Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:01, дипломная работа
Актуальность детских концертов, как формы культурно – досуговой деятельности школьников нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.
И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.
Введение ……………..……………………………………………………………3
Глава 1. «Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность».
1.1 Творческие способности школьников……………………………………12
1.2 Сущность, понятие «концертная программа»……………………………23
1.3 Виды концертов и их характеристика……………………………………26
Глава 2. Технологический процесс подготовки концертной программы.
2.1 Сценарные основы подготовки концерта……………………………… 37
2.2 Выразительные средства в концертной программе………………………52
2.3 «Номер» как ведущий компонент концерта………………………………56
Заключение……………………………………………………………………64
Список изученной литературы……………………………………………...
Чем благоприятнее
условия, чем ближе они к оптимальным,
тем успешнее происходит процесс творческого
развития. Если созревание и начало функционирования
(развития) совпадают по времени, идут
синхронно, а условия благоприятны, то
развитие идет легко - с наивысшим из возможных
ускорений. Развитие может достичь наибольшей
высоты, и ребенок может стать способным,
талантливым и гениальным.
Но создание благоприятных
условий недостаточно для воспитания
ребенка с высоким творческим потенциалом,
хотя некоторые западные психологи и сейчас
считают, что творчество изначально присуще
ребенку и, что надо только не мешать ему
свободно самовыражаться. К сожалению,
традиционно существующая в нашей стране
система школьного воспитания почти не
содержит мер, направленных на последовательное
систематическое развитие творческих
способностей детей. Поэтому они (способности)
развиваются в основном стихийно и в результате,
не достигают высокого уровня развития.
Но практика показывает,
что такого невмешательства мало: не все
дети могут открыть дорогу к созиданию,
и надолго сохранить творческую активность.
Оказывается (и педагогическая практика
доказывает это), если подобрать соответствующие
методы обучения учащихся, то школьники,
не теряя своеобразия творчества, создают
произведения более высокого уровня, чем
их необученные самовыражающиеся сверстники.
Не случайно сейчас в общеобразовательных
и музыкальных школах, а также школах
искусств особой популярностью пользуется
работа детских кружков, студии и любительских
объединений. Конечно, ведется еще много
споров о том, чему же и как учить детей,
но тот факт, что учить надо не вызывает
сомнений.
Воспитание творческих способностей детей
будет эффективным лишь в том случае, если
оно будет представлять собой целенаправленный
процесс, в ходе которого решается ряд
частных педагогических задач, направленных
на достижение конечной цели.
В последнее время зачастую звучит термин «креативность» (от латинского - создание, сотворение). Данное понятие является аналогом, синонимом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством и творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников,
основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1. Релизм воображения
– образное схватывание
2.Умение выделить целое раньше частей.
3. Надситуативно –
4. Экспериментирование -
способность сознательно и
Немаловажным значением является развитие познавательных интересов ребенка в школьном возрасте, которое должно осуществляться по двум основным направлением:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность школьника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы школьников, педагоги и родители должны знать, чем интересуется их ребенок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, автору данной работы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны преподавателей общеобразовательных школ, так и со стороны семьи.
К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалась бы специальная литература по этой проблеме.
Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в школьном возрасте.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение, легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.
Всестороннему развитию творческих возможностей школьников в творческих коллективах способствуют три генеральных фактора:
-познавательная активность,
-личностная включенность,
-творческость.
И в данной выпускной работе, на основе изучения литературы по данной теме, мы попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей в школьном возрасте.
Чем больше ребенок видел,
слышал и пережил, чем больше он знает
и усвоил, чем большим количеством
элементов действительности он располагает
в своём опыте, тем значительнее
и продуктивнее при других равных
условиях, будет его творческая деятельность.
Именно школьный возраст, даёт прекрасные
возможности для развития способностей
к творчеству. И от того, насколько
были использованы эти возможности,
во многом будет зависеть творческий
потенциал взрослого человека.
1.2 Сущность, понятие «концертная программа».
Немаловажную роль в творческом развитии школьников играет художественная самодеятельность, основной формой выступлений которой являются концертные программы. На сегодняшний день концертные программы, наиболее часто используемая форма работы для массового зрителя, на основах теории которого и хотелось бы остановиться, начав с самого понятия.
Концерт – публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе.
Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.
Слово «концерт» – термин
музыкальный. Словарь толкует его
следующим образом: «Музыкальное произведение
виртуозного характера для
Для концерта характерен всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных особенностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения.
Понятие «концерт» произошло от итальянского слова «кончерто», что обозначает состязание, соревнование. Конечно же, на сцене не происходит явной борьбы, в которой кто-то должен победить, кто-то проиграть, но глубинный текст слова сохраняется. Ведь любой исполнитель, вышедший на сцену, ждет признания, аплодисментов и не хочет выглядеть хуже других. Обеспечить успех каждому выступающему, тем более, если это дети, самая главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта.
Концерт это соревнование разных жанров,
разных родов и видов исполнительского
искусства. Это непременное выявление
выразительности, высокого мастерства
исполнителя, ибо каждый номер концертной
программы обязательно
Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано, прежде всего, с ростом культуры, широких слоев населения. На эстраду вышли жанры камерное и инструментальной музыки, которая когда-то принадлежала только привилегированным слоям общества.
Более того, рояль, скрипка, виолончель стали постоянными участниками смешанных концертов и даже в концертах развлекательных, где они соседствуют с эстрадными жанрами. Такое соединение нельзя было видеть вплоть до последней четверти IXX века. Камерная музыка не выходила за стены светских салонов и светских клубов. Народные гуляния 18 – IXX веков были популярны, на этих гуляниях складывались прототипы современных концертов на народных инструментах, жанрах народной музыки.
Еще один источник есть у современного концерта – это театр. С конца ХVIII века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артиста, любимца публики с исполнением наиболее ярких арий из опер или танцев из балета. Постепенно артисты дивертисмента стали пополнять репертуар произведений, взятые не только у ведущих спектакля. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артиста, которые в рамках театрального представления остались так или иначе незамеченными. В середине 20-х годов IXX века дивертисменты начинают устраивать и в драматических театрах. Главным образом в Александровском (Санкт-Петербург) и в Малом театре (Москва). В этих же театрах они называются антрактами, ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей.
С появлением концерта связано и понятие вокзал. В ХVIII веке вокзалом назывались загородные сады с клубными концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах возможности проведения концерта, дивертисментов с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из Лондонского «воксал» – столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах IXX века большой популярность пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада, сад искусственных вод. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танца, песнях, обрядах, некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку. В эти годы Штраусом были созданы лучшие вальсы.
В 20-е – 30-е годы XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству.
Концерт сегодня является
самостоятельным видом
Рассматривая классификацию концерта необходимо отметить, что она в достаточной степени условна. Компоненты одной разновидности могут присутствовать в другой.
1.3 Виды концертов и их характеристика.
Концерты в досуговой практике принято подразделять на различные виды. Существует несколько видов концертов. В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
Под концертной деятельностью понимается планирование и организация публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.
Её особые черты:
– жанровое многообразие исполняемых произведений (вокальные, инструментальные и др.);
– количество участников концерта (от одного в сольном концерте пианиста до нескольких сотен в массовом театрализованном представлении) и степень их популярности;
– вместимость и тип концертной площадки (зал филармонии, дом культуры, дворец спорта, сельский клуб, актовый зал школы, красный уголок цеха и т.п.).
Организационное разделение концертов на филармонические и эстрадные у нас в стране сложилось в 30-е годы, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими и народными коллективами и исполняемыми, а с другой – эстрадные организации.