Искусство и культура древней Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:40, реферат

Краткое описание

Особая культурно-географическая область—Мезоамерика — представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. Н

Вложенные файлы: 1 файл

Культура и искусство Древней Америки.Надыршина Ю.В.doc

— 2.38 Мб (Скачать файл)

Характерными  чертами "ольмекского стиля", по которым, собственно, и была идентифицирована одноименная культура, являются:

1.Изображение  особого типа человеческого существа (ягуара-ребенка).

2.Образ  ягуара (в виде стилизованных  масок) (Приложение №12)

3.Мотив  карлика с патологическими недостатками (Приложение №13).

4.Ритуальные  центры с определенной ориентацией  и планировкой.

5.Ритуальные  приношения и посвятительные  тайники, спрятанные в платформах зданий.

6.Зеркала  из полированного камня.

7.Колоссальные  каменные головы в шлемах (Приложение №14).

8.Стеллы  и алтари характерного типа.

 

Отличительной особенностью скульптуры олмеков является монументальность, нашедшая выражение в созданных ими гигантских (до 3 м высотой) головах правителей в шлемах, а также в фигурах сидящих, скрестив ноги, владык с регалиями власти в руках. Установкой покрытых рельефами тронных помостов (так называемых «алтарей») и стел (массивных монолитов, часто неправильной формы, или же вертикально поставленных столбов или плит) отмечались важные вехи в политической истории олмекских государств. Основными мотивами изображений на «алтарях» и стелах являлись:

 

  1. сакральная детерминированность власти правителя, утверждение его связи с богами;
  2. правитель как воин и завоеватель;
  3. правитель как руководитель цикла полевых работ, представитель земледельческих богов;
  4. изображения главных богов пантеона — богини Луны с ее свитой из шести карликов, богов дождя в облике ягуара

 

Широкое распространение в Мезоамерике  памятников олмекского искусства связано не только с территориальным распространением самих олмеков. На побережье Мексиканского залива впервые были применены интенсивные методы земледелия и выведены влаголюбивые высокоурожайные сорта маиса.

Традиции олмеков продолжают и развивают их соседи и прямые преемники майя. Многое, что сделано майя в области архитектуры и изобразительного искусства, является наивысшим достижением в пределах Америки; майяская пластика — одно из самых ярких проявлений мирового художественного гения. Полихромные росписи и раскрашенные по штуку рельефы покрывали наружные и внутренние стены и высокие кровельные гребни дворцов и зданий. На площадях, веред лестницами, ведущими к храмам и дворцам, устанавливались стелы и алтари — сплошь покрытые резьбой или же гладкие, покрытые штуком и расписанные красками растительного ж минерального происхождения. В домах горожан расписывалась передняя побеленная стена дома, выходящая на крытую веранду, на которой принимали гостей.

Высокого художественного совершенства достигли скульпторы майя в позднеклассический период (6—11 вв.). В это время скульптура, живопись и терракота становятся более динамичными, достигается пластическая мягкость и уверенность в лепке и моделировке форм, образы приобретают ярко индивидуальный характер, становятся предельно выразительными и драматичными. Вершиной искусства майя являются реалистические портреты — маска пожилого мужчины и голова юноши из Паленке, статуя мужчины со змеей на шее из Эцны. На монументальных памятниках Тикаля, Калакмуля, Сейбаля, Наран-хо, Яшчилана и других городов в этот период преобладают «династические» темы, отмечающие главные вехи в истории городов и правящих в них династий: на «юбилейных» стелах запечатлены победные, ритуальные сцены, сцены восшествия на трон, подтверждения власти владык от имени богов и т.п.

Отличительная черта культуры майя классического периода — тысячи расписных и резных сосудов, гладкая или гравированная поверхность которых покрывалась штуком, по которому наносились либо контурный рисунок, либо полихромная роспись. Сосуды создавались для поминального ритуала, использовались в особо торжественных церемониях, служили предметом роскоши; на них изображались выдающиеся события из жизни высшей знати майя и жрецов, памяти которых посвящалась роспись, мифологические сцены. Изображения на сосудах менее условны, чем на монументах, поскольку художники-миниатюристы не были скованы рамками жестких канонов; изображения на многих сосудах являются шедеврами мирового значения.

Четыре сохранившиеся иероглифические  рукописи майя 12 — 14 вв. дают представление о высоком мастерстве писцов и каллиграфов майя. Эти рукописи являлись жреческими справочниками, в соответствии с которыми жрецы руководили земледельческими работами и многочисленными ритуалами. Изображенные в рукописях боги действуют как представители различных сословных, половозрастных и профессиональных групп населения. В такой внушительной форме регламентировалась вся жизнь майя: каждая соответствующая группа должна была неукоснительно следовать в повседневных делах и занятиях своим богам-покровителям. .[

5.2 Южная Америка

 

Древнейшими образцами изобразительного искусства Южной Америки являются петроглифы, чаще всего изображения лам, найденные в пещерах (Пампаканча  и других) и вблизи стоянок охотников и собирателей (Лаурикоча и другие). Во 2-й половине 4-го тыс. до н.э. на Карибском побережье Колумбии появляется керамика, украшенная нарезными узорами и моделированными зоо- и антропоморфными личинами (Пуэрто-Ормига).

 Также достигает высокого  уровня ювелирное дело. В культуре Мочика, где из золота изготовлялись ритуальная посуда, головные уборы, инкрустированные бирюзой серьги и другие украшения. Из меди делались ритуальные предметы (ножи, чаши, фигурные навершия). Медь широко использовалась и создателями культуры Тиауанако на боливийском острове Альтиплано. Украшения литых предметов из меди и бронзы (топоры, орнаментальные пластины) в виде зоо- и антропоморфных фигур, образующих иногда геральдические композиции, широко распространены в культуре Агуада (северо-западная Аргентина).

Ювелирное искусство 1-го тыс. н.э. достигает  расцвета на территории Колумбии (культуры Йотоко, Кимбайяу Толима), где из золота и тумбаги (сплав золота и меди) методом ковки изготовлялись изящные флаконы для употребления коки, пекторали, подвески, ожерелья. Здесь же возникло и широко применялось литье сложных золотых украшений в технике потерянной восковой модели.

На юге перуанского побережья  в 1-м тыс. н.э. развивается текстиль. Известны ткани из хлопка и шерсти (культуры Паракас, Наска). На длинных полотнищах вытканы или вышиты полихромные изображения кошачьих хищников, человеческих фигур, змей, птиц, рыб, мифических персонажей. При этом одни и те же фигуры многократно повторяются на полотнище в различных цветах. На кайме полотнища часто располагаются вязаные объемные фигурки птиц, людей или цветов.  [6;198-202]

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог анализу  проделанной работы автор дела вывод, что доколумбовая Мезоамерика представляла своего рода мозаику народов, языков и культур, однако для нее характерны многие общие культурные элементы.

Развитие культуры и искусства на протяжении от классического (рубеж н. э.— IX в. н. э.) до постклассического (X — XVI вв. н. э.) периода происходило в основном под влиянием соседских народов. Так, например, архитектура  инков во многом продолжили монументальную традицию архитектуры предшествующих андских культур, в первую очередь Тиауанако. И это касается не только архитектуры. Автор уяснил, что изменения претерпевала мифология, где, допустим, при слиянии племен, имевших несколько богов, главенствующим становился тот бог, который наиболее доминировал, соответственно немного искажалась трактовка мифов и сама религия имела уже другой характер, нежели та, что была ранее.

Традиции и обычаи народов  развивались и их перенимали другие народы Америки. Культура и искусство были в тесной взаимосвязи друг с другом. Мифология и религия, письменность и устное творчество (к ним относятся: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги, календарь, жертвоприношение людей, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти и трудный путь умершего в потусторонний мир), архитектура и изобразительное искусство, тесно связанные с определенной датой или астрономическим явлением. Например, здания строились через определенные промежутки времени — 5, 20, 50 лет. Каждое строение носило функцию не только жилья или храма, но и календаря.

Монументальные здания, великолепная скульптура, уникальные многоцветные фрески на стенах храмов и дворцов, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия привлекают внимание широкого круга людей – в  этом, по мнению автора, проявилась взаимосвязь культуры и искусства древних цивилизаций.

Таким образом, автор подвел итоги проделанной работы и сделал вывод, что, если бы цивилизации древней Америки не исчезли с лица Земли, возможно, наша современная история развивалась бы совсем по другому пути, как культура и искусство, так и развитие и взгляд на мироздание в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Альберто Рус.

 Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.

    1. Березкин Ю.Е. Инки.

Исторический опыт империи. М., 1991.

    1. Верман К

История искусства всех времен и  народов (Искусство первобытных  племен, народов доколумбовской  эпохи. т. 1) – м: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 944., илл.

    1. Галич М.

История доколумбовых цивилизаций. М., 1989.

    1. Демин Л.М

Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: Учебное  пособие.- М.: издательство РУДН, 1999.-176 с

    1. Кинжалов Р.В.

Искусство Древней Америки. М., 1962.

    1. Культура Латинской Америки

Энциклопедия.-«Российская политическая энциклопедия» (РОСС ПЭН), 2000.-744.,илл.

    1. Мифы народов мира.

Энциклопедия. М., 1994. Т.1

    1. Яковец Ю.Я История цивилизаций. М: «Владос», 1997.
    2. Энциклопедия для детей.

Т. 6, ч 1. Религии мира.- 2-е издание  исп. и доп.- м.: Аванта +, 1996-720 с.: илл.

 

 

 

 

Приложение

№ 1 «Иш - Кан - Леош, майяская богиня Луны, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения Иш-Чель»

                          

 

 

 

 

 

 

 

№ 2  «Иероглифы»

          

 

 

 

 

 

№ 3 «Календарь майя»

         

№ 4 «Написание цифр у олмеков, майя, сапотеков и толтеков»

 

№ 5 «Дрезденская рукопись»

 

 

№ 6 «Рукопись Гролье»

    

 

 

№7 «Пирамида Солнца» в Теотиуакане.

           

 

 

 

 

 

№ 8 «Храм с нишами» Культура побережья Мексиканского залива. Тахин, Веракрус

№ 9 «Стадион для ритуальной игры в мяч»

           

 

 

№ 10 . Теотиуакан. Вид на «Дорогу Смерти» с вершины «Пирамиды Луны»

                     

№ 11 «Пирамида Луны»

  

№ 12 «Стилизованное изображение     № 13 «Статуэтка карлика»

ягуара»  

 

                        

               №14 «Олмекская каменная голова»

              

№ 15 «Пирамида в Тикале»

№16 «Дворец. Паленке»

№18 «Паленке»

№17 «Пирамида майя. Тикаль»

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Искусство и культура древней Америки