Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 19:19, курсовая работа
В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, образное видение мира, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы. Более 500 лет прошло с той поры, как Византийская империя - в прошлом могущественное средневековое государство - ушла с исторической арены. Но след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее материальной и духовной культуры.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………..3-4
Искусство Византии в ранний период. (IV-VI в.в.)……………………4-16
Комнинское возрождение………………………………………………16-47
Воздействие Византийского искусства на художественное творчество других стран и народов. (X-XIIв.в.)
Латинское завоевание Византии………………………………………47-53
Искусство Никейской империи, Латинской империи, Эпирского царства, Трапезунда. (XIII в.)
Глава V. Поздняя Византия. (XIV-XV в.в.)…………………………..53-58
Заключение………………………………………………………………….59-67
Список используемой литературы………………………………………...67
Не меньшей известностью пользуются две короны венгерских королей, подаренные им византийскими императорами. Первая из них - подарок императора Константина IX Мономаха венгерскому королю Андрею I (1047— 1061). Корона состоит из семи золотых с перегородчатой эмалью створок, на них изображен Константин IX Мономах, стоящий между своей супругой Зоей и ее сестрой Феодорой. Форма короны совпадает с изображением корон на головах императриц Зои и Ирины на мозаиках в Константинопольской' Софии. Фигуры танцовщиц и орнамент из стилизованных птиц и растений, расположенные по сторонам византийских правителей, свидетельствуют об устойчивом влиянии арабского искусства на византийское художественное творчество XI - XII вв. Другая корона создавалась в несколько приемов. Первоначально это была диадема с изображением императора Михаила II Дуки (1071-1078)-дар жене венгерского короля Гейзы - византийской принцессе Синадене. Во второй половине XII в. при венгерском короле Беле III диадема была переделана в корону со сферическим верхом. На византийских золотых эмалевых пластинах запечатлены Христос Пантократор, император Михаил II Дука, его сын Константин и венгерский король Гейза I (1074—1077). Обе короны символизируют важную политическую доктрину - византийский император предстает здесь как сюзерен венгерских королей. Выдающимся произведением ювелирного и эмальерного искусства является оклад иконы Хухульской Богоматери, хранящийся в музее грузинского искусства в Тбилиси. На этом триптихе, украшенном византийскими эмалями, особое место занимают портреты императора Михаила II Дуки и его жены Марии Аланской - грузинской царевны. Византийские эмали получили распространение в Южной Италии, Франции, в Киевской Руси и других странах средневекового мира.
Видное место в прикладном искусстве
Византии занимали изделия из резной
кости, дерева и камня. В этих произведениях
долгое время сохранялись
В византийском обществе имели большое распространение предметы глиптики - резьбы по твердым драгоценным и полудрагоценным камням. Геммы и камеи, ожерелья из них, драгоценные панагии и церковная утварь со вставленными великолепными геммами составляли гордость византийских мастеров. Они отличались искусной отделкой, тщательной полировкой, редкостными сочетаниями самоцветов, игрой света; высокий округлый рельеф сочетался с графической прорисовкой лиц и одежд. Византийская глиптика очень высоко ценилась во всех странах, ее изделия развозились по всему миру, Сейчас они хранятся во многих музеях Европы и Америки. И в косторезном, и камнерезном деле, разумеется, создавались поделки для широких народных масс; стеатитовые иконки, амулеты, броши, которым иногда приписывали магическое значение.
Народные течения в прикладном
искусстве Византии в наибольшей
степени проявлялись в
Византия прочно сохраняла традиции производства стекла, унаследованные от позднеантичной эпохи. Из стекла изготовляли лампы, лампады, чаши, рюмки, кувшины, ритоны, потиры. В изобилии производились стеклянные украшения, бусы и браслеты разных цветов и форм, перстни и подвески. Преобладала эстетика чистых форм с применением красочной цветовой гаммы. Лишь роскошная посуда аристократии украшалась сложным декором в технике глубокой резьбы. Любимыми цветами для этой посуды был насыщенный синий в сочетании с золотом, фиолетовый и светло-пурпурный, украшенный тонким узором, яркий изумрудный в сочетании с серебром. Византийское стекло распространялось по всей Европе. Изделия византийских стеклоделов встречались на Руси, в Болгарии, Польше, Прибалтике, Венгрии, в Крыму, на Кавказе и в других странах и регионах средневекового мира.
В Византийской империи традиционным было изготовление дорогих - златотканых с узорами, парчевых, шелковых и шерстяных - тканей, Константинополь по-прежнему славился производством драгоценных тканей для одежд императора и придворных, облачений высшего духовенства, для декоративного убранства дворцов и храмов. Красочными тканями украшали главные улицы столицы во время праздничных процессий. Многоцветные ткани отличались гармоничным подбором цветов - на темно-зеленом фоне вышивался или ткался желтый орнамент, па пурпурном поле применялся рисунок желто-белого или сине-черного тонов. Огромной известностью пользовались тяжелые шелка, затканные изображениями геральдических зверей и птиц, изображениями святых в овальных клеймах, орнаментальными узорами, символом креста. Орнаментальное искусство Востока (Ирана, Индии, Китая) оказало на художественное оформление тканей большое влияние. Вместе с тем восточные мотивы обязательно соединялись с христианскими символами. Шелк, окрашенный в пурпур, как известно, был привилегией императора и высших чинов знати. Шедевры византийского златотканого искусства были лучшими дарами иноземным правителям, вывозились во многие страны. Существовала государственная монополия на производство драгоценных тканей, их изготовлением занимались также привилегированные цехи. В XI-XII вв., кроме Константинополя, крупными центрами шелкоткачества становятся Коринф, Спарта, Фессалоника.
Прикладное искусство Византии,
подарившее миру столько прекрасных
шедевров, отражало вкусы, эстетические
представления и интересы различных
социальных слоев византийского
общества. В своей основе оно было
более тесно связано с народной
культурой, зачастую питалось образами
и представлениями, порожденными социальной
психологией широких кругов населения
империи. Вместе с тем оно одновременно
подчинялось общим
Итак, в X—XII вв. в искусстве Византии
сложилась классически стройная
художественная система, устойчивый иконографический
канон спиритуалистических
XI-XII века -период особенно интенсивного воздействия византийского искусства на художественное творчество других стран и народов. Влияние византийского искусства прослеживается в Италии и на о-ве Сицилия, в Болгарии, Сербии, на Руси, на Кавказе и ряде других областей. Разумеется, византийское искусство в этих регионах само испытывает воздействие местных художественных школ. Подробное рассмотрение этих связей, разумеется, дело специалистов, здесь мы упомянем лишь некоторые, наиболее выдающиеся памятники, где с особой силой проявляется воздействие высокого искусства Константинополя, Фессалоники или Афона.
В XI-XII вв. византийское искусство широко
проникает в Италию. Интенсивные
экономические, политические и культурные
связи Византии и Италии открывают
дорогу этим контактам в сфере
художественного творчества. Но необходимо
отметить, что именно в Италии влияние
на византийских мастеров местного итальянского
искусства, локальных традиций оказалось
особенно заметным. Оно способствовало
росту реалистических тенденций, постепенному
смягчению абстрактных
Самым выдающимся памятником византийской архитектуры и живописи на Сицилии является собор в Чефалу (XII в.). Он находится в небольшом древнем городке, расположенном в необыкновенно живописной местности - на берегу моря, у подножия гигантской скалистой горы, имеющей форму головы. В городе сохранились памятники античного и средневекового времени. Среди средневековых построек выделяются кафедральный собор в норманнском стиле и квадратной формы монастырь, напоминающий крепость. Большую известность собору в Чефалу принесли мозаики интерьера - произведение поистине высокого искусства, имеющего мало равных в средневековом мире. Это прежде всего мозаики апсиды - творение греческих мастеров в классическом византийском стиле эпохи расцвета. Над мозаичным ансамблем господствует огромная фигура Пантократора, расположенная не в куполе, а в конце апсиды. Пантократор предстает могучим, всевидящим и мудрым властелином мара. Его лицо необычайной красоты задумчиво, немного печально, он познал всю глубину страданий людей и широким жестом рук благословляет и как бы обнимает все человечество. Ниже мощной фигуры Пантократора в апсиде расположена Богоматерь в позе Оранты (Молящейся) со сферой в руках, в окружении четырех ангелов, а еще ниже - два ряда мозаик с изображениями апостолов. Мозаики собора в Чефалу - великолепный образец благородной красоты и кристальной ясности неоклассического искусства Византии в эпоху его подъема. Восходящая к эллинистическим традициям правильность пропорций и точность рисунка, свободные движения фигур, изящные драпировки одежд, тончайшая прорисовка одухотворенных лиц, теплая колористическая гамма с преобладанием светло-коричневых, желтых, оливковых и синих тонов в сочетании с золотым фоном - все вместе создает чарующее впечатление и ставит этот грандиозный мозаический ансамбль в один ряд с лучшими творениями византийских мастеров столичной школы.
Большой известностью пользуются прекрасные
памятники XI-XII вв. Палермо и Монреале,
которые носят черты
Многогранный и плодотворный синтез трех культур с особой силой проявляется во дворце норманнских королей. Это монументальное здание, неоднократно перестраивавшееся, включает такие прекрасные по внутреннему декору памятники, как зал Рожера II и жемчужина дворца - Палатинская капелла. Среди многих роскошных палат дворца зал Рожера II поражает своей элегантностью и гармоничной красотой. Все его стены украшены византийскими мозаиками, подлинными шедеврами светского искусства Византии. Если вспомнить, что памятников светской живописи Византии сохранилось очень мало, то мозаики зала Рожера II приобретают осот бую ценность. Мозаики, законченные около 1170 г., украшали верхнюю часть стен и потолок зала, низ стен декорирован великолепным светлым мрамором, отделан тонкими, изящными колоннами византийского стиля. Зал предназначался для интимных придворных приемов короля, и мозаики должны были воспроизводить сцены охоты и отдыха в некоем воображаемом парке наподобие парадиза. Эти мозаики показывают тесные связи византийского светского искусства Сицилии с культурой исламского Востока. В фантастическом парке-парадизе изображены стилизованные деревья, возле которых в строго геральдических позах стоят львы, кентавры, гепарды, павлины. Все они символизируют определенные достоинства и добродетели - мужество, храбрость, верность и другие рыцарственные качества, особенно ценившиеся в среде аристократии XII в. Мирные олени и лани соседствуют с красивыми белыми птицами - лебедями, цаплями, гусями.
Информация о работе Искусство Византии и его историческое значение