Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:21, курсовая работа
История Испании в классическое средневековье ассоциируется прежде всего с реконкистой, процессом отвоевания христианами территорию перинейского полуострова у арабов-мусульман. Сам термин Re concista в переводе с испанского обозначает «отвоевание»
Реконкиста представляла собой не только освободительную войну, в отечественной и зарубежной медиевистике реконкисту рассматривают с различных сторон: это был многогранный процесс, оказавший влияние как на политическую историю полуострова, так и на социально-экономический строй Испании этого периода. Изучение реконкисты включает в себя и экономический, и религиозный, и этнографический аспект.
В Фуэро
Толедо встречается термин «
Таким образом, можно сделать вывод, что привилегированный слой (слой землевладельцев) в испанском городе не был однородным, среди средних и мелких указываются пеоны и кабальерос-вилланос, которые, как и более крупные инфансоны относились к военному сословью. Пеоны судя по всему были свободными земледельцами, владевшими своей землей и имевшими более высокий, чем крестьяне статус. Высший слой знати «рикос омес» также был неоднородным, критерием причисления к нему была родовитость.
В целом по социальной
структуре населения испанского
города можно сделать следующие
выводы. Выделяются три основные группы,
на которые в тех или иных терминах
указывает большенство
Но в целом, не смотря на различные терминологические и территориальные различия мы видим весьма четкую социальную структуру, характерную для средневекового общества, где существует эксплуататорский и эксплуатриуемый класс, особенность здесь можно увидеть в том, что эксплуататорами здесь выступают и «рядовые», но полноправные граждане, а привелигерованность высшего слоя определяется в первую очередь родовитостью и особой ролью военного сословья в условьях реконкисты.
Выше уже
было указано о природной
Национально-конфессиональный состав населения. Евреи, Мудехары, Мосабры.
Уже из первой главы, где рассматривался город в контексте исторической судьбы полуострова понятно, что население испанского города было неоднородно в национальном плане. В испанских городах жили Испанцы, Евреи и мусульмане, фуэро и данные приведенные исследователями показывают, что национальная пренадлежность также играла роль в определении правового статуса испанкого горожанина. В данном разделе работы нам следует понять каким в более детальном плане был национальный состав испанского города и как это влияло на жизнь и правовой статус горожанина. Особенно в этом плане нас будут интересовать Евреи и мусульмане.
Для источниках и литературе для обозначения мусульманского населения используется термин мудехары. Мудехарами называли мусульман, покорившихся христианам либо в силу договора об уплате дани, либо на основании капитуляции и союза.66 Их нельзя было не закрепостить не изгнать, так как это породило бы прослойку врагов, что могло помешать дальнейшему завоеванию, также и по политическим соображениям нельзя было применять слишком суровые меры к завоеванному мусульманскому населению, эти меры были бы не выгодны экономически, если учесть, что труднейшей проблемой реконкисты было заселение территорий. При этом мусульмане, в эпоху своего господства вели благожелательную политику по отношению к христианам, живущим на территории ( их назвали мосабрами).67 Из перечисленних Р. Альтамира-и-Кревеа факторов мы видим, что были объективные причины для установления строя основанного на взаимном уважении, к схожему выводу приходит и испанский исследователь.Нас же интересует вопрос о социальном положении мудехар, проживающих в городах. Для четкого определения такого положения необходимо привлеч источники. Р. Альтамира и-Кревеа замечает, что сложно привести законодательные акты общего характера, которые четко бы отражали положения Мудехаров и их взаимоотношений с христианским населением. Однако, согластно доступным нам документам, а это частные указы и правила, в том числе фуэрос и капитулярии, мы можем проседить, что в различных городах и регионах права мудехаров были различны, но в целом подчинены тенденции компромиса, о которой написано выше. Благоприятное законодательство о мудехарах имело место на Арагонских землях. Часто, нормам, выработанным в Арагоне следовали кастильские короли. В фуэро Толедо, просматривается умаление прав мудехаров, что, как отмечает Альтамира-и-Кревеа, связанно с политикой Альфонсо VI, даровавшего фуэро городу в 1101 году,тенденция ограничить их права появляется также в фуэро Эскалоны и Каталифы. В то же время фуэро Авии де Торрес, относящееся к тому же периоду практически уравнивает мудехаров с христианами. Те же тенденции мы видим и в фуэро Толедо, дарованном городу Альфонсо VII.68 Таким образом, мы можем проследить разность социального статуса мудехаров в разных регионах испании, но в целом стоит сказать, что по отношению к мусульманам христианские завоеватели проводили политику компромисса, не унижая, а в чем-то даже уравнивая их с испанским населением.
Следующая
категория, о которой стоит
сказать, это мосабры —
В испанском средневековом городе выделялось две этнических испано-христинаских группы: «новая» - завоеватели, и старая - мосабры, образовывавшие некогда христианские общины в мусульманском государстве, а в ходе Реконкисты некоторые из них ассимилировались с испанцами серевных королевств, а некоторые образовали обособленную группу, которая жила «по своим законам» и права которых оговаривались в фуэрос, иногда для них писались даже отдельные фуэрос. Выделение мосабрской общины в том или ином городе, зависило как правило от их колличества, там где мосабров было немного они в правовом плане сливались с остальным испаснким населением.
Помимо мудехаров и мосабров в испанском городе в средние века жили евреи, о них стоит также сказать особо. Их правова, как пришет Р. Альтамира и Кревеа регулировались весьма гуманными правилами, они были посредниками между испанцами и мусульманами при заключении союзов и договоров. Средни евреев было много ученых, они являлись распространителями восточной науке, в местных фуэрос их права уравнивались с христианами. Евреи имели специального судью, на суд которого должны были являться и христиане, если исцом был еврей. Альфонс VI разрешил евреям занимать любые общественные должности. 70
Альтамира-и-Кревеа также выделяет категорию «иностранцев» в этническом составе населения Испании. Иностранцы селились в галесийских, леонских, португальских и кастильских городах, приобретая в них право горожанина. В Саламанке жили французы и португальцы, в Бургосе - гасконцы, французы и немцы, в Саагуне бретонцы, немцы, гасконцы, англичане, бургундцы, провонсальцы ( этот город отмечается в литературе как самый этнически пестрый город испании). В Толедо было множество французов, поселившихся там после завоевания города кастильцами. Характерным для социального положения этих группы было то, что им обычно предоставлялись особые фуэрос, им предоставлялись особые права, отличные от прав, которыми пользовались собственно испанцы. Это имело место например в Толедо, где Альфонс VI признал принцип раздельного законодательства для различных народов. В Авии де Торос, согластно фуэрос 1130 года кастильцы пользовались иными правами, нежели иностранцы, причем статус французов, евреев и мавров был неодинаков71.
По этническому
и конфессиональному составу
населения испанского города можно
заключить следующее: этнический состав
испанских городов был
Испанское законодательство в этническо-конфессиональном отношении было двояким — с одной стороны явная уровнительная тенденция законодательства, с другой стороны четкое разделение законодательства по национальному принципу, которая создавала определенный правовой статус каждой из них, оставляя их при этом в социальном отношении практически равными.
Заключая главу,
хочется подвести итог анализу положения
различных категорий населения
Во-первых, главным в положении лица проживающиего в городе был статус горожанина, для получения которого в разных городах существовали немножко разные условья, но как правило наличие или отстутствие этого статуса определялось отношением к собственности. Во-вторых льготами, в первую очередь налоговыми, а соответственно правом считаться привилегированным сословиям пользовались рыцари и высшая знать, как потому, что роль военного сословия в эпоху реконкисты была ведущей, так и из-за своего отношения к собственности, так как они были землевладельцами. А зависимым и ограниченным в правовом плане сословием были те, кто собственностью не владел. НуСоответственно ведущим фактором в социальной лестнице было отношение к собственности.
В конце концов, сама пестрота населения, изначально продиктованная необходимостью заселения в условиях колонизации, предполагает несколько другой механизм социальной стратификации, нежели принятый в средневековье принцип происхождения. В городе селились представители различных социальных групп и уже там происходило их размежевание, ключевым фактором в котором было отношение к собственности. Из всего вышесказанного также можно сделать вывод о неравномерности формирования третьего сословья в Испании, и даже при наличае такого явления как «весинос» - община соседей горожан можно считать, что понятие «Население испанского города» в этот период весьма аморфно и не являет собой облик какого-то отдельного сословья, это скорее конгломерат представителей различных сословий, которых объединяет территория проживания и конкретные исторические условья существования в рамках этой территории.
В итоге необходимо понять как соотносилась социальное положение горожанина и его этническая принадлежность. На этот вопрос сложно ответить однозначно, однако понятно, что этническая принадлежность была второстепенной, то есть свободный мусульманин, мосабр или иностранец имея собственность в городе считался весино и пользовался его правами, однако относился к определенной этнической общине и соответственно отличался в правовом статусе от весино-испанца настолько, насколько законодательство, регламентирующее права данной группы приписывало. Так же и неимевший собственность, всего скорее также считался монсебо, но при этом из-за различий в законодательстве имел немножко другое положение ( причем учитывая «уравнительный» принцип фуэрос нельзя однозначно сказать, что это положение было более тяжелым, просто правовой его статус регламентировали нормы, предписанные для его национальной группы)
В заключение, хочется ещё раз обратить внимание на особенность испанского средневекового права, которое было неоднорым, разношерстным по своей структуре, но подчинялось одним и тем же тенденциям, которые диктовались объективными условьями времени и создало сложную и запутанную систему социальных отношений, в которой при этом очень четко регламентировано положение каждого горожанина, исходя из его отношений к собственности, принадлежности к данной територии, и отношения к определенной этнической группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Напоследок стоит вкратце вернуться к основным выводам данной работы. Не вызывает сомнения, что решающим фактором в жизни испанского средневекового города была реконкиста. Она определила и его формирование и как поселений, в случае с вновь основанными городами, и как объектов социально-экономических и политических отношений. Она же определила и его внешний облик, в особенности это касалось приграничных городов бастид, чья жизнь полностью зависела от военных успехов реконкисты. Реконкиста способствовала возышению короны. В условиях когда король являлся военачальником, город выступал инструментом этого возвышения, при всей автономии городов нужно признать, что они во многом зависели от короны, а так называемый союз городов с короной стоит траковать скорее как союз короля с городской верхушкой и городским рыцарством. Это легко видно на примере разбора городского представительства в кортесах. Значение рыцарство возвышается, так как кабальерос – это служилое сословье, необходимое в условьях военных действий. Многочисленность групп дворянства также объясняется реконкистой, а именно необходимостью освоения земель, этим же объясняется тот факт, что в юрисдикции каждого города находилась округа, как правило сельскохозяйственная. В условьях завоевания было важно не только завоевать, но и основить завоеванные земли.