Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:01, дипломная работа
Актуальность детских концертов, как формы культурно – досуговой деятельности школьников нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.
И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.
Введение ……………..……………………………………………………………3
Глава 1. «Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность».
1.1 Творческие способности школьников……………………………………12
1.2 Сущность, понятие «концертная программа»……………………………23
1.3 Виды концертов и их характеристика……………………………………26
Глава 2. Технологический процесс подготовки концертной программы.
2.1 Сценарные основы подготовки концерта……………………………… 37
2.2 Выразительные средства в концертной программе………………………52
2.3 «Номер» как ведущий компонент концерта………………………………56
Заключение……………………………………………………………………64
Список изученной литературы……………………………………………...
Во время концерта между ними устанавливаются совсем иные контакты, чем в жизни. Как бы ни был ведущий в жизни равнодушен к человеку, которого он представляет публике, все бытовые отношения исключаются в концертной встрече. Уважение к искусству артиста, к его не легкому труду должно преобладать в концерте. На концерт ведущий приходит заранее и отправляется осматривать сцену, приготовить на ней все, чтобы концерт прошел без «сучка и задоринки», проверить занавес; инструмент, как он стоит, кто его будет двигать, состояние пола сцены, особенно если предстоят танцевальные номера.
Ведущий должен проверить световое освещение, микрофон, с которым ему придется работать, находятся ли на своем месте стулья, подставки и т.д.
Открывая концерт ведущий
Ведущий может объявить номера оставаясь за кулисами по микрофону. Это экономит время, и зритель лучше настраивается на восприятие следующего номера. В качестве примера можно назвать концерт, посвященный 65-ой годовщине Великой Победы «Память, память за собою позови…», где все концертные номера объявлялись из-за кулис.
2.2 Выразительные средства в концертной программе.
Привнесение элемента художественности
в концерную программу
Исходя из вышесказанного необходимо отметить несколько этапов работы режиссера и художника над концертной программой.
1 этап. Согласно разработанному
сценарию, определению темы и
сверхзадачи, а также
2 этап. Непосредственная
3 этап. Работа художника - оформителя непосредственно на концертной площадке
Необходимым условием между режиссером и художником – оформителем является обязательное присутствие на всех репетициях и конечно же на концерте.
При создании новогодней концертной программы «Зимняя сказка» режиссер-постановщик в своей практической работе использовал выразительные средства:
1. Элементы оформления – сцена была оформлена новогодней мишурой, снежинками, в фойе возвышалась празднично украшено елка.
2. Костюмы Деда Мороза, Зимы,
Бабы Яги, а также
3. Для создания образа, основным персонажам (Дед Мороз, Баба Яга, Зима) применялся театральный грим.
4. При применении мизансценирования
режиссеру удалось создать
Также не стоит забывать что: «Атмосфера – это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей». Сценическая атмосфера создается:
Во-первых. Правильным внутренним настроем исполнителей.
Во-вторых. Внешней сценической обстановкой.
Внутренний настрой
1) В результате
2) Его увлеченностью исполняемым номером.
3) Доверительным, верным
4) Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители и исполнители – одни – чувством радости творчества, другие – сопричастности к творчеству.
Внешняя сценическая атмосфера создается и выражается:
1) Оформлением (сценография). Одно
из самых действенных
Функции оформления:
1) «Обстановочная»
2) Активно действующая.
2) Музыкой.
Музыка в концерте, представлении используется:
1) Как действенный фон номера,
эпизода. Вызывает у зрителей
соответствующее настроение, усиливает
эмоциональное восприятие
2) Для создания на сцене точной
атмосферы того или другого
исторического времени.
1) Как лейтмотив всего
2) Как характеристика
3) Как раскрытие внутреннего
состояния действующих лиц в
происходящем на сцене событии.
4) Как заставка, как связка между номерами и эпизодами.
5) Сценическим светом.
При работе над светом режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект:
1) должен нести в себе
2) служить выявлению содержания номера, эпизода в эстрадном концерте, представлении.
Праздничная атмосфера концерта создается, прежде всего, яркой, радостной, заливающей всю сцену гаммой света, а не бессмысленным калейдоскопом спецэффектов и темнотой.
Играть светом нужно осторожно и только там и тогда, когда эта игра необходима.
4) Звуки и шумы.
Верно к месту прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шумное появление на сцене Бабы Яги и др.):
1) несет в себе действенно-
2) придает физическую
Выступления творческих коллективов школы, не оставили равнодушными ни одного из пришедших в этот день на концерт и встречу с ветеранами.
2.3 «Номер» как ведущий компонент концерта.
Эстрадная специфика заключается в том, что основой концертных программ является номер. В сценарии концерта номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой. Режиссёр сначала создаёт номера, корректирует их, т.е. приводит в соответствие с общим замыслом, а затем объединяет в концертную программу. На сегодняшнем этапе в основе сценария концертного действия – эпизод и номер, подчинённые монтажу, являются составной частью, звеньями, из которых складывается целостное художественное произведение.
Главенствующая роль отводится концертному действию с характерными номерами различных жанров. В драматургической конструкции концертный номер приобрел определенное значение, а все остальные компоненты действия являлись дополнением ему. Номер превратился в существенную часть концертной драматургии, характерным качеством которой явилось не построение непрерывного, плавно развивающегося действия, а монтажное соединение номеров. Именно в соединении, своеобразном сцеплении, монтаже номеров самых различных жанров родилась концертная драматургия. Все художественные номера вплетаются в канву сюжета. Для такого концерта приходится немало потрудится и сценаристу, и постановщику, и исполнителям. Сюжетная линия придерживается основных законов драматургии: действие должно развиваться по нарастающей – от завязки к кульминации и финалу. Исходя из этого, распределяются и номера концерта. Наряду с концертными номерами различных жанров, действуют все слагаемые театрального искусства - слово, мизансцена, музыка, цвет, свет, пространственная композиция, художественное оформление, шумы и т.д.
Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика.
Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.
Номер должен быть относительно коротким по напряженности, но не куцим. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы концерта: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой. Следующим требованием для номера является высокая концентрация содержания: за предельно малое время нужно дать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Воспринимая концертное зрелище, как вид искусства, можно смело утверждать, что его произведения, или номера, являются своеобразным отражением действительности. Происходит это, разумеется, не впрямую, не буквально, а в приемах и средствах свойственных драматургии концерта.
Рассматриваемые с подобной точки зрения концертные номера позволяют сделать общее методологическое наблюдение: каждый жанр диктует свои определенные, как правило, весьма ограниченные специфические условия существования данного жанра.
…..К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, “оригинальные” номера. Групп может быть и больше, названия их могут быть более точными, но сущность деления от этого не изменится. А без видовых признаков невозможно установить и жанровых особенностей.
Необходимо отметить,
что жанровая структура
1.Литературно-драматический номер. Художественное, поэтическое произведение, в особенности драма, прежде всего должно вызывать в зрителе иллюзию того, что переживаемое, испытываемое чтецом –декламатором. Но как показала практика , концертному зрелищу наиболее близко поэтическое слово. Поэзия своею образностью, лаконичностью, ритмической точностью больше других жанров соответствует стилю эстрадного действа. Именно слово во всех разнообразных его проявлениях в известной мере скрепляет различные эпизоды и разножанровые номера в единое целостное произведение, несет важную идейно-смысловую нагрузку.
2. Музыкальный номер. В массовом действии музыка представлена в самых различных аспектах. Как правило, три четверти драматургического материала концертного действия в той или иной мере связаны с музыкой.
Многообразие музыкальных
компонентов, составляющих
1. Музыку, несущую непосредственно
драматургические функции,
2. Музыку номеров:
а) инструментальную (симфонический, духовой оркестры, оркестр народных инструментов, джаз, эстрадно-симфонический, различные инструментальные ансамбли, солисты-инструменталисты);