Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:29, курсовая работа
Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное - народное русское искусство.
Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник.
Введение…………..………………………………………………………………3
Глава 1 История росписи Северной Двины
История возникновения росписи………………….……….…..…………….7
Пучужская и Ракульская росписи…………………………….……….……11
Борецкая и Пермогорская росписи…………………….….………………..14
Мезенская роспись………………………………………….……………….18
Глава 2 Технология росписи
2.1 Знаки орнамента…………………….………………………………………25
2.2 Технология северодвинской росписи…………...…………………………32
Заключение………………………….…………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………………41
В середине XIX века лучшим рисовальщиком в деревне Ульяновской считался Дмитрий Федорович Витязев. Превосходно расписанная набируха в фондах Музея этнографии в Санкт-Петербурге отличается оригинальным узором, совсем иным по характеру, чем в любом из других мест Русского Севера. Сверху по красному фону набируха опоясана полукружными фестонами. В центре - орнаментальные круги с петухами по бокам. Все элементы - и круг, и петухи, и завитки резко оконтурены и графичны. Крышка от круглого короба, хранящаяся в фондах этого музея, несет черты того же стиля.
Основа орнамента на ракуловских
прялках - изогнутый стебель, от которого
в обе стороны идут как бы большие округлые
разноцветные капли. Фон у прялки желтый,
на лицевой стороне в пяти орнаментальных
рамках на белом фоне обязательно помещается
условное черное графическое изображение
птицы, напоминающей петуха. Прялки из
Ульяновской - яркие, со смелым использованием
локальных цветов - белого, красного, зеленого.
Форма прялок из Ульяновской
так же оригинальна и неповторима, как
и сама роспись: это широкая и длинная
лопасть с четырьмя копьевидными главками,
почти без ножки (вместо нее несколько
пар уступчатых полукружий, сужающихся
книзу).
Декоративная роспись северодвинских центров XIX века обнаруживает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. В тонком чувстве цвета, в характере самого орнамента, в трактовке жанровых сцен сказались глубокие традиции этого искусства, определенная художественная „школа поколений» и блестящее мастерство исполнителей [7,с.125].
Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость, заставляют восхищаться талантом творцов этих изделий и рассказывают о духовной красоте русского человека.
1.3 Борецкая и Пермогорская росписи
Борецкая роспись
Корни борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы, особенно в самых ранних работах. В народной росписи Борка есть много моментов, которые сближают ее с древнерусским искусством переписи и оформления книг, русским рисованным лубком, иконами "северных писем": одежда персонажей, шитая жемчугом, женские головные уборы, композиционное решение сюжетов верховой езды, где всадник напоминает Георгия Победоносца, а также всегда горячий колорит росписи. Композицию росписи борецких прялок XVII-XVIII веков можно сравнить с иконостасом. Однако от иконописи - только внешние признаки. Содержание народной росписи Борка самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистые солнца. Иногда в оконцах терема изображены львы и единороги.
Все прялки Борка, как и прялки Пучуги и Нижней Тоймы, отличаются особым изяществом и единообразием. Роспись самой борецкой прялки всегда сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора, а сусальное золото придавало ей праздничность и нарядность.
Различить борецкую роспись прялок можно, в первую очередь, по узору на ножке. Через всю ножку борецкой прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге борецких прялок, кроме розеток, иногда размещались птица, цветок или "перчик". Большое значение имеет и сама конфигурация ножек. Они выпиливались в форме четырех или пяти кругов, соединенных между собой плавными фигурными переходами.
Круг сюжетов борецкой росписи
довольно широк. В основном они отражают
труд и быт северных крестьян и ремесленников.
На прялках иногда встречается такой сюжет
- всадник на коне или два коня под дугой
("радугой-дугой"). Но также украшают
прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся
ветки с мелкими красными завитками и
кусты с крупными бутонами или раскрытыми
лепестковыми розетками, солнечные знаки.
На оборотной стороне прялки - сцена парадного
выезда жениха и невесты, князя и княгини.
Жених и невеста - в красной одежде, подпоясаны
золотыми поясами; вокруг ворота, по рукавам
и подолу - золотая кайма, расшитая жемчугом.
В росписях сундуков и сундуков-подголовников
конца XVII-начала XVIII веков можно встретить
тюльпановидные цветы. Персонажи росписи
сундуков одеты в праздничные одежды новгородских
бояр XVII века. Здесь чувствуется влияние
новгородской школы.
Со временем появляются новые персонажи и новые композиции, хотя прослеживаются и древние темы. На прялках мастера любили писать птиц, которые также менялись с течением времени. На первых прялках, что дошли до нас из XVII-XVIII веков, - это были курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими он их видел. В дальнейшем птицы становились все более красочными, нарядными, ярких пестрых расцветок; хвосты их удлинились, появилось много дополнительных украшений. Они уже стали сладкоголосыми райскими птицами, что сидели на "древе жизни". "Древо жизни" с птицами было одним из излюбленных сюжетов русского народного искусства. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. Дерево как символ жизни изображалось всегда с корнями и называлось "древом жизни". Та часть лопасти прялки называлось "став с древом".
Среди других излюбленных мотивов борецкой росписи - сани. Санями на Руси пользовались зимой и летом. По бездорожью, на ярмарку, для ямской езды, для праздничных катаний и свадебных выездов. И на прялках мы видим такие сцены, как, например, нарядный чиновник сидит в кибитке, покуривает трубку, а ямщик на облучке возвышается.
Пермогорская роспись
Пермогорье - это группа деревень Красноборского района Архангельской области, более или менее близких к Северной Двине. Центром пермогорской росписи является куст деревень под названием Мокрая Едома.
Лопасти деревянных прялок здесь более узкие, чем в других местах производства на Северной Двине, переход от лопасти к ножке выполнен либо в виде нескольких пар кругов, идущих вниз сужающимися уступами, либо с одним кругом. Вверху - четыре, пять, а то и больше круглых "главок". Роспись лопасти по белому фону делится чаще всего на две части. На верхней - большей - птица Сирин в круге, на нижней - меньшей - выезд на коне, запряженном в сани, одни конь или конь с жеребенком. Обычно кони черные, без деталей, изображенные скорее наивно, чем торжественно-стилизованно, как в Нижней Тойме и Борке. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались еще разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. Из русских центров народной росписи мы не можем назвать ни одного другого центра, в изделиях которого так же широко и многогранно была бы отражена жизнь русской деревни XIX века, как в росписях Мокрой Едомы. Характерным декоративно-орнаментальным элементом пермогорской росписи являются красные травные завитки. В. Василенко предположил, что этот узор перешел с декоративного убранства древнерусской сольвычегодской финифти. Кроме того, в пермогорской росписи присутствуют и традиции старинной великоустюжской росписи бытовых предметов. Народный мастер-художник, сочетая завитки с красными, черными и белыми зубчиками (графическими остатками геометрической резьбы), смело заполняет плоскость, свободную от сюжетных тем.
Сюжеты с изображением Сирина и катанья на конях преобладают в пермогорской росписи, но встречается и много других тем. Очевидно, у мастеров в этом отношении существовала полная свобода, и они использовали бытовые темы, легко связывая их с событиями личной жизни. Прялке, на которой изображена сцена чаепития. В набирухе (лукошке) из деревни Жигаловой (Погореловой) Алексеевского сельсовета художник, рядом с птицей Сирин и с декоративно в том же стиле нарисованным петухом, изобразил сцены (сюжеты) в лесу: рубку деревьев, сдирание берёсты, подсечку и получение березового сока [11,с.98].
В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный — основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло, всегда мастеровито.
Анализируя манеру исполнения жанровых сцен, характер растительного узора, принципы композиции и цветовое решение пермогорских росписей, можно прийти к выводу, что все это уходит своими корнями в древнерусское искусство. Бытовые сцены Пермогорья можно рассматривать как своеобразное продолжение той линии народного искусства, которая в XVII веке ярко проявилась в монументальной живописи, в иконописи и в миниатюре Древней Руси, где можно встретить немало композиций со сценами сева, жатвы, сенокоса, с изображениями пастбищ и многие другие сюжеты из сельской жизни. В житийных клеймах икон и в миниатюрах эти сюжеты особенно привлекали мастеров возможностью выразить свои мысли, чувства и наблюдения, связанные с окружающей реальной действительностью. Однако они здесь лишь сопутствовали тематическому религиозному циклу изображений. В северодвинской росписи они приобретают значение основных ведущих мотивов.
Близость тематики рукописных миниатюр и народных росписей Пермогорья связана безусловно с тем, что авторами и тех, и других были мастера из народа. По всей вероятности, создатели пермогорской росписи бывали в мастерских, где художники-миниатюристы украшали рукописи, а возможно, что и сами работали в этих мастерских.
Одно из основных семейств пермогорских живописцев - братья Хрипуновы, жившие в деревне Черепаново. При общности их стиля заметны индивидуальные особенности: более холодный колорит работ Дмитрия Андреевича, преобладание красного цвета в росписях у Петра Андреевича и насыщенность цветом в работах младшего из братьев - Василия Андреевича.
1.3 Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву, тип росписи деревянных прялок и утвари — ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX в. в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII в., выполненных в мезенском регионе.
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX в. Предметы густо испещрены дробным узором — звездами, крестиками, черточками, выполненным в два цвета: черный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные черной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски.Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
В конце XIX в. мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.
В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.
Дерево с птицами на ветвях — один из любимых сюжетов в народном
искусстве не только славянских, но и других
народов Восточной Европы. В частности, мотив дерева с несколькими поднятыми вверх ветвями
и сидящими на них птицами широко распространен
в вышивках карел Калининской обл. и Карельской
АССР. Мировое древо в виде дуба с птицами
наверху или березы с птицей-солнцем в ветвях является одним из ярких образов
карельского эпоса. В изобразительном
искусстве Русского Севера подобное древо
нашло отражение в знаменитой трехчастной
композиции, изображающей богиню-мать
с предстоящими ей фигурами людей или
животных в окружении птиц. Известно, что
фигура богини часто совмещалась с изображением
древа жизни или замещалась им. На Мезени
эта композиция прослеживается в рассмотренных
выше росписях со львами по сторонам дерева
на фронтонах домов. Нарисованные около
дерева птицы свидетельствуют о том, что
это дерево не что иное, как древо жизни.
На мезенских прялках дерево чаще всего
изображается с большой птицей на вершине.
Вероятно, подобное изображение древа
жизни не случайно. Оно имеет аналогии
в распространенных в еще недавнем прошлом
у соседних коми обычаях водружать около
домов птиц на шестах. Хотя исследователи,
касавшиеся вопроса происхождения изображений
птиц на шестах, не всегда связывали их
с древом жизни, связь эта представляется
несомненной при сравнении этнографического
материала. Например, у якутов «шаманские
деревья», в которых Л. Я. Штернберг видит
«мировое древо», изображались в виде
высоких шестов, на вершине которых помещалась
птица-орел. В свою очередь, «шаманские
деревья» якутов, как и подобные изображения
всех урало-алтайских народностей, по
целому комплексу особенностей связаны
с представлениями о мировом древе у народов
средиземноморской культуры и, далее,
у народов Скандинавии и западных финнов
Европы. Очень ярко сюжет мирового древа
и орла как ипостаси верховного бога Одина,
обитающего на вершине этого древа, разработан
в скандинавской мифологи. Связь между
древом жизни и птицей как воплощением
божества прослеживается в фольклоре
восточных славян. Мотив птицы на вершине дерева, приносящей добрую
весть или подарки, имеет место в календарной
и свадебной поэзии западных и восточных
славян. Птицу на вершине дерева можно
видеть в рисунках на мезенских берестяных
туесах. С подобными представлениями,
очевидно, нужно связывать и известные
на Русским Севере изображения деревянных
щепных птиц.
Информация о работе История росписи Северной Двины. Технология росписи