Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя (Тарас Бульба)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства.
Важнейшим элементом художественного издания является иллюстрация, представляющая собой определенное сюжетное и композиционное решение.

Содержание

Введение ………………..………………………………….………...................3
ГЛАВА 1: Понятие, признаки, история книжной иллюстрации.
1.1. История искусства книжной иллюстрации ……………………………….6
1.2. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства ………...…..11
1.3. Виды иллюстраций……………………………………………………......12
ГЛАВА 2: Ход работы.
2.1. Работа с аналогами (сбор материала)……………………………….……17
2.2.Поиск замысла, эскизирование …………………………………………...18
2.3. Техника и материалы исполнения ………………………………………..19
2.4. Поэтапность выполнения работы………………………………………....20
Заключение……...………………………………………………………..…….22
Список литературы………………………………………………………….. .24

Вложенные файлы: 1 файл

холодок.docx

— 378.83 Кб (Скачать файл)

Что же делает иллюстрацию художественной, по каким  признакам мы вправе отнести ее к  высокому искусству? Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно  легко различить в них три  основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте, иногда рассказ о связях отвлеченных  форм и цветов, как в абстрактной  живописи. Так или иначе, но в произведениях  изобразительного искусства этот рассказ  всегда присутствует.

Но для  изображения предметов художнику  нужны такие средства, как линия, определяющая границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и  положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь  всех этих сторон - рассказа, изображения  и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они  удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный  жанр изобразительного искусства благодаря  одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным  выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем  рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей  идее, которая побудила автора написать книгу.

Литературные  произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В  искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Среди этих литературных шедевров следует выделить Библию, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными - фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

Книжная иллюстрация - это жанр графического искусства.

Естественно, что книга своими размерами и  своим устройством, структурой не может  не влиять на особенности иллюстрации. Размеры страницы ограничивают размеры  иллюстраций, их непосредственное соседство  со шрифтом обязывает художника  найти гармоническое решение  книжного разворота. Техника печати также принуждает художника согласовать  средства изображения со способом печати, который предназначен в данном издании.

Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени  ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых  выпускается книга. Рукописная и  малотиражная книга украшалась и  иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга  конца XIX века нередко оказывается  в руках иллюстраторов-ремесленников.

Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, нравится она или не нравится. Такие  оценки могут объясняться недостаточным  знакомством с художественными  произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Неудовольствие может  быть вызвано встречей с непривычным, неожиданным способом изображения, хотя этот способ диктуется самим  литературным произведением.

 

 

 

 

1.2. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства

 

Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени  ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых  выпускается книга. Рукописная и  малотиражная книга украшалась и  иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга  конца XIX века нередко оказывается  в руках иллюстраторов-ремесленников.

Общая культура и эстетическое воспитание  обязательны  и необходимы для  верного понимания  художественной иллюстрации.

В книжной  иллюстрации - три основных свойства.

1) Они содержат  какой-то рассказ, иногда сложный,  например, об историческом событии,  иногда простой, как бывает  в натюрморте, иногда рассказ  о связях отвлеченных форм  и цветов, как в абстрактной  живописи. Так или иначе, но  в произведениях изобразительного  искусства этот рассказ всегда  присутствует.

2) Для изображения  предметов художнику нужны такие  средства, как линия, определяющая  границу формы предмета, пятно,  светлое или тёмное, передающее  светотень, от которой форма  и положение предметов становятся  более конкретными, цвет, сообщающий  предметам большую жизненность. 

В великих  произведениях изобразительного искусства  мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь всех этих сторон - рассказа, изображения и  узорной, декоративной стороны.

Произведения  изобразительного искусства высоко оцениваются тогда - когда они  удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.

3) Иллюстрация  может быть выделена как самостоятельный  жанр изобразительного искусства  благодаря одному обязательному  признаку.

Ее рассказ  определяется не свободным выбором  художника, а литературным произведением. Ее назначение - “осветить”, “сделать наглядным” то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

Литературные  произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников.

В искусстве  прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры , в которых  художники выражали их содержание, были самыми разнообразными - фреска, станковая  живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п.

И конечно, особенное  место принадлежит книге.

 

 

 

1.3. Виды иллюстраций  

 

      Двухмерность книжной полосы, ее формат, способ верстки, качество печатной бумаги и т.д – все это специфика любой книги, с которой Книжной иллюстрации приходится считаться. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.

В узком, строгом  смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и  участвующие в ее восприятии в  процессе чтения. Иллюстрации к литературному  произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой  сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

 

Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким  образом, или поясняют текст путем  демонстрации соответствующего зрительного  образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.

Как известно, одним и тем же словом «иллюстрация»  называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.

Соответственно  целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации  могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.

В зависимости  от размера и расположения в книге  бывают следующие виды иллюстраций:

 

1 Заставка

2 Фронтиспис 

3 Иллюстрация на обложке или  переплете

4 полосная иллюстрация (во всю страницу)

5 разворотная (на двух страницах)

6 полуполосная

7 оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом)

8 рисунки на полях

 

Рассмотрим  подробнее эти виды иллюстраций:

Заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Заставки  могут изображать сцену, описанную  в начале главы; говорить о главной  теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который  должен вызвать у читателя соответствующее  настроение. Заставки могут быть также  предметно-декоративными или символическими.

Заставка  как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному  восприятию литературного произведения или главы книги.

Фронтиспис располагаются перед титульным листом, является иллюстрацией ко всему литературному произведению, поэтому передает его общий характер. Фронтиспис может синтетически обобщать главные темы книги, раскрывать наиболее яркую идею автора, представлять собой портрет главного героя или портрет писателя

 

Иллюстрации на обложке или переплете отражают самое главное и существенное в литературном произведении. Изображение на обложке может относиться к определенному важнейшему моменту текста или отражать в целом характер произведения. Чаще встречаются обложки второго типа. Важно, чтобы рисунок на обложке не был просто иллюстрацией к названию, так как не всегда заглавие книги характеризует ее идейное содержание.

   

Полосные, полуполосные иллюстрации, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые — изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации во многом определяют архитектонику  книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование  и равномерную насыщенность ими  всего текста.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки  и концовки должны быть выполнены  в одном стиле, так как они  взаимосвязаны и часто находятся  рядом на книжном развороте.

Характер  иллюстрационной системы каждого  художника-иллюстратора можно оценивать  с позиций того, как он передает в иллюстрации две основные категории  всякого действия — пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка  художнику следует обращать внимание на то, как он ведет линию и  кладет пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму,— линию и  пластику или свет и цвет, как  строит пространственные планы, как  распределяет черное и белое, какое  значение придает силуэту, какими композиционными  принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто все это упрощенно называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.

Можно выделить иллюстрации по характеру их связи  с литературным текстом.

     Повествовательные иллюстрации - точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации предметно-познавательные или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, дающие характеристику героев через их взаимоотношения, поступки, жесты, мимику и т. п.

    Метафорические иллюстрации - обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Они призваны определенно настроить читателя. Это иллюстрации не всегда непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:

а) настроения или состояния - их воздействие эмоциональное, подобное музыке; такие иллюстрации  часто выполняют к стихотворениям;

б) аллегорические - к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;

в) синтетические - иллюстрации, представляющие собой  соединение разновременных и разнопространственных  моментов одной композиции и др.

     Все виды иллюстраций в пределах  одного типа могут совмещаться  и переплетаться, это только  способствует более полному раскрытию  литературного содержания, повышает  его художественно-образную выразительность.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2: Ход работы.

 

2.1. Работа с аналогами (сбор  материала)

 

Целью данной курсовой работы являются иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». В ходе работы я оброатил внимание на творчество других художников-иллюстраторов. Прекрасными иллюстраторами были известные художники как например Юрий Алексеевич Васнецов (см. прил. 1). Юрий Алексеевич рассказывал о родном городе, а всем казалось, что оживают его рисунки. Любовь к народному творчеству сохранилась у Васнецова на всю жизнь. Сказки, которые он слышал в детстве, впечатления детских лет всегда жили в его сердце и воплощались в фантастических сказочных образах в его рисунках. Иван Яковлевич Билибин (см. прил. 2), который был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям. Изучив работы вышеперечисленных иллюстраторов, меня заинтересовали работы художников, которые уже непосредственно иллюстрировали выбранную мною повесть. К примеру Остап в исполнении Е. Кибрика (см. прил. 3), или Тарас и его сыновья в степи А. П. Бубнова (см. прил. 4). По их примеру, стараясь следовать общепринятым правилам работы над иллюстрацией литературного произведения, работа проходила следующим образом.

Информация о работе Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя (Тарас Бульба)