Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:21, курсовая работа
История Испании в классическое средневековье ассоциируется прежде всего с реконкистой, процессом отвоевания христианами территорию перинейского полуострова у арабов-мусульман. Сам термин Re concista в переводе с испанского обозначает «отвоевание»
Реконкиста представляла собой не только освободительную войну, в отечественной и зарубежной медиевистике реконкисту рассматривают с различных сторон: это был многогранный процесс, оказавший влияние как на политическую историю полуострова, так и на социально-экономический строй Испании этого периода. Изучение реконкисты включает в себя и экономический, и религиозный, и этнографический аспект.
Важным аспектом городской автономии было их освобождение от налогов. Одна из статей фуэро Куэнки гласит: «консехо Куэнки не обязан платить ни королю, ни сеньору, ни кому либо другому»35 Правда, консехо мог делать подношения королю, или королевскому чиновнику сеньору города, характер таких финансовых отношений предполагал, что королевские поборы могли взъиматься в городе с согласия горожан через кортесы.36 Провозглашенное освобождение от налогов касалось скорее всего именно весино, то есть полноправных граждан, и естественно городского рыцарства - кабальерос. Р. Альтамира-и-Кревеа пишет,что единственной податной категорией в городаз были плебеи ( возможно здсеь речь идет и о так называемых не гражданах — монсебос и марадорес). Исследователь указывает, что городах Леона и Кастилии существовали разнообразнейшие подати, причем одни из них носили характер чистых налого, , другие — возмещения за услуги. , которые переставали оказываться, третьи являлись штрафами или денежной компенсацией. К податям перого рода относились gayosa – налог, уплачиваемый супругами при рождении ребенка, luctuosa или nuncio - передача королю лучшей головы скота, или драгоценности пренадлежащей умершему человеку, movicio – единственная подать за перемену местажительства, yantar – определенное количество припасов, предоставляемых королю и его свите, cenco или capitacion, подушная подать, которую выплачивали вольноотпущенники и их дети, pentium – чрезвычайный налог, устанавливающийся в связи с каким то важным событием, maneria – передача королю имущества лиц, умерших без наследника и др.
К податям второго вида относились foncado или foncadero – возмещение королю, платившееся теми, кто не мог лично учавствовать в войне, pectum или Pecho – сбор, введенный в XI веке, который платил каждый житель королевской земли, когда король набирал войско. Anubda или castellaria – денежная повинность, которой откупались от ведения работ по строительству и починке замков и укреплений.
К податям
третьего вида относилась
Следующий вопрос, который кажется наиболее важным, это вопрос о военной автономии города, выше мы уже упоминали, что консехо городов часто действовали независимо от королевской власти в военном плане, однако С. Д. Червонов отмечает, что города рассматривались как часть вооруженных сил королевства, фуэро Куэнки отмечает, что консехо обязан был выставить своё войско по приказу короля. Командовал им представитель королевской администрации. Эти нормы находили своё практическое воплощение в активном участии в военных походах короны. Участие городов было для короля необходимо. Не стоит забывать что рассматриваемый нами период - период Реконкисты, то есть постоянных войн с маврами. А города, как уже было отмечено в главе 1 играли в этой борьбе не последнюю роль. Мы находим этому не мало конкретных примеров. После того как в конце XII века Альфонс VIII потерпел поражение от альмохадов у Аларкоса важную роль в обороне Кастилии сыграли ополчения городов Эстремадуры. В сражении при Лас Навас де Толоса основную массу войск кастильцев составляли ополчения Мадрида, Толедо, Куэнки, Сории, Вальядолида, Сеговии, Авиллы и многих других. При взятии Кордовы Фернандо III использовал главным образом ополчения городов38
Таким образом участие городов в реконкисте очевидно. А. Р. Корсунский также говорит о необходимости союза королевской власти с горожанами. Такие союзы в той или иной степени просматривались и в других странах Европы, но в Испании это было особенно важно, если учитывать внешнеполитическую ситуацию эпохи.
В заключение стоит рассмотреть вопрос о политико-административной автономии испанского города. И здесь мы наткнемся на отрицание полноты этой самой автономии. Источники явно указывают на существование во многих городах представителя короны, специального чиновника, который именовался сеньором города. Однако на примере Куэнки С. Д. Червонов указывает, что данный чиновник не был сеньором города по характеру исполняемых им функций в смысле известном в других странах западной Европы. В его обязанности входило командование войском от лица короля, если город выступал под королевским знамением и общий надзор за деятельностью администрации. Пост сеньора города обычно получали представители знати ( рикос омес).39
Из всего вышесказанного делаем следующие выводы: испанский город представлял собой самоуправляющуюся общину со строгой системой должностных лиц и обладал значительной автономией, которая определялась в первую очередь важностью городов как военной силы в условьях Реконкисты. Однако эта автономия была не полной и серьозно ограничивалась королем во-первых в вопросах земли, верховынм распорядителем которой он оставался, во-вторых в осуществлении общего контроля за функционированием городской административной системой, который осуществлялся через сеньора города, в-третьих военной обязанностью консехо учавствовать в походах короля, что в свою очередь тоже определялось реконкистой. Ко всему перечисленному добовляется момент укрепления позиций короны, которая распространяя свою власть на города по средствам фуэро превращала городские консехо в своих вассалах и союзников. Исходя из этих взаимосвязей просматривается то значение, которое приобретиал город в эпоху реконкисты, в первую очередь военное, как форпост, подчиненный королю, главной функцией которого было военное командование, во вторую политическое, во многом исходящее из первого, военная важность городов в тяжелых внешнеполитических условьях давала им политические привелегии, к тому же королевская власть опиралась на города и крестьянство ( как элементы колонизации) в борьбе с позициями знати, фактически управлявшей страной на начальном этапе реконкисты.
Получается, что внешнеполитические условия сыграли важную, если не решающую роль в сложившейся политической системе, важным звеном которой был город.
Города, как опорные пункты Реконкисты .
Выше уже неоднократно упоминалось о значимости городов, как форпостов реконкисты. Процесс колонизации шел параллельно с процессом завоевания и образованные на отвоеванных землях городские общины стали выполнять в том числе и военную функцию, чем отчасти были обусловлены их привелегии. В данном параграфе постараемся проследить, какую роль играли города в освободительном движении. Ответ на этот, по сути ключевой воспрос, поможет нам осмыслить и связать в единую картину много выше сказанное. Данный вопрос довольно хорошо освещен в Статье О. И. Варьяш – Реконкиста и перенейский город, исследовательница делает акцент именно на значении города в эпоху неприкращающейся войны, что в рамках нашего исследования довольно значимо. Варьяш анализирует положение и роль городов в реконкисте, начиная с самых первых её веков.
Север полуострова, откуда началась реконкиста, не был богат городами. Небольшие укрепленные места, епископские резиденции, позже королевские города, они прежде всего играли роль объединяющих, консолидирующих центров, как это хорошо видно на примере Овьедо. Это значение городов было рано осознанно королевской властью, которая по мере продвижения границ христианских королевств на юг заботилась об учреждении в них новых эпископских кафедр, а наиболее важные из них делала местами пребывания королевского двора. Первые сражения не были привязаны непосредственно к городам, тем не менее в хрониках 9-10 веков всё чаще описываются сражения именно из-за городских поселений и подчеркивается их значение как крепостей40.
Говоря о военной функции реконкисты стоит в первую очередь обратить внимание на города пограничных областей. Именно такие города играли в реконкисте особую активную роль. Именно они во многом сформировали специфику пиренейского города в целом. Поселения подобного рода известны и в других регионах – французские бастиды. Испанские историки настаивают на особой значимости. Испанские бастиды были невелики по размеру и хорошо укреплены Они начали возникать в конце 11 века для защиты территорий между Дуэро и Гвадррамой – тех земель, которые получили название Эстрамадуры. Из таких бастид выросли Саламанка, Сеговия, Сепульведа и многие другие города.
Основной функцией таких городов была защита населения и окружающей территории. Она выражалась в обязанности городов охранять свой город и землю. Следить за городскими укреплениями. Они должны были потдерживать их в должном состоянии и при необходимости сооружать новые. Привелегерованные слои не освобождались от участия в подобном необходимом городу деле, но могли заменять личный труд денежными выплатами. Город, как общность в лице городского совета вкладывал в строительство часть городских средств. Особое значение военной функции таких городов-бастид отражалось и на их внешнем облике. Военный, пограничный характер жизни таких городов обуславливал их небольшие размеры и отсутствие развитых посадов. Именно поэтому в 11-12 вв города довольствовались одним кольцом стен, нередко возведенных достаточно давно. Новые города, особенно в эстрамадуре, сознательно формировались вокруг цитадели - алькасара, в которых укрывались жители при угрозе нападения.
Выше мы уже рассматривали город как элемент колонизации. Проблема заселения таких пограничных городов требует отдельного внимания. Естественно, что жизнь в таких городах сложно было назвать спокойной (это можно понять, если вспомнить линию фронта реконкисты, христиане то прорывались вперед, то откатывались назад). Например, существовала практика заселения городов бастид людьми, нарушившими всякого рода постановления, проще говоря преступившими закон. Эту норму можно рассматривать как спецефическую меру наказания..Такая возможность учитвается уже в фуэро Сепульведы, а затем неоднократно воспроизводится в других фуэро и фораллах. Это касается прежде всего беглых зависимых, имевших право свободно и в безопастности жить в этих городах, если их не опознает сеньор. Эта практика, возникшая в эстрамадуре позж была распространена на все пограничные территории вообще. Понятно, что введение такой нормы было обусловлено нехваткой людей а также пониманием того, что поселенцы на таких условьях будут привязаны к месту и не покинут его при первой опастности41
Второй, вполне объяснимый момент заключался в том, что в городе, напоминавшем фактически военный гарнизон ощущалась нехватка женщин. Специфические функции Бастид обусловливали и особый образ жизни тех кто их населял. Фуэро полагает нужным пригласить в качестве поселенцев «мужчин и женщин, клириков и вдов»42. Достаточно высокая правомочность женщин в городах Реконкисты. Согласно многим поселенным грамотам женщина воспринималась как вполне равноправный житель города и в зависимости от отношения к собственности именовалась moradora или vecina. Она распоряжалась имуществом – продавала, завещала, наследовала наряду с потомками мужского пола.
Большое значение военной функции консехо, как форпоста реконкисты отразилось и в прямую и опосредованно. Жители города, согластно фуэро должны были участвовать в обороне стен и участвовать в королевских походах. Кроме того в городе существовало собственное воинство, которое могло действовать вполне самостоятельно. Братства в пограничных городах существовали и ранее. Они нередко выростали из объединений сформировавшихся в момент острой военной опстности и продолжали действовать позже Кроме естественного стремления защитить город и единоверцев существовала крепостная идея, участникам похода обещалось отпущение грехов. Арагонское братство в Бельтиче – самое знаменитое. Покровитлель Альфонсо 1 Арагонский. Особенность в нем можно было служить и прибывать временно, а можно пожизненно, приняв монашеский обет. Роль церкви. В зависимости от участия член братства получал награду. Пожизненное служение снимало с него все грехи.
Однако братства были не главной военной силой городов. Основу её составляли жители города, те, кто мог обеспечить себя конем и оружием. Получали ряд привелегий и статус кабальеро - привелегерованное население города, могли передать детям, если те были готовы служить королю конно. Обязанность идти в поход с королем как правило ограничивалась 1 разом в год. В походе кабальеро имели право на двойную долю довольствия и добычи. Складывание рыцорства, как особого слоя, можно проследить в фуэро и фораллах 11-12 вв. Некоторое время статус кабальеро являлся обратимым, потерять его можно было утратив коня и возможность участвовать в походах в течении нескольких лет, всякий кто имеет коня и снаряжение мог жить по праву кабальеро.43 Некоторые документы сближают термин caballero и omines boni, что свидетельствует об открытости слоя кабальеро. С другой стороны говорит о восприятии современниками присутствия в городе и принадлежности к горожанам привелегерованных рыцарских слоёв, как нормального явления.
Кортесы. Участие городов в политической жизни.
Теперь подробнее остановимся на вопросе участия городов в политической жизни. Выше неоднократно упоминалось о возвышении политической роли городов, в первую очередь это связано с городским представительством в кортесах.
Кортесы — сословно представительные органы в Испании, созывались королями. Временем возникновения кортесов считают появление таких собраний, в которых участвовали представители городов. Ранняя традиция сословного представительства и раннее участие в ней городов, соответственно города выступают неотъемлемой частью сословного представительства.
Кортесы как органы сословного представительства выросли из уже упомянутых раньше собраний знати и духовенства, созывавшихся королем в Овиедо, Леоне ( с 947 года, на таком соборе принимается фуэро Леона 120 года, см. выше), в Коянсе ( 1050), Паленсии, Беневанте и Саламанки44 На таких соборах, называемых куриями, обсуждались различные вопросы религиозного, политического или административного характера. Иногда собрания состояли только из дворян или только из духовных лиц ( традиционная привелегерованность этих сословий была подкреплена также условьями реконкисты и особенностями испанской монархии). В случае, если собрание состояло из представителей одного сословия, оно называлось ковентом или конгерацией45
В середине XII века одна из конгераций, состоящая только из дворян получила название кортесов. Однако, как уже указано выше, термин кортесы принято прияменять к собраниям с участием представителей муниципалитета и самуправляющихся городов, которые разрешали те или иные вопросы сами, либо с участием представителей духовенства и знати. Таким образом характерной чертой кортесов было участие в них представителей третьего сословья, то есть народного элемента.. Традиция раннего городского представительства в Пиренейских королевствах, о котором уже говорилась ранее обычно иллюстрируется леонским примером. 1188 год, король Альфонс IX созвал епископов, магнатов и представителей выборных от отдельных городов46. Говоря о «народном представительстве на собрании» Р. Альтамира отмечает, что в Кастилии эта форма начала существовать не ранее 1250 года, и даже после слияния Кастилии и Леона кортесы созывались отдельно в каждом из этих королевств. Таким образом, Леон стал первым государством в Европе, где представители муниципалитета заседали в присутствии короля, образуя народное собрание. Однако если говорить о вливании городов в политическую жизнь, то она начала происходить ранее оформления народного представительства в кортесах.