Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:21, курсовая работа
История Испании в классическое средневековье ассоциируется прежде всего с реконкистой, процессом отвоевания христианами территорию перинейского полуострова у арабов-мусульман. Сам термин Re concista в переводе с испанского обозначает «отвоевание»
Реконкиста представляла собой не только освободительную войну, в отечественной и зарубежной медиевистике реконкисту рассматривают с различных сторон: это был многогранный процесс, оказавший влияние как на политическую историю полуострова, так и на социально-экономический строй Испании этого периода. Изучение реконкисты включает в себя и экономический, и религиозный, и этнографический аспект.
А. Р. Корсунский дает информацию о том, что в Кастилии Фернандо II ещё в 1170 году обращался за советом помимо высшей знати и к городским кабальерос47. Кабальерос – сюдадес – привелегерованное городское сословие, которое уже начало преобретать политический вес. Тем не менеА. е исследователь не опровергает установившуюся в медеевистике дату созыва кортесов – 1188 год, впервые эта дата была установлена дореволюционным медеевистом Пискорским и с его легкой руки закрепилась в науке. Корсунский отмечает, что созыву Альфонсом IX кортесов с участием городов способствовала острая нужда в укреплении королевской власти, что подкрепляет наш предыдущий вывод о том, что «возвышение» городов связано не только с их военной и колонизационной значимостью, но и с непосредственными интересами короны. В 1188 году на юге испании укреплись мусульмане, враждебную позицию к Леону занимали Португалия и Кастилия, кроме того против вступления на престол короля интриговала его мачеха48. Этот эпизод ещё раз потдвержает факт политической важности городов и так называемого «союза» короля с городами.
Теперь стоит сказать несколько слов о том, как работало городское представительство в кортесах. Порядок участия городов в кортесах был строго определенным. В первую очередь своих представителей посылали города, находящиеся в королевском доме, причем какие именно города отправляют своих представителей, определял король. Участвовали в кортесах лишь те города, в которых был свой совет - консехо. Депутаты городских общин обозначались как homenes bones, alcaldes ( алькальды – должностные лица консехо), caballeros ( кабальерос – привелигерованное сословье городов). Даже из самих этих названий следует, что делегатами городов в кортесах была городская верхушка. Об участие в кортесах ремесленников говорить не приходится, что касается купцов то всего однажды в 1268 году встречается упоминание mercadoles, относительно городских купцов. Корсунский отмечает, что это единственное упоминание о купцах на кортесах в Хересе в 1268 году, вероятно, объясняется тем, что на этих собраниях обсуждались цены на различные товары.
А. Р. Корсунский указывает,
что представители городов
Таким образом мы делаем вывод о том, что главным фактором развития испанского города была реконкиста, которая обусловила различные стороны его жизни. Город как элемент колонизации и одновременно как военная крепость имел большое значение, выполняя функцию заселения и обороны отвоеванных земель, эти его особенности отражены в фуэро, к тому же город в средневековой испании олицетворял собой так называемое третье сословье, значимость которого увеличивается в условьях политической борьбы и стремлений короны укрепить свои позиции.
Город в медиевистике можно рассматривать с двух сторон: как населенный пункт и как совокупность его жителей, городская община. Рассмотрев в самом начале этой главы муниципальное устройство испанского города мы видим, что понятие консехо обозначало и муниципалитет и городскую общину. Субъектом политической жизни являлся в первую очередь именно консехо, во многом от него же зависела военная функция, но мы оставили без внимания один момент, кто же проживал внутри городских стен и как реконкиста повлияла на социальное расслоение в городе. В завершающем параграфе нашего исследования стоит сказать несколько слов об этом, чтобы дорисовать последний жирный штрих к портрету города эпохи реконкисты и расставить все точки над «И». Поэтому последняя глава данной работы посвящена населению испанского средневекового города.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. НАСЕЛЕНИЕ ИСПАНСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА.
Исидор Севильский
называл Испанию страной
Рассматривая реконкисту как безостановочную колонизацию, мы кратко останавливались на основании новых городов, но нужно понимать, что и до мусульманского нашествия и в его ходе на территории полуострова было много городских поселений, в ходе отвоевания населения в городах перемешалось и довольно острым стал национальный вопрос. Городское право было призвано регулировать не только положение различных слов испанского общества, проживающих в городе, но и положение различных национальных групп. До этого параграфа могло сложится впечатление об испанском городе как о строгом феодальном поселении-крепости, где были верха и низы, первые управляли вторыми, и вс это происходило за мощными средневековыми крепостными стенами, готоавыми отразить очередной набег мусульман. На самом деле картина была намного сложнее. Многое перемешалось в испанском городе эпохи реконкисты, это было достаточно пестрое по своей структуре поселение и эту пестроту придавали ему его обитетели.
Итак, для того чтобы ответить на вопрос какой была жизнь внутри городских стен нам нужно осветить два основных момента, указанных выше: социальный и национальный состав населения испанского города.
Статус горожанина и социальная структура населения.
Вопрос о социальной структуре испанского города прослеживается по источникам неоднозначно. С одной стороны мы встречаем разные термины, которые обозначают городское население в целом. В фуэро Леона неоднократно употребляется термин весино, в отношении конкретного горожанина и весинос, если речь идет о городской общине в целом50. Весинос в переводе с испанского значит «соседи». Из этого можно сделать вывод, что население города представлялось, как община соседей, не смотря на значительные этнические и социальные различия, которые будут рассмотрены ниже. Можно говорить о статусе горожанина. Весино — гражданин города.
А. Р. Корсунский отмечает, что преобретение прав городского гражданства в Кастилии и Леоне осуществлялось проще чем в большинстве других стран Европы. Для получения таких прав не требовался какой-либо определенный срок пребывания в городе, а достаточно было поселиться в нем51. С. Д. Червонов отмечает, что в большинстве кастильских городов для получение статуса полноправного горожанина было необходимо владеть домом. Лишь в одном из городов Кастилии - Сепульведе, по сведетельству ученого, имуществом, которое давало право получение статуса соседа, был земельный участок52. В Куэнке для получения статуса горожанина было необходимо было иметь дом крытый не соломой, а черепицей.
Согласно некоторым фуэрос, в частности фуэро Куэнки, условиями пользования правами соседства является уплата налогов53
В городах могли селиться и беглые рабы, в этом случае они как правило становились свободными. В некоторых фуэро, однако, этот вопрос оговаривается отдельно, например в фуэро Леона говорится, что раб становится свободным лишь в том случае, если господин его не нашел, ежели господин в поисках раба приезжает в город необходимо выдать его.54
Соседская городская
община (весинос) в городских фуэрос
создает самостоятельное
Говоря о статусе горожанина и чужака ( а именно они, скорее всего понимаются у Э. Саэса под термином maroderes), надо отметить, что социальная структура испанского города не была однородной. В литературе можно увидеть различные подходы к определению сословной структуры испанского города, данные источников также предоставляют нам значительную терминологическую пестроту. Под термином monsebos, как пишет С. Д. Червонов понимались «нахлебники», или люди работавшие по найму на домохозяв.
Стоит более подробно рассмотреть разность в положении полноправных граждан и «нахлебников». Закон четко определяет и противопоставляет их права. Статья 23 фуэро Куэнки сказано, что представители королевской администрации имеют право на часть штрафа лишь за преступление, совершенное в отношении домохозяина, то есть vecino56. Штрафы за преступления «других людей» - так формулирует фуэрос получает домохозяин на которого тот работает, это демонстрирует зависимость monsebos ( этот термин упоминается в книге С. Д. Червонова и фуэро Куэнки, об анализе которого идет речь) от vecinos. В тексте фуэро также говорится, что в суде интересы «нахлебника» представляет его хозяин. Нахлебник может быть подвергнут более жестокому наказанию, чем vecino57. Таким образом правовой зависимый и более низкий статус monsebos становится понятен. На каких же условьях нанимались monsebos? Фуэро предусматривает, что договор, называемый pacito мог заключатся на целый год, существовала как поденная так и погодовая оплата. Разрывая договор работник терял часть около третьей части совего зароботка, это играло роль своеобразной неустойки. Хозяин разрывая договор никакой неустойки не платил, он был просто обязан выплатить работнику весь причитающийся ему зароботок. Размеры оплаты были довольно велики, что свидетельствует об определенном дифиците такого рода рабочей силы. Будучи нанятым такой работник, особенно если он не имел своего дома и жил на земле или в доме нанимателя, всткпал с ним в определенные отношения, которые характеризуются как феодальный найм. Характеризуя отношения работника с его нанимателем, фуэро Куэнки дает убедительную информацию о том, что отношения эти далеко не исчерпывались производственной сферой, но касались и области имущественных, личных и судебных прав. Многие статьи описывают положение работника в терминах, характерных для положения феодально, а порой и лично зависимых крестьян. Наниматель именуется dominus или sennor, работник в некоторых статьях vassalus. Работник обязан хозяину личной преданностью58.
Таким образом,
в испанском городе в среде
не граждан формируется
В испанском
городе существовал и
Из материалов
первой главы, описания города Толедо
видно, что в городах проживали
вельможи и дворяне, имел место и
класс землевладельцев. О
наличии в городах
Фуэро северо-кастильских городов предполагает стирание правовых границ между разными слоями жителей одного города. Большинство фуэро и форалов -XII веков, как некогда варварские законы употребялют знаменитое Si Quis – что указывает на единство населения города в глазах законодателя и на незначительность различий. Анализ документов позволяет выделить в этой однородной для глаза центральной власти среде некий слой людей — зарождающееся испанское рыцарство (кабальерос), которые:
1. Имеют право и обязанность обеспечить себя конем и оружием.
2. Имеет право
участвовать в королевских
3. При соблюдении
сыновьями первого правила
Говоря о
привилегированном городском