Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:40, реферат
Особая культурно-географическая область—Мезоамерика — представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. Н
Природно-географические условия — один из важнейших факторов, непосредственно влиявших на местную архитектуру. К возведению городов и архитектурных ансамблей на заросшей лесом равнине или в горах древние зодчие подходили совершенно по-разному. Кроме того, и долина Мехико, и Оахака лежат в зоне активной вулканической и тектонической деятельности, и забота о сейсмической устойчивости монументальных сооружений была чуть ли не главным принципом в работе местных архитекторов. Существенную роль играл и климат: интенсивность и общее количество дождевых осадков требовали в каждой местности соответствующей конструкции крыши у жилых и общественных зданий — плоских в засушливой Центральной Мексике, высоких, крутых -.во влажных тропических лесах Северной Гватемалы и Юкатана. Природа во многом предопределяла и выбор строительных материалов в том или ином районе: вулканический камень у ацтеков, желтоватый пористый известняк у юкатанских майя.
Помимо этого на мезоамериканскую
архитектуру оказывали воздейст
Наиболее отчетливо
В долине Мехико на протяжении почти
всего классического периода
господствовал крупный городско
Для всех построек характерно сочетание вертикальных и наклонных поверхностей, широкое употребление для строительства адобов и тесаного камня, облицованных слоем штука, окрашенного в какой-либо цвет или покрытого фресковыми росписями. Улицы разбиты параллельно двум основным проспектам, образуя правильную сетку квадратов, где отдельные комплексы построек представлены в виде одинаковых жилых блоков в 57 — 60 м длиной. В центре «оси координат» — в месте соединения двух проспектов находится обширный комплекс построек, известный под названием «Сьюдадела», — гигантская квадратная платформа около 400 м длиной, окруженная четырьмя другими ориентированными по странам света платформами, на каждой из которых стоят по четыре плоские пирамиды. Доступ ко всему комплексу обеспечивает широкая каменная лестница с западной стороны.[7;60] На площади внутри «Сьюдаделы» расположен главный культовый центр города — «Храм Кетцалкоатла», представляющий собой шестиярусную каменную пирамиду, пышно украшенную по фасаду каменной скульптурой (главные мотивы: «Пернатый Змей» — Кетцалкоатл и бог воды, дождя и плодородия Тлалок). Он был построен на пирамидальном основании, состоящем из шести платформ, и украшен скульптурами Пернатого Змея и бабочек. К настоящему времени от храма осталось только основание, которое и является объектом пристального внимания археологов. В результате проводившихся здесь раскопок были обнаружены захоронения 134 человек, расположенных в определенном порядке. Скелеты располагались симметрично, следуя строгой ориентации по сторонам света. Тела располагались в лежачем или сидячем положении, с руками заведенными назад - вероятно, несчастных убивали связанными. По мнению некоторых ученых эти люди были принесены в жертву при закладке храма. Однако это плохо согласуется с тем, что у цивилизованных народов Мезоамерики Кетцалькоатль считался гуманным богом, отвергающим человеческие жертвоприношения. Следует отметить, что на основании радиоуглеродной датировки этих останков (150-200 г. н.э.) производилось определение возраста зданий и сооружений как Теотиуакана, так и всей одноименной культуры, которые могут оказаться неверными в принципе. [8;234-235]
Для храмовых и дворцовых построек характерны плоские, держащиеся на деревянных балках перекрытия. В 8 в. н.э. город был уничтожен в результате вражеского нашествия: по всей его площади зафиксированы следы гигантского пожара.
Преемниками культуры Теотиуакана были толтеки, название которых стало означать также «строители», «художники». В своей древней столице Толлане (10—12 вв., современная Тула) они создали ансамбль культовых зданий с пирамидами, парадными дворами, «стадионом», жилыми сооружениями. Они ввели в древнеамериканскую архитектуру опоры в виде каменных столбов, фигур воинов-атлантов, колонн у дверных входов храмов, оформленных как змеи с открытой пастью. Все каменные постройки были снаружи полихромными.
В долине Оахака в 1-м тыс. до н.э. сапотеки основали крупные центры: Монте-Альбан и Митла, архитектура которых находилась под влиянием зодчества Теотиуакана. Отличалась самостоятельностью и своеобразием в общем решении и декоре: планировка построек вокруг квадратных или прямоугольных внутренних дворов, посредине которых обычно устраивался алтарь или крохотное святилище, облицовка их стен слоем белого штука характерны для всей доиспанской истории Монте-Альбана. Среди сооружений преобладают небольшие каменные храмы с перекрытиями, опирающимися на массивные круглые колонны, стоящие на плоских вершинах платформ-пирамид. Еще одна особенность периода расцвета города (этап Монте-Альбан 3 — 9 вв.) — тщательная обработка каменных блоков и строгая правильная кладка стен зданий. В это время вся территория Монте-Альбана перестраивается заново, и он приобретает свой окончательный вид: гигантские каменные платформы основания храмов, святилищ и дворцов, астрономические «обсерватории», паровые бани, площадки для ритуальной игры в мяч. [5;103]
Наибольшей известностью пользуется архитектура майя, которые в так называемый классический период (1—9 вв. н.э.) создали величественные ансамбли в Тикале (Приложение №15) и Пьедрас-Неграс (Гватемала), Паленке (Чиапас, Мексика), (Приложение №16,17), Копаче (Гондурас). Все майяские постройки, независимо от их назначения и размеров, воздвигались на специальных платформах или фундаментах пирамидальной формы, сооруженных из земли, глины и щебня, облицованных каменными плитами или слоем штука. Жилые помещения и дворцы ставились на невысокие (1—3 м) платформы, зато высота самих пирамид у некоторых храмов (храм 4 в Тикале),(приложение№18) достигала 60 м. В архитектуре майя большее значение, чем в других культура х, получили внутренние пространства, коридоры, ложные своды («арка майя»). Основные типы майяских зданий: храм на высоком пирамидальном основании; дворец — длинное многокомнатное здание на низком фундаменте; «стадион» — площадка для ритуальной игры в мяч. Эти типы сооружений оставались господствующими на протяжении всего классического периода; варьировались лишь планы, пропорции между отдельными частями построек и детали орнаментации.
Для ряда областей майя характерны и так называемые «гребни» на крышах храмов (две наклонные стены с пустотой между ними), придававшие всему зданию большую высоту и легкость. Архитектура майя отличалась известной пышностью, чему способствовали росписи, алебастровые рельефы и рельефные иероглифические тексты, украшавшие фасады и внутренние стены.[1;87]
Расцвет ацтекской архитектуры, впитавшей в себя все достижения предшествующего мезоамериканского зодчества (в первую очередь зодчества толтеков и миштеков), приходится на 14 — начало 16 века. Основными монументальными сооружениями ацтеков были четырехгранные каменные пирамиды с храмом на вершине и дворцы, также поднятые на платформы. Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатурились. Помещения всегда располагались вокруг внутреннего двора. Стены культовых и дворцовых зданий украшались рельефами, росписями, узорной кладкой. Но если в архитектуре ацтеки были лишь последователями, то в градостроительстве они не имели себе равных в предшествующих культурах. Крупнейший памятник градостроительного искусства ацтеков — город Теночтитлан (основан в 1325 г.), находившийся на месте современного Мехико. Город был построен на острове оз. Тескоко и соединялся с берегом многочисленными дамбами и мостами. В отношении градостроительного решения у Теночтитлана есть единственный в мире аналог — Венеция: вместо улиц в Теночтитлане также были каналы с пешеходными дорожками по сторонам. Была разработана система водопровода — питьевая вода подавалась по акведукам.[6;75]
4.2 Южная Америка.
В середине 3-го — начале 2-го тыс. до н.э. прогрессивное развитие экономики, опиравшейся на морской промысел и собирательство, привело к появлению на перуанском побережье огромных (площадью до 50 га) поселений с постройками из камня и адобов (Эль-Параисо, Асперо). Центральное место в поселениях занимали ступенчатые пирамиды или комплексы платформ, на которых возводились ритуальные сооружения (Салинас-де-Чао, Пьед-ра-Парада). В ряде случаев перед ними находился круглый углубленный дворик. Вокруг пирамид располагались жилые районы, В горном Перу (Котош, Ла-Галъгада) обнаружены полуподземные храмовые строения. В центре каждого прямоугольного помещения имелся культовый очаг с вентиляционным каналом под полом. Стены штукатурились и в них делались декоративные ниши.
Для этого времени характерны также храмовые комплексы с П-образной планировкой (Гарагай, Ла-Флорида), где перед центральной пирамидой находилась прямоугольная площадь, ограниченная с двух сторон длинными постройками. В «Старом храме» Чавин-де-Уантар П-образная планировка сочеталась с круглым углублением. Внутри храма шли галереи, дренажные и вентиляционные каналы, в том числе подземные, В одной из центральных галерей находилось изваяние божества. Стены храмовых комплексов украшались резными каменными плитами с изображениями мифологических существ. В Чавин-де-Уантар скульптурные головы божеств и чудовищ были вмонтированы в каменную кладку стен. Изображения мифологических персонажей вырезались и по штукатурке (Гарагай, Серро-Сечин).
В Эквадоре определенный тип построек, известный, главным образом, по сохранившимся глиняным моделям, появился в культуре Чоррера. Обычно строились прямоугольные дома с двускатной крышей, иногда двухъярусной, сильно прогнутой посередине. Чаще всего это были храмы, стоящие на вершине небольшой пирамиды. На поселении Ла-Толита (северный Эквадор) храмовые холмы — толы, расположенные вокруг площади, напротив, были большими (до 9 м высотой). Изображения домов с двускатной или конической крышей встречаются также на сосудах чавиноидных культур перуанского побережья.
В горных районах в 1-м тыс. н.э. основным строительным материалом был камень. Из грубого камня на глиняном растворе построены про-тогородские центры культуры Уари (Уари, Пи-кильяста и другие). Это большие (площадью до 50 га) архитектурные комплексы с прямоугольной регулярной планировкой, ограниченные стенами с одним или несколькими входами. Внутри комплексов очевидно чередование участков с плотной застройкой, состоящей из прямоугольных или квадратных помещений, разделенных коридорами и расположенных вокруг квадратных площадей, и больших незастроенных пространств. Стены как одноэтажных, так и двух-трехэтажных построек достигали 8 м в высоту. Строились и подземные камеры со стенами и перекрытиями из тесаных каменных плит.
Употребление тесаного камня особенно характерно для зодчества культуры Тиауанако на боливийском острове Альтиплано. Архитектура Тиауанако уступает архитектуре мезоамериканских культур в декоративном отношении, хотя тиауанакские зодчие не пренебрегали декором. В «Полуподземном храме» среди горизонтальных блоков нижней части стен помещались выступающие скульптурные антропоморфные изображения, сделанные довольно условно, а фриз «Ворот Солнца» сплошь покрыт резным орнаментом, в котором наиболее часто встречаются изображения человеко-птиц. Очень декоративна и сама фигура верховного божества Тиауанако, помещенная в центре фриза. Древние зодчие Тиауанако, так же как и других американских культур, не знали арки; вместо нее они использовали ложный свод. Двери и другие проемы делались трапециевидной формы — прием, часто встречающийся в других культурах, в частности доэллинистической.[5;34-37]
Характерными чертами архитектуры Тиауанако являлись двери, созданные из единого каменного блока, и система водоотводных каналов, проложенных под землей и представлявших собой пригнанные друг к другу каменные плиты, в которых вырубались желоба.
Инки во многом продолжили монументальную традицию архитектуры предшествующих андских культур, в первую очередь Тиауанако. Для зодчества инков также характерен «принцип горизонтальности». В основе этого принципа лежало стремление древних зодчих выработать надежные антисейсмические конструкции — отсюда расширяющиеся книзу стены, перекрытие каждого помещения в едином ансамбле отдельной крышей, формирование внутреннего пространства самостоятельными четырьмя стенами. На побережье все здания сооружались из сырцового кирпича. По сравнению с архитектурой Мезоамерики и побережья Андского региона памятники инкского зодчества в горных районах меньше по размерам и более аскетичны. Это вполне объяснимо, так как инки имели дело с труднообрабатываемыми, твердыми горными породами — базальтом, гранитом и другими. Однако при объективно сравнительно небольшом размере сооружения инков, особенно постройки крепостного типа, как Саксайуаман, производят впечатление мощи, величия, грандиозности. Это достигалось путем использования закона перспективной иллюзии: наклонная внутрь крепости стена с постепенно уменьшающимися кверху каменными блоками создает у зрителя образ сооружения гораздо более высокого и монументального, чем в действительности. Впечатлению грандиозности способствовали и «угловые башни», составленные из больших каменных монолитов, напоминающих по форме барабаны, вытесанные так, чтобы наружу выходила округлость камня, что придавало стенам эффект циклопической кладки. Иначе обрабатывался камень в храмовых сооружениях: он тщательно полировался и укладывался ровными рядами, причем мастера придавали ему криволинейную поверхность («Храм Солнца» в Куско), (Приложение №12). Вслед за зодчими Тиауанако инкские архитекторы делали двери и ниши (окна встречались редко) трапециевидной формы. В качестве декора умело использовались цветовые сочетания различных пород камня; особенно тонко и красочно оформлялись дверные проемы (камни главного входа в Мачу-Пикчу).
Помимо так называемого «имперского стиля», присущего большинству построек инков, существовал и региональный стиль, к которому относятся, в частности, постройки города Исканвая в боливийской сельве. Город занимал площадь в 10 га и служил, очевидно, пограничной крепостью и перевалочным пунктом, через который шло общение жителей инкской империи с народами, населявшими бассейн Амазонки. Этот региональный стиль имел свои отличительные черты: использование не обработанного твердого камня, а песчаника, которого было много в тех местах; наличие своего рода штукатурки на внутренних стенах; здания имели несколько этажей, которые снаружи (за неимением окон) подчеркивались фризом, выложенным из обработанного белого камня.[7;78]
К инкскому времени на территории Перу относится большинство земледельческих террас с каменными подпорными стенами. Инки создали разветвленную сеть дорог, на которых были расположены тампо — постройки, служившие станциями для гонцов и путешествующих, а также мосты различных конструкций, в том числе подвесные. Инкские постройки — крепости, поселения, тампо — встречаются не только в Центральных Андах, но и к югу от них — в северо-западной Аргентине (Тамберия-де-лос-Касадо-рес, Пукара-де-Андальгала) и на северной окраине инкской империи — в Эквадоре (Инга-пирка).[2;67
5.1 Мезоамерика.
Впервые профессиональное изобразительное искусство появляется в Мезоамерике в 12 — 1.1 вв. до н.э. на побережье Мексиканского залива в государственных и крупных культовых центрах олмеков — в Сан-Лоренсо, Лагуне-де-лос-Серрос, Ла-Венте,Трес-Салотпес, Серро-де-лас-Месас. Эти памятники монументального искусства и мелкой пластики, отличающиеся совершенством исполнения и зрелым канонизированным стилем, появляются внезапно, без переходных этапов.
Впервые на континенте возникают гигантские монументы с изображением реальных исторических деятелей — правителей городов; монументальное искусство начинает выражать волю главного заказчика — правящей знати и знаменует завершение процесса становления централизованной политической части. Главным назначением искусства становится демонстрация мощи правителя, военной силы государства, величия и могущества богов, издерживающих власть земных владык, утверждение ведущей роли правителя во всех сферах жизни государства — военной, хозяйственной, ритуальной.
Олмекскому искусству присущ особый стиль, резко отличающийся от одновременных ему и последующих стилей Мезоамерики комплексом «ягуарьих» черт, стилизованных или реалистических. Олмеки почитали ягуара в качестве тотема — прародителя их племени, покровителя вождей, правящих династий и главного покровителя земледельцев. Черты ягуара — особого рода уплощенность лица и раскосость глаз, рычащая пасть или вздернутая верхняя губа, обнажающая клыки или беззубые десны (как у плачущего ребенка; отсюда одно из названий этого стиля — «ребенок-ягуар») — придавались шлам как исторических, так и мифических персонажей.