выполнявшей эту
же утилитарную функцию. Для элитарного
потребления в целом было характерно накопление
вещей аналогичного назначения и отличавшихся
привнесенными качествами - опять-таки
само владение множеством однородных
продуктов обладало социально-культурной
ценностью и выражало статус владельца.
Расширение массового производства и
потребительского рынка, принявшее ускоренный
характер после второй мировой войны,
привело к постепенному обособлению ценности
продукта производства от его элементарной
эксплуатационно-утилитарной функции.
При сохранении ценности продукта, выражающей
факт владения утилитарной полезностью
вещи, все большее значение приобретает
дополнительная социально-культурная
потребительская ценность продукта, обусловленная
привнесенными в этот продукт особым трудом
качествами.
Эта ценность определяется дополнительными к изначальной утилитарной функции продукта удобствами, комфортностью. Автоматическая настройка на волну или стереофоническое звучание в радиоаппаратуре, сервомеханизмы в автомобиле, дистанционное управление телевизором, многочисленные приспособления, облегчающие бытовые операции, - в значительной, растущей степени определяют ценность вещи, соответственно и статус ее владельца. Однако все большее значение приобретает иное, тесно связанное с вышеуказанным, содержание потребительской ценности - визуальное выражение новой дополнительной комфортности или в других случаях чисто визуальное, не связанное с утилитарной полезностью продукта выражение статуса владельца вещи. Определенные визуальные, стилистические признаки продукта, создающие веер символических различий однородных продуктов потребления, становятся самостоятельной ценностью - Эшфорд в своей книге называл это извлечением максимального "визуального капитала".
Модная линия, форма, способ отделки приобретают в уровне активного потребления существенное значение, определяющее во многом выбор той или иной модели из группы однородных как по утилитарным характеристикам, так и по комфортности продуктов. Потребительская идеология, вещизм выражается уже не в накоплении аналогичных по утилитарной полезности вещей, а в их непрерывной замене. В этих условиях товаром становится все более сама потребительская ценность, чем его непосредственная утилитарная полезность.
Как только "малозначимые"
различия продуктов приобретают
характер потребительской ценности,
производство приобретает возможность
в значительной степени ослаблять
кризисные тенденции количестве
Благодаря художественно-проектному методу работы художник-дизайнер оказывается специалистом, задачей которого безотносительно к конкретному объекту проектирования и независимо от его представлений об этой задаче является создание потребительской ценности любой массово-потребляемой продукции. Все частные задачи: улучшение функционально-конструктивной структуры изделия; увеличение комфортности в его использовании; приспособление изделия к требованиям моды изменением его формы, или создание упаковки, или создание фирменного знака - объединяются в единое целое, если в качестве суммарного продукта дизайна (а не конкретного объекта дизайнерского проектирования в каждом частном случае) мы будем рассматривать потребительскую ценность продукции.
В связи с этим представляется целесообразным принять следующее определение дизайна в системе современного разделения труда в условиях западной цивилизации.
Дизайн - форма
организованности (служба) художественно-проектной
деятельности, производящая потребительскую
ценность продуктов материального
и духовного массового
Такое определение описывает фактически все области работы дизайнеров (с тем, что в нон-дизайне появляется некоторая специфика) и является, таким образом, всеобщим для дизайна. Наше определение выводится из дизайнерской деятельности, из общей системы рассмотрения социального фона, поэтому оно носит конкретно-исторический характер, что позволяет отделить современный дизайн от прежних видов деятельности по созданию "формальных качеств объекта" (Мальдонадо) и от иных, возможных в других социальных условиях форм направленности и организованности дизайнерского проектирования. Мы определяем дизайн как службу, чтобы подчеркнуть роль профессиональной организованности дизайнерского проектирования. Мы выносим в определение "массовое потребление", а не "массовое производство" потому, что объектом конкретной дизайнерской деятельности по созданию дополнительной потребительской ценности может быть и единичный объект, но обязательно массово потребляемый единичный объект.
Всякая деятельность
проявляется как целостный
Возникновение дизайна как соединение всех трех компонентов профессиональной деятельности и их предъявление во вне мы можем отнести лишь к 30-м годам нашего века.
Это вовсе не означает, что отдельные компоненты - собственно деятельность и воспроизводство деятельности - не существовали ранее. Напротив, собственно художественно-проектная дизайнерская деятельность имеет достаточно длительную историю, а дизайнерское образование формировалось во второй половине прошлого века. Однако нам важно подчеркнуть, что социальная реализация дизайна в условиях капиталистического общества требует более широкого определения западного дизайна, учитывающего порождаемое им художественно-вещное отношение к миру, классовый характер деятельности художника-проектировщика в системе капиталистического производства. Эти проблемы затушевываются в западных теориях дизайна.
Основное внимание в них сосредотачивается на вопросах структуры этого нового вида профессии, подчеркивается, что в рамках целостной системы производства - распределения - потребления происходит все большее обособление службы дизайна как экспертной службы, сопоставимой с другими службами: инженерной, управления, информации.
Однако и здесь
важно подчеркнуть, что уже в
настоящее время служба дизайна
может рассматриваться нами как
нерасчлененное целое только в соотнесении
с другими службами - по однородному
продукту, по обобщенной функции. Реально,
в большем приближении, мы уже сейчас
должны переходить на другой уровень конкретизации
- рассматривать службы дизайна, все резче
обособляющиеся друг от друга в рамках
единой сферы деятельности: стафф-дизайн,
"независимый" дизайн и (обособленно
к этим двум) "академический" дизайн.
В сопоставлении с "академическим"
дизайном (уровнем дизайнерского образования)
и стафф-дизайн и "независимый" дизайн
выступают как целое - коммерческий дизайн.
Отличие его от "академического"
заключается в том, что он имеет своим
продуктом потребительскую ценность продукта
в ее форме дополнительной товарной ценности
непосредственно. Товарность потребительской
ценности является определяющей для выбора
методов, средств и форм организации проектной
дизайнерской деятельности.
Продукт деятельности в системе стафф-дизайна
и "независимого" дизайна однороден
- значит, для объяснения реально происходящего
их расчленения на две автономные службы
необходимо перейти от определения по
суммарному продукту к определению по
специфике частных задач и профессиональных
средств. Расчленение службы дизайна на
две не следует непосредственно из структуры
дизайнерской деятельности, из ее определения
по продукту, оно вызвано исключительно
спецификой современного капиталистического
производства, перед которым параллельно
существуют различные классы задач.
Вплоть до кризиса
1929 года администрация
В связи с
необходимостью выработать средства противодействия
"иррациональному бунту
Естественно, что
подобный метод вычисления потенциального потребителя
не имеет ничего общего с экстраполяцией
известного, какой является пассивный
маркетинг, - для реализации активного
маркетинга необходимо создание особой
экспертной службы, берущей на себя ответственность
за решение недетерминированной жестко
проектной задачи.
Таким образом, в соответствии с расчленением
маркетинга на взаимно дополняющие пассивную
и активную его формы происходит выделение
внутри единого коммерческого дизайна
его автономных служб: стафф-дизайн и независимый
дизайн. Перед службой стафф-дизайна ставится
задача проектирования потребительской
ценности текущей продукции фирмы, при
этом направление, цели, постановка обобщенных
задач осуществляются на высшем административном
уровне фирмы при активном участии руководителя
службы дизайна и спускаются дизайнерам-исполнителям
(сохраняющим элемент творчества в решении
частных задач в рамках генерального решения)
в качестве директивных установок.