Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:40, реферат
Особая культурно-географическая область—Мезоамерика — представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. Н
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ханты- Мансийский институт дизайна и прикладных искусств (филиал)
УралГАХА
Кафедра
Дизайн
Реферат
По культуре и искусству
Тема «Искусство и культура древней Америки»
Студент Надыршина Юлия Владимировна
I курс
Направления подготовки
«Дизайн»
группа 7Д
Руководитель Устенко Любовь Николаевна
Ханты – Мансийск 2008
Содержание
Известно, что древние цивилизации обладали знаниями, недоступными ныне современному человеку. Интерес представляет религия и мифология древних цивилизаций. В частности их представление о мироздании и поклонению различным богам, жертвоприношения и целый культ фетишизма, тотемизма, анимизма и магии. Кроме того письменность так же представляет интерес в изучении культуры и искусства древний цивилизаций майя, ацтеков, инков. Причем под письменностью подразумевается не просто написание отдельно взятых слов и предложений, а целые правила по составлению этих же предложений и даже стихотворений, эпосов, сказаний. Если бы письменность не была бы так хорошо развита, разве получили бы развитие устное народное творчество и литература? У некоторых народов уже существовала начинающаяся канонизация жанров и их специализация для различных общественных групп. У мезоамериканских народов имелась разработанная жанровая система. Существовали мифологический и исторический эпос, поэтические произведения на темы военной доблести, философская и любовная лирика. Так же были известны состязания поэтов, создавались антологии; значительное развитие получила драма.
Наиболее полно дает представление о культуре того или иного народа также архитектура. У древних майя, ацтеков, сапотеков, инков, толтеков и других имелись свои способы возведения в жизнь тех или иных храмов, святилищ с помощью какого-либо материала (сырцового кирпича или адобы, различные виды камня: мегалиты, тесаные квадры). В основном архитектура развивалась в связи с экономическими, социальными и религиозными причинами.
Исходя из этого тема является актуальной.
Целью данной работы является изучение культуры и искусства древних цивилизаций Америки.
И таким образом, автор ставит пред собой следующие задачи:
Работа была написана благодаря следующим источникам:
Культура Латинской Америки. Энциклопедия. - «Российская политическая энциклопедия» (РОСС ПЭН), 2000.-744.,илл. Здесь был взят основной материал по культуре и искусству Латинской Америки. Книга Демина Л.М «Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний»: Учебное пособие.- М.: издательство РУДН, 1999.-176 с. ; Березкин Ю.Е. «Инки. Исторический опыт империи.» М., 1991. помогла автору разобраться во влиянии культур одних народов на другие и как это отобразилось в искусстве. Глава религия и мифология в данной работе наиболее полно отображена в Энциклопедии для детей. Т. 6, ч 1. Религии мира.- 2-е издание исп. и доп.- м.: Аванта +, 1996-720 с.: илл.; Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1994. Т.1. Весь материал, посвященный культуре майя , частично был взят из книг Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.;. Так же материал по искусству был взят из книг Вермана К «История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов доколумбовской эпохи. т. 1)2 – м: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 944., илл.; Керрам К. «Боги, гробницы, ученые». М., 1994.; Кинжалов Р.В. Искусство Древней Америки. М., 1962. Помимо всего этого, что бы работа была последовательной и логичной, автор воспользовался материалом из книг Галич М. « История доколумбовых цивилизаций». М., 1989.; Яковец Ю.Я История цивилизаций. М: «Владос», 1997.
Мифология народов Америки представляет собой совокупность средств творческого осмысления действительности, созданных индейскими этносами, находившимися на различных этапах первобытнообщинного строя. С появлением на континенте государственности и цивилизации мифология, будучи основной формой доклассовой идеологии, претерпела определенную трансформацию своего содержания, форм и социальных функций. Однако, хотя в эпоху классообразования появляются новые идеологические явления, последние основывались в большинстве случаев на концепциях и нормах мифологии, продолжавшей сохранять высокую общественную значимость.
Большая часть мифов доколумбовой Америки существовала в устной форме. В то же время у майя, ацтеков, инков (возможно у ряда других мезоамериканских и андских народов) некоторые мифологические сюжеты были зафиксированы средствами иероглифики , пиктографии других знаковых систем. Многие индейские мифы связаны с религиозными представлениями и являются их непосредственным выражением.
Условно древние индейские мифы можно разделить на пять групп. К первой относятся так называемые этиологические мифы, объясняющие происхождение и устройство мира, явления природы, происхождение человека, а так же предания и пророчества эсхатологического характера (о целях и судьбах космоса и его конечной гибели). Во вторую группу входят этнологические мифы, объясняющие жизненно важную для древнеамериканских обществ систему кровнородственных и семейных связей. Третью группу составляют мифы о героях, в которых отражен процесс развития производительных сил родового американского общества, выражено стремление древнего человека к покорению враждебных ему стихийных сил, к овладению дарами природы и гармоничному взаимодействию с ней. Четвертая группа - мифы о богах. К пятой группе относятся мифы более позднего происхождения, в которых нашли отражение конкиста, события колониальной эпохи, война за независимость и столкновения институтов и традиций первобытного строя с современной буржуазной цивилизацией.
В этнологических мифах большое место занимают сюжеты, связанные с тотемистическими верованиями и представлениями. Непосредственно с детьми Солнца и Луны являются инки в древнем мифе, который позже, в эпоху расцвета Таунттинсуйу превратился в официальную догму. В мифе о происхождении мапуче племена, вошедшие в состав этого народа, предстают как потомки двух осиротевших во время потопа детей, воспитанных пумой и лисой. Змеи- люди были далекими прародителями чибча-муисков (Колумбия). Специфической особенностью этнологической мифологии индейцев является наличие большого числа мифов о старой и новой родине, в который отразился факт многочисленных миграций и соответствующих процессов этногенеза. Таково ацтекское предание об исходе ацтеков (теночков) из мифической родины Ацтлан: по указанию бога Уитлопочтли, ведомое своими пророками, они отправились в долгое странствие, что бы обрести новую родину в том месте , где увидят орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею; достигнув через несколько поколений мексиканской долины (Мехико), они увидели на одном из островов оз. Тескоко предсказанное знамение и основали здесь Теночтитлан, ставший столицей могущественного государства ацтеков.
Широко представлены мифы, в которых
отразились формы древних кровнородственны
Важное место в культуре индейцев также занимали мифы космогонического и космологического характера. В мифах индейцев Мезоамерики (майя, толтеков, ацтеков) преобладала идея о многократном сотворении мира и человечества. К космогоническим и космологическим мифам близко примыкают эсхатологические мифы и пророчества о конечной судьбе человечества, гибели миров, царств и народов. В разных районах Латинской Америки зафиксированы мифы о гибели человечества, предшествующего современному.
Мифы о героях существовали, очевидно, у всех народов и племен доколумбовой Америки, причем в качестве культурных героев очень часто фигурируют не одиночки, а братья- близнецы. В одних мифах они сокрушают силы зла, в других несут людям и трудовой опыт, в третьих сочетают в своей деятельности и то и другое. [7;4-7]
Одним из самых значительных разделов мифологии народов доколумбовой Америки являются сказания о богах, которые, в сочетании с интерпретацией ряда явлений, воспринимаемых как сверхъестественные, со временем составили религиозную мифологию. Ее формирование сопровождалось становлением традиционной ритуальной обрядности и моменту при культовых организаций. К моменту прихода европейцев на территории будущей Латинской Америки существовали самые различные формы религиозных воззрений.
Повсеместно были распространены древнейшие мифологические понятия, связанные с изначальными культами:
Анимистические представления базировались на восприятии предметов и явлений окружающего мира как идентичных человеку по мыслям, чувствам и поступкам.
С анимизмом индейцев органически переплетался тотемизм – вера в сверхъестественное родство родовых групп с различными животными, растениями, небесными телами, природными явлениями. В тотемизме также отображались кровнородственные связи внутри индейской общины. Как пережиток тотемизма в Тауантисуйю сохранилось почитание пумы, кондора, ястреба, рыб, обезьяны, маиса, картофеля. У мапуче в качестве тотемов- предков зафиксированы солнце, небо, снег, вода, золото, кондор. Тотемные символы мапуче служили украшением жилища; тотемическое животное не могло быть убито и съедено во время освободительных войн против инков и испанцев отряды воинов - мапуче формировались в соответствии с принадлежностью к тому или иному тотему; принадлежность к тотемной группе служила основой экзогамии. Важную роль играл тотемизм в общественном бытии гуарани, араваков, карибов и других этнических групп.
Широкое распространение получили индейцев магические обряды - как индивидуальные (например, у кечуа обычай перед началом трапезы или утоления жажды часть пищи, напитка жертвовать Матери- Земле; заговаривание амулета у некоторых племен гуарани с целью привораживания; принесение камня в жертву горному духу при переходе через перевал у ряда андских народов), так и групповые (танцы или посты перед выходом на охоту и рыбную ловлю, молебствия о ниспослании дождя и другие). [8;234-235]
Усложнение общественных отношений, формирование племенной структуры вели к зарождению культа племенного бога. При образовании союза племен среди нескольких богов постепенно выделялся бог племени, занимавшего доминирующее положение в союзе. Этот процесс возвышения отдельных племенных богов усиливался с перерастанием союзов племен в государства.
Имели место и жертвоприношение. Правда, это зависело, прежде всего, от бога, которому поклонялись. Причины, по которым культы, составной частью которых было принесение человеческих жертв, были столь широко распространены у народов Мезоамерики, безусловно, следует искать в системе космогонических и мировоззренческих взглядов этих народов. Причем, по-видимому, речь должна идти о некоем надкультурном трансмифе, который благодаря тесным культурным, торговым и политическим связям в той или иной степени разделялся почти всеми цивилизованными народами Центральной Америки. Космогоническая система, вероятно, отображала в какой-то степени отдельные аспекты этого мифа в переработанном и измененном виде. Согласно представлениям, например, ацтеков, до современного времени существовало несколько следовавших одна за другой исторических эпох, которые прекратили свое существование в результате глобальных катастроф, каждый раз стиравших с лица Земли человечество. Это были четыре эпохи ("четыре солнца"), а время, в которое мы живем - пятая по счету. Каждая эпоха заканчивалась катаклизмом определенного типа. Так, например, четвертая эпоха погибла в результате всемирного наводнения, поэтому ее называли "солнцем воды". Такая же судьба, по представлениям ацтеков, ожидает и современную эпоху - она должна погибнуть в результате землетрясений. Ацтеки верили, что Земля и Солнце были сотворены богами в результате жертвоприношения. Однако, для того, чтобы мир пришел в движение - Солнце совершало свой путь по небосводу, Земля плодоносила, и мир не погрузился во тьму, необходимо было кормить дневное светило его пищей - "драгоценной влагой" т.е. человеческой кровью. Таким образом, жертвоприношение стало священной обязанностью человечества по отношению к Солнцу: без него жизнь в мире просто прекратилась бы, наступил конец света. Каждый раз, когда на вершине пирамиды совершалось жертвоприношение, уничтожение мира откладывалось на некоторое время. Великий бог-цивилизатор толтеков Кетцалькоатль с отвращением относился к человеческим жертвоприношениям, принимая в качестве даров только змей, птиц и бабочек. Однако он был изгнан из Тулы посредством черной магии темного бога Тескатлипоки, и, таким образом Толлан, а затем и Мехико-Теночтитлан были переданы под власть жаждущих человеческой крови богов. Что и говорить, древние цивилизации жили в чрезвычайно неустойчивом мире, который мог прекратить свое существование в любую минуту. К человеческим жертвоприношениям их побуждала ни жестокость, ни ненависть - это был способ продлить существование крайне нестабильного мира.[10;532-533]