Искусство как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проявлений искусства как части культуры. Для ее достижения был решен ряд задач:
1. Изучить понятие «искусство» и его происхождение;
2. Рассмотреть взаимосвязь понятий «культура» и «искусство» и взаимодействие искусства и других сфер культуры;
3. Изучить социокультурные смыслы искусства.

Содержание

Введение
Глава 1: «Искусство и его происхождение»
1.1. Понятие и сущность искусства
1.2. Происхождение искусства
1.3. Дисциплины изучающие искусство
Глава 2: «Взаимодействия искусства и культуры»
2.1. Понятие культуры и её сущность
2.2. Взаимосвязь искусства и культуры
2.3. Взаимодействие искусства и других сфер культуры
Глава 3: «Смыслы искусства»
3.1. Социокультурные смыслы искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТИК.docx

— 55.98 Кб (Скачать файл)

      Специфика культурологического анализа искусства — в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.

 

 

 

 

Глава 2: «Взаимодействия искусства и культуры»

 

2.1.  Понятие культуры и её сущность

 

    Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.

    Одним  из первых исследователей, употребивших  понятие "культура" в более  широком смысле, был немецкий  правовед XII в. Самуэль Пуфендорф  (1632-1694). По его мнению, культура  представляет собой совокупность  того, что создано деятельностью  общественного человека и существует  благодаря человеку и общественной  жизни.

    Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному  состоянию, то есть природе.  В его содержании происходил  постепенный переход от "возделывания  чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

    Значительное  внимание проблеме культуры уделял  идеолог немецкого Просвещения  XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал  внимание на "гуманный дух"  культуры. Она, по его мнению, означает  благородство и мудрость, справедливость  и уважение достоинства каждого  народа, сплачивает людей, используя  для этого законы и воспитание, традиции и символы.

     Выдающийся немецкий философ  И. Кант культурой называл только  то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком  можно отнести к культуре. Цель  культуры, по Канту, состоит в  развитии природных задатков  и особенностей человека, в передаче  от поколения к поколению знаний  и опыта, в завоевании свободы  от природных сил, в моральном  совершенствовании человека, в преодолении  в нем "грубости и животности".

 

    В  настоящее время существует около  300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует  о том, что культура в жизни  человечества занимает особое  место. Она является показателем  материальной и духовной зрелости  общества. В ней воплощены способности  общества в каждый конкретный  исторический период обеспечивать  функционирование общественной  жизни. Эти способности характеризуются  уровнем достигнутых знаний, качеством  и разнообразием созданных орудий  труда и средств жизни, умением  практически их применять и  использовать в созидательных  целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.   

        Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.

Одни авторы рассматривают культуру как "специфический  способ деятельности, как специфическую  функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного  человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.

 

       В рамках исторических, философских,  этнографических, филологических  и иных исследований можно  обнаружить самые разнообразные  представления о культуре. Это  объясняется многогранностью данного  феномена и широтой использования  термина "культура" в конкретных  дисциплинах, каждая из которых  подходит к этому понятию в  соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность  данной проблемы не сводится  к многозначн6ости самого понятия  "культура". Культура - это многогранная  проблема исторического развития.

 

 

       И хотя до сих пор как  в отечественной, так и зарубежной  науке не выработано единого  определения феномена культуры, все же наметилось некоторое  сближение позиции - многие исследователи  подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

 

       Само слово "cultura" известно  со времени Цицерона и в  переводе с латинского означает  возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого  понятия - то есть "природа", означает в данном контексте  все созданное, внеприродное. Мир  культуры, любой его предмет или  явление воспринимаются не как  следствие действия природных  сил, а как результат усилий  самих людей, направленных на  совершенствование, обработку, преобразование  того, что дано непосредственно  природой.

 

       Понятие культура означает, по  своей сути, все то, что создано  человеческим трудом, то есть  орудия и машины, технические  средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические  теории, правовые и этические  нормы. Произведения искусств  и т. д.

 

       Понять сущность культуры можно  лишь через призму деятельности  человека, народов, населяющих планету.  Культура не существует вне  человека. Она изначально связана  с человеком и порождена тем,  что он постоянно стремится  искать смысл своей жизни и  деятельности, и, наоборот, нет ни  общества ни социальной группы, ни человека без культуры и  вне культуры. Согласно, одного из  основоположников русской и американской  социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа  неизбежно обладает культурой.  Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением  просто биологического организма)  не могут существовать... без культуры".

 

       Современные культурологи считают,  что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу  присуща своя, уникальная и неповторимая  культура, нетождественная культурам  других народов, но совпадающая  с ними по многим значимым  параметрам.

 

       Культурные процессы представляют  собой сложные и многоплановые  явления. Так как они могут  быть исследованы различными  методами, а значит истолкованы  и поняты по-разному, существует  не одна, а множество концепций  культуры, каждая из которых по-своему  объясняет и систематизирует  культурные процессы.

 

       В современной культурологии  среди множества определений  культуры, самыми распространенными  являются технологические, деятельностные  и ценностные. С точки зрения  технологического подхода культура  есть определенный уровень производства  и воспроизводства общественной  жизни. В деятельностной концепции  культуры она рассматривается  как способ жизнедеятельности  человека, который определяет и  все общество. Ценностная (аксиологическая)  концепция культуры подчеркивает  роль и значение идеальной  модели, должного в жизни общества  и в ней культура рассматривается  как трансформация должного в  сущее, реальное.

 

       Все культурологи справедливо  считают, что культурные процессы  исследуются в главных сферах  жизнедеятельности человека. Культура  материальная - это производство, его  технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается  в социальных отношениях, она  показывается процессы, происходящие  в обществе, раскрывает его социальную  структуру, организацию политической  власти, существующие правовые и  моральные нормы, типы управления  и стили лидерства. И, наконец,  важной сферой жизни человека  является его духовная жизнь,  которая раскрывается в понятии  духовной культуры, включающей в  себя все области духовного  производства - науки и искусство,  литературу и религию, миф и  философию и основанной на  едином, понятном всем членам  данного сообщества языке.

 

       Сущность культуры, ее подлинный  смысл достаточно убедительно  показывается в новых исследованиях  культурологов. Независимо от  общего подхода к проблеме  культуры практически все исследователи  отмечают, что культура характеризует  жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура  является специфическим способом  бытия человека, имеет свои пространственно-временные  границы; раскрывается культура  через особенности поведения,  сознание и деятельность человека  равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия  труда, через языковые формы,  символы и знаки.

 

       Первоначально в культурологии  сложилась основанная на традициях  Канта и Гегеля, точка зрения  рассматривать культуру, главным  образом, как искания человеческого  духа, как ту область, которая  лежит собственно за пределами  природы человека и традициями  его социального существования.  Культура представлялась как  область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

 

      Такое понимание до сих пор  весьма популярно, и в представлении  массового обыденного сознания "культурный  человек" это тот, кто разбирается  в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

 

       Культура всегда внутренне противоречива  - вот вывод. Она несет в себе  два начала: "сохраняющее" (т.е.  буквально "консервативное") и  "развивающее" (т.е. буквально  же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на  предыдущих этапах). Но тем и  сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту  или отказываться от него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Взаимосвязь искусства и  культуры

Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ  — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно  может проявляться как чрезвычайно  развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах  всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть  духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество  значений в различных областях. В  основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный  культ, подражание) человека, проявлением  его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

В настоящее  время можно выявить взаимодействие искусства и с другими элементами культуры: искусство и политика. Проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государства в отношении искусства и его творцов: возможное ограничение свободы творчества, введение цензуры, финансирование средств из государственного бюджета на развитие художественных институтов. Во-вторых, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. Примером может служить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов пролетариата), театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. И, в-третьих, - отношение творцов искусства к политическим событиям в стране.

Взаимодействие  искусства и философии имеет  свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать  самосознанием культуры: это как  бы художественный взгляд “изнутри”  в рамках какой-либо эпохи или  типа культуры. Известный философ  М. Мамардашвили считал, что благодаря  искусству, происходит накопление и  передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления  о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды  кризисов. Именно с этой позиции  следует рассматривать соотношение  философии и искусства.

Информация о работе Искусство как феномен культуры