Искусство как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проявлений искусства как части культуры. Для ее достижения был решен ряд задач:
1. Изучить понятие «искусство» и его происхождение;
2. Рассмотреть взаимосвязь понятий «культура» и «искусство» и взаимодействие искусства и других сфер культуры;
3. Изучить социокультурные смыслы искусства.

Содержание

Введение
Глава 1: «Искусство и его происхождение»
1.1. Понятие и сущность искусства
1.2. Происхождение искусства
1.3. Дисциплины изучающие искусство
Глава 2: «Взаимодействия искусства и культуры»
2.1. Понятие культуры и её сущность
2.2. Взаимосвязь искусства и культуры
2.3. Взаимодействие искусства и других сфер культуры
Глава 3: «Смыслы искусства»
3.1. Социокультурные смыслы искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТИК.docx

— 55.98 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Республики Беларусь

УО «

 

 

 

 

 

 

Искусство как феномен культуры

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Автор:

студентка заочного факультета образования

3 курса 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск,2012

 

 

Содержание

Введение

Глава 1: «Искусство и его происхождение»

    1. Понятие и сущность искусства
    2. Происхождение искусства
    3. Дисциплины изучающие искусство

Глава 2: «Взаимодействия искусства и культуры»

    1. Понятие культуры и её сущность
    2. Взаимосвязь искусства и культуры
    3. Взаимодействие искусства и других сфер культуры

Глава 3: «Смыслы искусства»

3.1.    Социокультурные смыслы искусства

Заключение

Список  литературы

 

 

Введение

 

        Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустройства, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.

      Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: “имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты”. Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты – относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях, утверждаться через торжество безобразного и даже совсем отрицаться.

       Во-вторых, искусство – это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной – в науке, интуитивной – в религии). В-четвертых, в искусстве – проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

       Искусство (от «искусы творити») — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.

       Целью данной работы является изучение проявлений искусства как части культуры. Для ее достижения был решен ряд задач:

1. Изучить  понятие «искусство» и его  происхождение;

2. Рассмотреть  взаимосвязь понятий «культура»  и «искусство» и взаимодействие  искусства и других сфер культуры;

3. Изучить  социокультурные смыслы искусства.

 

Глава 1: «Искусство и его происхождение»

 

    1. Понятие и сущность искусства

 

      Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "...имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты — относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И.Босх, А.Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).

       Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

       В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука — рациональную, искусство — чувственную, религия — интуитивную.                     

       В-четвертых, в искусстве — проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).

       В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

      Искусство многогранно, это душа человека. Искусство — это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство — это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон... Искусство — это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм... Искусство — это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство — то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях. Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры.

 

    1. Происхождение искусства

 

       Никто точно не может сейчас  определить время возникновения  искусства. Но множество данных  свидетельствует о том, что  зарождалось искусство в эпоху  появления человека Разумного.  Проблема появления искусства  неразрывно связана с проблемой  человека. Как существует несколько  теорий происхождения человека, так существует и несколько  теорий происхождения искусства.

       Божественная теория происхождения  искусства связана с теорией  происхождения человека, изложенной  в Библии - "человек был создан  Богом по его образу и подобию". Именно духовное начало человека  предопределило появление искусства.

       Крупный эстетик и искусствовед  Михелес Панаотис так пишет  о связи искусства с божественным. "Между человеком и божеством  стоит природа, Вселенная, дающая  человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, - солнце, звезды, дикие животные  и деревья - и стимулирует простейшие, но сильные эмоции - страх, смятение, покой. Образы и впечатления  от внешнего мира являются  вначале неотъемлемой частью  религиозного опыта. Человек,  микрокосм, не только противостоит  макрокосму, но и связан с ним  посредством божественного. Более  того, впечатления человека не  лишены эстетического характера,  и образы природы, питая религиозное  воображение, дают мастеру модели  и вдохновляют художника на  самовыражение посредством этих  моделей. С помощью искусства  и ремесла (которые вначале  не разделялись) примитивный человек  не только имитирует и символизирует  стихию, но и завоевывает ее, потому  что уже конструирует и создает.  Он не только властвует над  духом дикого животного, изображая  его на стенах пещеры; он создает  крытые жилища, хранит воду в  сосудах, изобретает колесо. Микрокосм,  обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму". Вторая теория возникновения  искусства - эстетическая, отражена  частично и в предыдущих рассуждениях  М. Панаотиса. Наскальные и  пещерные рисунки датируются  от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым  изображениям относятся профильные  изображения животных, выполненные  в натуральную величину. Позднее  появляются изображения людей.  Во времена возникновения племенных  объединений создаются песни  и гимны: песни землевладельцев,  исполнявшиеся на полях во  время земледельческих работ  и на праздниках после сбора  урожая, боевые гимны воинов - пэаны,  запевавшиеся перед началом боя,  свадебные гимны - гименеи, погребальные  причитания - орены. Одновременно  создавались сказания о богах  и богинях, их вмешательствах  в дела как отдельных людей,  так и целых племен. Реальные  исторические факты обрастали  легендарными подробностями. Возникая  в одном племени, эти сказания  и легенды распространялись среди  других, переходя от поколения  к поколению.

       Таким образом с помощью искусства  накапливался и передавался коллективный  опыт. Первобытное искусство было  единым, не делилось на отдельные  виды и носило коллективный  характер. В рабовладельческом обществе  с появлением избыточного продукта  трудовой деятельности, который  сделал возможным появление людей  занимающихся только искусством. Также происходит разделение  искусства на виды.

 

       Наряду с вышеперечисленными  теориями возникновения искусства  существует психофизиологическая  теория. С точки зрения этой  версии - искусство было необходимо  человечеству для того чтобы  сохранить себя и выжить (с  точки зрения психологии) в этом  сложном мире. Философ и психоаналитик  Эрих Фромм так пишет о потребности  человека в творчестве. "В отличие  от пассивного приспособления, присущего  животному, люди стремятся преобразовывать  мир. А это невозможно без  тяготения к запредельному, без  поиска идеального. Без этой внутренней  изготовки к возвышенному, к романтическому  порыву личность не может подняться  над повседневной прозой жизни.  Эта потребность продиктована  наличием творческих сил в  каждом индивиде, среди которых  особое место занимает воображение,  эмоциональность. В акте творчества  человек соединяет себя с миром,  разрывает рамки пассивности  своего существования, входит  в царство свободы".

 

       Искусство приобрело свои основные  черты еще в античности, но  там оно не сразу начало  мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона "искусством" называлось и умение строить  дома, и навыки кораблевождения,  и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления  собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем  понимании, начался в конкретных  ремеслах, а затем был перенесен  и в область духовной деятельности, где эстетическое также не  было сначала обособлено от  утилитарного, этического и познавательного.

 

    1. Дисциплины изучающие искусство

       В повседневном употреблении понятия "искусство" и "художественная культура" тождественны. Однако понятие "художественная культура" гораздо объемнее, чем понятие "искусство". Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей... Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины — искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа. Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 — 1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области: "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". В XVIII веке складывается теория искусств (немецкий просветитель И.Винкельман) и художественная критика (французский философ-энциклопедист, писатель Д.Дидро). Немецкий философ А.Баумгартен в XVIII веке ввел термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" — низшей теории познания. Однако первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота, мы находим и в древнейших восточных трактатах "Веды", "Авеста", и у античных философов, и в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика — это "наука о чувственности вообще". Другое понимание эстетики как философии искусства в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г. Г. Гегелем. В XX веке проблемами искусства занимаются и такие современные науки, как социология и психология. В психологии искусства исследуется психология художественного творчества и психология восприятия искусства. В социологии искусства изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном творчестве и исполнительстве.   

Информация о работе Искусство как феномен культуры