Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование роли женского образа в русском искусстве XIX-XX вв.
Задачи:
1. Изучить особенности русского искусства XIX –ХХ вв;
2. Изучить и проанализировать работы русских художников XIX –ХХ вв;
3. Систематизация научных данных по исследуемой теме;
Введение…..…………………………………………………..……………….
ГЛАВА 1. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX-XX ВВ.
1.1. Особенности русского искусства XIX-XX вв…………………………..
1.2. Роль и особенности женского образа в русском искусстве……………
Выводы по первой главе…………………………………………………..….
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
2.1. Роль женского образа в портретах А.Г. Венецианова…………………
2.2. Женский образ в творчестве В.А. Серова………………………………
Выводы по второй главе………………………………………………………
Заключение..…………………………,……………………………….……….
Список использованной литературы…………………………………..……
Приложение…………………………………………..………..….……..……
Художественно-графический факультет
Кафедра изобразительного искусства
Специальность: Изобразительное искусство
Заочная форма обучения
6 курс , 63
ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX-XX ВВ.
курсовая работа по истории изобразительного искусства
Оценка:__ ______(___________)_________
Введение…..………………………………………………… ГЛАВА 1. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX-XX ВВ. 1.1. Особенности русского искусства XIX-XX вв………………………….. 1.2. Роль и особенности женского образа в русском искусстве…………… Выводы по первой главе…………………………………………………..….
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 2.1. Роль женского образа в портретах А.Г. Венецианова………………… 2.2. Женский образ
в творчестве В.А. Серова……………… Выводы по второй главе……………………………………………………… Заключение..…………………………,………………… Список использованной литературы…………………………………..…… Приложение…………………………………………..…… |
3
6 10 14
1518 23 24 25 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В изобразительном искусстве один из самых популярных жанров живописи – это портрет. В русской живописи, в частности, женский портрет занимает особое место.
Серьезный интерес к отражению «женского вопроса» в русской культуре и жизни впервые возник в середине XIX в., особенно в 1860-е гг., знаменитые своими фундаментальными общественно-художественными переменами, когда эстетика «чувственной романтики» брюлловского времени сменилась эстетикой «этического минимализма» периода критического реализма. В эту «эпоху концов и начал, эпоху накопления», как верно охарактеризовала этот период Е. Нестерова [19, с. 307], «многослойный» русский портрет развивался в условиях очень плотной и напряженной эволюции художественной культуры, явного противоборства духовности и бездуховности, красоты внутренней и внешней. Портретная концепция середины XIX в. не столь отчетлива, как в предыдущий или последующий периоды. Уже к середине XIX столетия романтическое мироощущение постепенно теряет прежнюю лидирующую роль, уступая место трезвому анализу действительности. Линия портретного развития в конце 1840-х – 1850-е гг. уже по инерции воплощала романтические тенденции и идеи, уходя в прошлое, отражаясь в картинах теперь лишь внешними – эффектными – чертами, оставаясь под влиянием мотивов «итальянской темы», пользовавшейся популярностью среди художников, зрителей, критиков и в 1860-е гг., особенно отличаясь «долголетием и устойчивостью» в салонном академизме.
Изучение роли женского образа в русском искусстве XIX – XXвв. и определила проблему нашего исследования, которая заключается в определении компонента системы учебного материала, содержание которого определяется систематизированным нами исторических сведений о значимости женского образа в произведениях русских художников XIX-XXвв.
Историография. Литературу, использованную при подготовке работы, условно можно разделить на несколько групп:
К первой из них
относятся большие научно-
Подробно описываются этапы развития русского искусства XIX-ХХ вв в работах Т.И. Балакиной [1], Березовой Л.Г. [2], Георгиевой Т.С. [3].
Ко второй, мы отнесли учебники и альбомы по истории искусств, где подробно рассматривается творчество художников, которые мы рассмотрели подробней и изучили критику на их произведения [6], [7], [10].
К третьей – учебники по культурологии [17]
К четвертой – очерки по истории искусств [15], [18].
Изучая специальную и научную литературу, очерки, альбомы с работами художников, хотелось бы подчеркнуть, что наиболее обширную группу представляют научно-популярные издания по истории русского искусства, отдельные главы, которых вопросам проблемы нашего исследования. Литература помогла нам при написании курсовой работы по теме исследования.
Таким образом, проанализировав всю собранную нами литературу при работе над темой нашего исследования, можно сделать вывод о том, что рассмотренная и изученная нами тема недостаточно раскрыта, что на наш взгляд связано возможно с тем, что не все литературные источники сохранились до наших дней.
Целью курсовой работы является исследование роли женского образа в русском искусстве XIX-XX вв.
Задачи:
1. Изучить особенности русского искусства XIX –ХХ вв;
2. Изучить и проанализировать работы русских художников XIX –ХХ вв;
3. Систематизация научных данных по исследуемой теме;
Объект исследования: работы русских художников XIX –ХХ вв;.
Предмет исследования: роль и особенность женского образа в работах русских художников.
Методы: изучение научной и специальной литературы, анализ и синтез, классификация, систематизация.
Теоретическая значимость. Изучена роль изображения женского образа в русском искусстве. Систематизированы искусствоведческие сведения с позиций организации учебного материала с целью преподавания его студентам художественно-графических факультетов.
Практическая значимость. Материалы приведенные в курсовой работе могут быть использованы при проведении лекционных занятий в вузах, а также в системе дополнительного образования при проведении тематических кружков по истории искусства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX-XX ВВ.
1.1. Особенности русского искусства XIX-XX вв.
Творчество русских художников второй половины XIX века развивалось в обстановке нараставшего народно-освободительного движения. С каждым десятилетием все более углублялись и обнажались классовые противоречия, характерные для царской России. Народ изнемогал под ярмом чудовищной эксплуатации. После отмены крепостного права капиталистическое развитие России пошло ускоренными темпами. «Освобождение» явилось в действительности бессовестным грабежом крестьян, развитие капитализма несло трудящимся лишь новые оковы. Революционные демократы всю свою деятельность посвящали непримиримой борьбе против крепостничества и его остатков и за прогресс и просвещение. Они оставили глубокий след в общественной жизни России, во всех областях русской культуры, в том числе, и в изобразительном искусстве [18].
Передовая, демократическая русская культура выражала идеи и настроения народа, была зеркалом его надежд и чаяний. «Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы», – писал И. Е. Репин. Слова эти могли вырваться только у русского художника, они могли принадлежать только передовому художнику, чье творчество было проникнуто духом активного протеста против неправды, насилия, социальной несправедливости [12].
Большую роль сыграла складывавшаяся в те же годы новая материалистическая эстетика – теория реалистического искусства, разработанная революционерами-демократами в их литературно-критических и философских сочинениях. Революционные демократы ратовали за искусство реалистическое, за искусство жизненной правды. Они понимали, что только реализм дает возможность искусству и литературе выполнять прогрессивные общественные задачи.
К середине XIX в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812г. и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству. В это время в Академии художеств царили ложно-классические идеалы, далекие от реальной жизни. В 1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти. Это событие открыло новые пути в развитии реалистического искусства [2].
Во второй половине XIX века демократические тенденции в творчестве многих мастеров выражались в передаче слияния личного начала с их общественной позицией. Идейная и художественная жизнь 50 - 60-х годов XIX века формировалась под воздействием эстетических концепций А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Их призыв к правдивому отражению окружающей действительности нашел своих верных последователей в разночинной среде художников-демократов. Именно они вызвали к жизни одно из самых ярких явлений в русской культуре - Товарищество передвижных художественных выставок. В творчестве И. Е. Репина портреты мастеров изобразительного искусства органично входят в его огромное портретное наследие. Живописец вторгается во внутренний мир своих моделей, выявляя индивидуальные особенности образных характеристик. Здесь невольно напрашивается сравнение с работами Крамского. Преследуя одни и те же задачи, оба художника все же шли каждый собственным путем. Хотя в количественном отношении репинская галерея и уступает, но в ней налицо неисчерпаемая фантазия в разработке композиций, живописная свобода, большее разнообразие психологических характеристик. Обращаясь к работе над портретами художников, Репин стремился воплотить всю сложность и неординарность творческой личности [2].
В конце XIX – начале ХХ вв. создаются новые художественные объединения, в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение «Мир Искусства». Эстетическое любование стариной, внимание к красоте Петербурга характеризуют это объединение. В него входили художники Н.Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, В. А. Серов. Крупнейший русский художник В.А. Серов учился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова. В одном из последних гениальных творений Серова «Портрет княгини Орловой» (1911) остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором аксессуаров рождается холодноватый, но экспрессивный образ «светской львицы» [1].
На рубеже 1890-1900 годов художник обращается к прошлому русской истории. Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой, маслом.
Систему духовной жизни, которая сформировалась и дала необыкновенно богатые плоды в конце XIX – начале XX вв., часто обозначают романтическим термином «Серебряный век». Большинство исследователей относят к Серебряному веку период в 20-25 лет на рубеже ХIХ-ХХ вв. и начинают его с рядовых, на первый взгляд, культурных событий начала 90-х гг. В 1894 г. вышел первый «брюсовский» сборник поэтов-символистов; увидела сцену опера М.П. Мусоргского «Хованщина»; начал свой творческий путь композитор-новатор А.Н. Скрябин. В 1898 г. в Петербурге было основано принципиально новое творческое объединение «Мир искусства», в Париже начались «русские сезоны» С.П. Дягилева. Расцвет культуры Серебряного века приходится на 10-е годы XX века, а его конец часто связывают с политическими и общественными катаклизмами 1917 – 1920 гг.
Рубеж XIX – XX столетий – переломная эпоха для России. Экономические подъёмы и кризисы, проигранная русско-японская война 1904 – 1905 гг. и революция 1905 – 1907 гг., Первая мировая война 1914 – 1918 гг. и как следствие революции в феврале и октябре 1917г., свергшие монархию и власть буржуазии... Но, в то же время наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет. Реалистические традиции передвижников в живописи, их повествовательность и, в определённом смысле, назидательный тон уходили в прошлое [9].
Тенденции культуры рубежа веков часто обозначают словом «декаданс». Его пессимизм это не столько отрицание прежнего культурного опыта, сколько поиск способов перехода к новому циклу. К концу XIX века следовало освободиться от исчерпавшего себя наследия уходящего века. Отсюда впечатление о деструктивном, разрушительном характере русского декадентства. Отрицая старое, он открыл дорогу поиску нового. Но это духовная сторона проблемы. Что происходило в материальном мире?
В конце XIX в. человек впервые ощутил пугающую силу науки и власть техники. В повседневную жизнь вошли телефон и швейная машинка, стальное перо и чернила, спички и керосин, электрическое освещение и двигатель внутреннего сгорания, паровоз, радио... Но наряду с этим были изобретены динамит, пулемет, дирижабль, аэроплан, отравляющие газы. Такое могущество техники наступающего XX в. делало отдельную человеческую жизнь слишком уязвимой и хрупкой. Ответной реакцией стало особое внимание культуры к индивидуальной человеческой душе. Так же близился первый натиск народной бури. Центр мирового революционного движения переместился в Россию. Усиление освободительного движения отразилось на всех областях общественной жизни. Дальнейшее развитие получила и русская демократическая культура, вдохновленная благородными освободительными и патриотическими идеями [11].
1.2. Роль и особенности женского образа в русском искусстве
Первая половина XIX века – яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства [2].
Информация о работе Женский образ в произведениях русских художников XIX-XX вв