Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 19:19, курсовая работа
В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, образное видение мира, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы. Более 500 лет прошло с той поры, как Византийская империя - в прошлом могущественное средневековое государство - ушла с исторической арены. Но след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее материальной и духовной культуры.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………..3-4
Искусство Византии в ранний период. (IV-VI в.в.)……………………4-16
Комнинское возрождение………………………………………………16-47
Воздействие Византийского искусства на художественное творчество других стран и народов. (X-XIIв.в.)
Латинское завоевание Византии………………………………………47-53
Искусство Никейской империи, Латинской империи, Эпирского царства, Трапезунда. (XIII в.)
Глава V. Поздняя Византия. (XIV-XV в.в.)…………………………..53-58
Заключение………………………………………………………………….59-67
Список используемой литературы………………………………………...67
Поздневизантийское искусство в целом остается далеким от реализма, оно сохраняет верность спиритуалистическим традициям, человеческие фигуры, оставаясь в ретроспективе, так и не обретают объема и телесности, красочные плоскости так и не сменяются светотеневой моделировкой, а фантастические декорации фона не вытесняются интерьером. Более того, как известно, в последние десятилетия существования Византийской империи в искусстве, как и во всей идеологической жизни, вновь полностью побеждают реакционно-мистические начала, в живописи сухость, линейная графичность берет верх над сочностью и красочностью некоторых лучших творений палеологовского Ренессанса, динамичная экспрессивность вновь сменяется неподвижностью. Блестящий взлет палеологовского Возрождения оказался кратковременным, и расцветший на почве Мистры и в Ках-рие-Джами хрупкий цветок предренессансного искусства быстро увял под холодным дыханием аскетических идей исихазма и канонизированного эстетства господствующей церкви. Византийское искусство накануне гибели империи как бы окончательно застыло в угасающем величии. Сковывающее воздействие традиционализма мешало саморазвитию византийского художественного творчества и, может быть, послужило одной из причин, не давших искусству Византии подняться до вершин западноевропейского Ренессанса. Искусство Византии как бы остановилось на пороге, так и не перейдя заветной черты, отделявшей средневековое спиритуалистическое художественное творчество от полнокровного, чувственного реалистического искусства Возрождения.
Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья Византийская культура - это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности. Для их вычленения важным ориентиром могут служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро - греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами.
При этом происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Так, в ранние периоды вплоть до второй половины XI в. в культуре Византийского государства, как и в его общественной жизни, доминировали восточные влияния, а начиная с правления династии Комнинов в связи с развитием интенсивных экономических и политических связей с Западом новые импульсы получило воздействие западноевропейской культуры. Культурные контакты Византии с Западной Европой, особенно с Италией, достигли своей кульминации в XIII-XV вв. Зарождение и в Византии, и в Италии предренессансных течений в культуре, постоянное ознакомление с их достижениями способствовали взаимному обогащению культур и ускорили развитие гуманизма как общеевропейского явления.
Поэтому первой типологической особенностью византийской культуры является синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества. Однако в этом синтезе всегда сохранялась греко-римская основа. Античные традиции никогда не исчезали в Византии, и хотя бывали периоды их временного затухания, всякий раз они воскресали с новой силой. Средневековая христианская Византия как бы хочет, но не может сбросить с себя одежды античной культуры и все вновь и вновь обращается к этому источнику. Поэтому вторым важным типологическим отличием византийской культуры является, на наш взгляд, сохранение в Византии в значительных масштабах культурного наследия античности. Объективной исторической закономерностью, породившей эту типологическую особенность Византии, были, разумеется, основные тенденции общественного и политического развития империи. Для византийской культуры проблема культурного наследия, в частности наследия античности, как известно, играла первостепенную роль. Сила традиций, стереотипов в византийской культуре и искусстве была очень велика. Однако не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать масштабы сохранения античного наследия в Византии. Степень устойчивости элементов античности в различных сферах культурной жизни была далеко не одинаковой. И почти всюду рождались новые идеи, складывались новые философско-богословские, политические, этические и эстетические воззрения. Не континуитет, а постоянная идейная борьба старого с новым - вот доминанта как общественной, так и культурной жизни Византии. Вместе с тем не следует забывать, что традиции античной цивилизации послужили основой развития в Византии гуманистических идей, а переданные на Запад, они во многом оплодотворили европейскую культуру эпохи Ренессанса.
Некоторые другие особенности византийской культуры были порождены существенными различиями между восточной православной и западной католической церквами. Различия эти сказывались в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов христианского Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.
Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской.
В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Необычайный расцвет Константинополя - этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, с византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой - черпавшая могучие импульсы из народной культуры.
Византийская цивилизация
Византийское влияние
В период интенсивного развития феодализма
происходит серьезная перестройка
социально-экономической
Всеобъемлющая государственная регламентация городского ремесла и торговли, столь характерная именно для средневековой Византии, имела свои позитивные и негативные стороны. Покровительство торгово-ремеслен-ным корпорациям со стороны государства стимулировало временный расцвет городского ремесла. Государственная поддержка обеспечивала торговую монополию и защиту ремесленных корпораций от конкуренции внецехового ремесла, обилие заказов императорского двора, армии, константинопольской знати, безопасность на дорогах и в городах империи. Вместе с тем она связывала инициативу ремесленников в отношении введения технических новшеств. Формы и методы государственной регламентации и внутренняя организация корпораций зафиксированы в «Книге Эпарха».
В X—XI вв. продолжалось поступательпое развитие экономики византийских городов. Изобретение греческого огня — зажигательной смеси, дающей негасимое водой пламя, и косого паруса обеспечивало морские успехи империи, а расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук, особенно математики, астрономии и медицины, помогали Византии обогнать в своем развитии многие государства Востока и Запада. Византийское мореходство и торговля, несмотря на конкуренцию арабов и норманнов, все еще продолжали играть главенствующую роль в бассейне Средиземноморья, а византийская золотая монета (номисма или со-лид) высоко котировалась на всех рынках от Евфрата до Гибралтара. Организация византийской морской торговли, морские законы и техника мореплавания византийцев служили объектом заимствования и подражания в странах Юго-Восточной и Западной Европы.
Огромную роль в общественной жизни Византии и в эту эпоху продолжал играть Константинополь. Этот город всегда являл собой картину поразительных социальных контрастов. Город изнеженной праздности и неутомимого труда, средоточие неограниченной власти и арена социальных битв, резиденция императоров, вельмож, бюрократии и пристанище пестрой городской толпы, центр православия и очаг античной культуры, Константинополь вплоть до XII в. не терял и своего экономического могущества, оставался центром производства предметов роскоши, средоточием транзитной торговли между Азией и Европой, поистине «золотым мостом», по выражению Маркса, между Востоком и Западом. Такое гипертрофированное развитие столицы имело позитивные и негативные последствия для экономики империи. С одной стороны, оно стимулировало развитие ремесла и торговли в столице и ее пригородах, с другой — подавляло внутренний экономический рост провинциальных городских центров византийской державы. Между Константинополем и провинциальными городами никогда не утихало острое экономическое соперничество.
Новый подъем византийских городов, начавшийся в X в., достиг апогея в XI—Х1Т вв., причем охватил не только столицу — Константинополь, но и некоторые провинциальные городские центры4. Во многих городах Византии в это-, время наблюдается качественное улучшение техники ремесленного производства в таких отраслях, как кораблестроение, металлообработка, изготовление тканей, изделий из кожи, керамика. Важным следствием экономического подъема провинциальных городов явилось упрочение внутреннего рынка в отдельных регионах империи. Центрами обмена становятся оживленные, изобилующие разнообразными товарами ярмарки, такие, как красочно описанная в анонимном диалоге XII в. «Тимарион» ярмарка в Фессалонике, ярмарки в Трапезунде и в других городах. Растет не только городское, но и поместное ремесло, происходит постепенное втягивание деревни в рыночные связи. На ярмарку в Фессалонику съезжались купцы пз Беотпи и Пелопоннеса. Италии и Финикии. Египта и Испании.
Во внешней торговле Византии в эту эпоху происходят существенные изменения. Несмотря на возросшую конкуренцию итальянских купцов и ремесленников, торговая активность Византии еще не спадает, хотя меняются характер и направление внешней торговли империи. В связи с расцветом провинциальных городов иноземные купцы стекаются не только в Константинополь, как было раньше, но п в крупные порты империи, такие, как Фессалонпка. Смирна, Трапезунд. Оживляется торговля с Причерноморьем, Крымом (Херсонесом). Возвышение провинциальных центров в эту эпоху находит яркое воплощение в подъеме каменного зодчества. В европейской части империи Фессалоника, Афины, Коринф, в азиатской — Никея, Смирна, Эфес, Трапезунд интенсивно застраиваются храмами, дворцами знати, домами богатых' горожан. Этп города становятся важными центрами образования, культуры и искусства. Рост провинциальных городов повлек за собой усиление политической активности городского населения, появление городских советов, собраний граждан, вооруженных дружин городов. Но эти пока еще робкие ростки городской самостоятельности подавлялись центральной властью и местными феодалами.
Информация о работе Искусство Византии и его историческое значение