История росписи Северной Двины. Технология росписи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное - народное русское искусство.
Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник.

Содержание

Введение…………..………………………………………………………………3
Глава 1 История росписи Северной Двины
История возникновения росписи………………….……….…..…………….7
Пучужская и Ракульская росписи…………………………….……….……11
Борецкая и Пермогорская росписи…………………….….………………..14
Мезенская роспись………………………………………….……………….18
Глава 2 Технология росписи
2.1 Знаки орнамента…………………….………………………………………25
2.2 Технология северодвинской росписи…………...…………………………32
Заключение………………………….…………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая росписи Северной Двины.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Живопись яичной темперой по грунтованной левкасом доске и характер цветочного орнамента заставляют нас думать, что эта роспись в истоках своих близка иконописи, в частности той ее школе, которая развивалась в этих местах в XVI-XVII вв. и называлась строгановской. В северодвинских росписях интерес мастеров ко всем сторонам жизни своей округи сказался ярче и непосредственнее, чем в мезенских. Северодвинские художники чаще вводили в свой орнамент человеческие фигуры, сцены из крестьянской жизни: это и чинные чаепития, и посиделки с непременным прядением, и поездки на санях, и сцены охоты, и многое другое. Удивительно мастерство, декоративная фантазия и смелость, с которыми народный художник сплетал орнамент и сценку из жизни. Так, на прялке 1927 г., происходящей из деревни Пучуга Архангельской области и хранящейся в Государственном Русском музее в Ленинграде, художник изобразил поездку крестьян в санях, запряженных парой лошадей. Колорит прялки несколько необычен для северодвинской росписи: вместо красного цвета в цветочную роспись введен густой малиновый тон в сочетании со светлым фоном и зеленым цветом. Ярко-желтым пишет художник передок саней и, стремясь уравновесить композицию в цвете, рядом с белым конем пишет второго коня ярко-зеленого, что, казалось бы, никак не соответствует правде жизни, но вполне отвечает красочному представлению мастера об окружающем мире. Несмотря на то, что северодвинскими называются прялки различных местных школ (Пермогорья, Борка, Нижней Тоймы, Пучуги и др.), имеющих свои особенности, можно говорить и об общих чертах их композиций. Обычно изображение на такой прялке делалось в два яруса, один из которых (чаще верхний) изображал фантастическое существо - птицу-сирина с женским ликом. Второй ярус, отделанный узорным пояском из диковинных трав и цветов, изображал реальные события деревенской жизни. Вся прялка, как правило, покрывалась густым растительным узором, характер которого близок характеру орнаментальных украшений северодвинских рукописных книг. Здесь и сказочные растения с прихотливо изгибающимися стеблями, цветы, ягоды, и вплетенные в их узор птицы, нередко, правда, спорящие своим обыденным, напоминающим домашних курочек, обликом с фантастическим садом вокруг.

Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в “уточке” и коне – знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представлении устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце), конь-огонь [13,с.174].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог исследования истории художественного образования и культуры Русского Севера, можно заключить, что истоки северного народного искусства и образования взаимосвязаны и уходят глубоко корнями в языческую, а затем в православную культуру России, в результате которых сформировалась глубокая и содержательная культура Русского Севера, сохранившая лучшие традиции прошлого. Наибольший рассвет народного творчества приходился на время общего духовного подъёма русского народа в периоды освобождения от барщины, крепостного права, гнёта властей, при наличии свободы выбора образа жизни, работы, ремесла; при возможности пользоваться природными ресурсами, землёй, лесом и другими; сохранение и преемственность семейных традиций, ремёсел; глубокое верование и почитание народной мудрости, как жить, как дело творить и счастливым быть; неразделимая связь с природой, как источником благополучия, вдохновения и созерцания. Всё вышесказанное далеко не исчерпывает всех богатств и разнообразий народной культуры Русского Севера, много актуальных открытий предстоит ещё сделать историкам, педагогам, искусствоведам, художникам. Север всегда был и остаётся неисчерпаемым источником.

Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть  истинное - народное русское искусство.

 

Список литературы

  1. Арбат, Ю. Путешествие за красотой [Текст] / Ю. Арбат. – М., 1966.
  2. Афанасьев, А. Я. Поэтические воззрения славян на природу [Текст] / А.  Я. Афанасьев. – М., 1986.
  3. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева [Текст] / В.А.  Барадуллин. – М., 1986.
  4. Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и  сувениры [Текст] / Р.А. Бардина. – М., 1986.
  5. Баталова, И. К. Роспись по дереву [Текст] / И.К. Баталова – М., 2007.
  6. Бихилиная, Н. Б. История цвето - обозначений в русском языке [Текст]  / Н.Б. Бихилиная. – М., 1975.
  7. Воронов, В. Крестьянское искусство [Текст] / В. Воронов. – М., 1924.
  8. Изместьева, Л. А. Борецкая роспись [Текст] / Л.А. Изместьева. –А.,  1994.
  9. Круглова, О.В. Народная роспись Северной Двины [Текст] /  О.В.Круглова. – М., 1993.
  10. Круглова, О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву [Текст] /  О.В. Круглова. - М., 1987.
  11. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология  художественных промыслов [Текст] / М.С. Соколова. – М., 2005.
  12. Токарев, С. А. Этнография народов СССР [Текст] / С. А. Токарев. –  М.,1958.
  13. Тарановская, Н.В.Новые данные о формировании северодвинских  народных росписей [Текст] / Н.В. Тарановская. – СПб., 1993.
  14. Тарановская, Н.В. Росписи по дереву Нижней Тоймы. Мастера.//  Народное искусство. Исследования и материалы  [Текст] / Н.В.  Тарановская. – СПб., 1995.
  15. Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера [Текст] / Г.С  Щуров. – А.,2004.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Самарская государственная академия культуры и искусств»

 

Институт Современного искусства и художественных коммуникаций

Кафедра декоративно – прикладного творчества

 

 

Росписи Северной Двины. Традиции и современность

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

                                            Исполнитель: Зиновьева Нина Николаевна

                             Студентка 1 курса группы ХТ – 10 заочного отделения

                                        Научный руководитель: старший преподаватель

                                                                        Князева Анна Викторовна

 

 

Самара 2013

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История росписи Северной Двины. Технология росписи