Концерт как ведущая форма активизации творческого развития детей в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность детских концертов, как формы культурно – досуговой деятельности школьников нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. Среди разнообразных видов творческой деятельности детей наиболее часто встречающейся формой являются концерты.
И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

Содержание

Введение ……………..……………………………………………………………3
Глава 1. «Развитие творческих способностей учащихся и создание условий для их реализации через концертную деятельность».

1.1 Творческие способности школьников……………………………………12
1.2 Сущность, понятие «концертная программа»……………………………23
1.3 Виды концертов и их характеристика……………………………………26
Глава 2. Технологический процесс подготовки концертной программы.
2.1 Сценарные основы подготовки концерта……………………………… 37
2.2 Выразительные средства в концертной программе………………………52
2.3 «Номер» как ведущий компонент концерта………………………………56
Заключение……………………………………………………………………64
Список изученной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

РОГОЖНИКОВ СЕРГЕЙ.docx

— 114.99 Кб (Скачать файл)

     Эстрадные концерты  для детей  надо рассматривать как одну из форм педагогики, поэтому следует точно дифференцировать возрастные группы детской аудитории, учитывать разницу возрастного восприятия.

   Постановщик особое  внимание должен уделять конферансу  представления для детей.

     Для детской  аудитории  важен и выбор  репертуара  концертной программы,  необходимо вводить темы современности  понятные и близкие детям. Большое  значение имеет то, как подать  эти темы, найти доходчивую для  ребят форму.

     Различна тематика детских концертов, различны номера и жанры, используемые в этих концертах, - от кукольных номеров до симфонических оркестров со специальным детским конферансом.

     Ежегодно в марте месяце  в Приднестровье проводится неделя детской книги, музыки и театра, которая включает в себя цикл концертных программ  для детей, и участниками этих концертов также являются дети.  Примером последнего могут служить детские концерты «Детство – остров сокровищ», «Маленький Моцарт», «Сказочная страна» и т.д.

     С.В.Образцов, тонко чувствующий природу детского восприятия, в своей книге «Актер с куклой» пишет: «Тему ребенок может воспринять почти любую, такую же, что и взрослые…Но вот найти способ, как все это детям рассказать, вот это очень сложно. Нужно о новых, интересных детям вещах говорить простым и до конца понятным языком. Не надо надеяться на то, что, мол ребенок дома у мамы или в школе у педагога спросит, чего не понял, и что, мол, это даже хорошо, если непонятное заставит его задуматься. Неверно это. Ведь если он внутри спектакля чего-нибудь важного не поймет (а неважного в спектакле и быть не должно), то он и вывода не сделает.

    И если мне  в моих собственных работах  для взрослого зрителя приходится  так много думать о языке,  на котором я со зрителем  разговариваю, то в постановках  для детей забота об этом  языке должна быть усилена  во много раз». [37]

     Одним из ярких примеров детского концерта в школе являются новогодние представления с использованием театрализации, с участием традиционных персонажей Деда Мороза и Снегурочки, игры и викторины, инсценировки сказок и басен. Интересен прием решения ведущих в качестве сказочных персонажей.

     Одна из главных задач новогоднего представления - активное вовлечение в участие детей-зрителей в действие. Практика показывает, что именно такая форма концерта с элементами театрализации наиболее эмоционально воспринимается юными зрителями.

    Особенность режиссерского решения новогоднего представления - это распределение действия по нарастанию, обозначение элементов, собирающих внимание детей  (детское внимание недолговечно, ребенок устает от многообразия впечатлений). Обязательна разрядка остроумной шуткой или каким-либо другим приемом, чтобы вновь вернуться к действию по нарастанию.

    Всякая классификация в искусстве неполна, и поэтому можно выделить здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера часто встречающиеся в сценариях концертных программ.

Вывод. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.  
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная  помощь (а не подсказка) взрослых.  
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Школьный возраст имеет  богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени  необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее их использование. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

 

 

 

Глава 2. Технологический  процесс подготовки концертной программы.

 

2.1 Сценарные основы  подготовки концерта.

 

     Несмотря  на все многообразие проявления  досуговых форм отдыха и развлечений  - индивидуальных, групповых, массовых, семейных и корпоративных самым  существенным результатом культурно-досуговой  деятельности выступает культурно-досуговая  программа. 

     В  настоящее время культурные программы  являются неотъемлемой частью  школьной жизни.   

      Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по новому взглянуть на проблему воспитания подрастающего поколения, формирование интеллектуального и творческого потенциала учащихся  в общеобразовательной школе.  Не исключением является в Приднестровской Молдавской республике город Бендеры, в котором расположено 20 общеобразовательных школ, где получают  образование18 тысяч учащихся. Большое значение в работе  этих  школ придается и воспитательному процессу.

    В целях создания благоприятных условий для сплочения учащихся, педагогов и социума и всестороннего развития личности школьников  преподавательский состав  вышеуказанных школ ведёт активный поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития. Именно эти психолого-педагогические аспекты определили выбор практической постановки выпускной работы.  Автор данной работы выбрал форму проведения мероприятия -  новогоднюю концертную программу «Зимняя сказка». Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. В студии «Гармония» сложились свои традиции. Работает орган самоуправления “Маленькая страна” со своими министрами, президентом.

Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего  поколения - совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического  коллектива, родителей, социума, руководителей  дополнительного образования.

     С целью воспитания у школьников творческого развития особый интерес для автора, как  для постановщика представляли и другие мероприятия проводимые на базе этой школы: концерт «Память, память за собою позови…»  посвященный 65-ой годовщине Великой Победы, праздник первого звонка, конкурсная программа «Музыкальная осень» и др.. Активными участниками и организаторами  данных программ являлось творческое объединение студия «Гармония».  В этой студии успешно развивают свое творчество школьные детские коллективы - вокальный, театральный, хореографический, поэтическое слово. Участники этих коллективов неоднократно принимали активное участие  в  республиканских и городских мероприятиях. 

    В выпускной квалификационной работе автор подробно рассматривает и анализирует организацию и проведение новогодней концертной программы «Зимняя сказка» Такие концертные программы  в Бендерской школе №2 проводится на протяжении многих лет и  постоянными организаторами являются участники творческой студии «Гармония».

Для творческого состава  студии нет принципиальной разницы в  подготовке самого незначительного  мероприятия, до большого и сложного театрализованного концерта. Главная  задача коллектива правильно построить  технологический процесс подготовки концерта с использованием общих  методик.

     «Технология – писал А.М. Горький, – это логика фактов, создаваемых трудовой деятельностью людей, идеология – логика идей, то есть логика смыслов, извлекаемых из фактов, – смыслов, которые предсказывают пути, приемы и формы творчества новых фактов».

     Итак, любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:

– правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;

– определить, в какой логической последовательности действовать;

– какие формы, способы и приемы при этом использовать.

     Все это составляет  основу методики. Методика – это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация (реализация) какой-либо деятельности.

     «Общая методика – это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем её содержания, этапы её осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи).

      Общая методика фактически описывает желаемое состояние той или иной системы»

     Общая методика подготовки концерта делится на несколько этапов. При этом  надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.

     Первый этап  подготовки концерта – этап  планирования. Он включает в себя:

–Создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры…);

– Создание организационно – постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор).

     Так  как данное мероприятие являлось  локальным и предназначалось  только для учащихся  школы,  оргкомитет был создан из числа  преподавателей  и школьников. На  первом этапе работы над концертной  программой «Зимняя сказка»   была создана инициативная группа,  в которую входил  руководитель вышеуказанной студии  С.И. Рогожников, а также представители от каждого творческого коллектива входящего в состав студии «Гармония».  Среди организаторов     были распределены обязанности, графики репетиций, разработаны эскизы костюмов и оформления сцены и зала. Приступая к работе над новогодним концертом «Зимняя сказка», автор творческого проекта базировался на основных принципах организации:

1. Во время проведения репетиции был составлен хронометраж всех концертных номеров, а затем и концерта в целом, ибо психология восприятия такова, что, зритель, а особенно детская аудитория переступив через «границу» усталости, потеряет интерес к происходящему на сцене и тогда, даже самые интересные концертные номера не будут оценены должным образом. Классический вариант детского концерта не должен  длиться более 50-60 минут. Учитывая опыт работы с детьми, наш концерт продолжался 55 минут, зрители выходили из зала неутомленные и с хорошим настроением.

Иногда ситуация складывается таким образом, что концертная программа  разрастается на более продолжительное  время.  В таком случае уместно  сделать концерт в двух отделениях с перерывом для зрителей. Первое отделение тогда должно нести  на себе основную содержательную нагрузку и быть длительнее по времени, а второе - состоять из более зрелищных номеров  и по времени быть существенно  короче.

2. При расстановке концертных  номеров  постановщику приходится  в первую очередь решать организационные,  технические проблемы, так как   если их не учесть  вовремя они могут помешать даже самым интересным номерам. Например, школьная сцена небольших размеров, а в разработке эскиза по оформлению сцены  в задумке художника предполагалась огромная ель, которая мешала бы выступлениям творческих коллективов. Что бы избежать технических неполадок,  постановщиком было предложено сцену украсить новогодней мишурой,  а красавицу-ель разместить в фойе, куда по приглашению Деда Мороза и Снегурочки все участники по окончании концерта водили хороводы, читали стихи, пели песни, а в завершении детской аудитории была предложена праздничная дискотека.

3. При построении концертной  программы постановщик должен  обращать внимание на расстановку  номеров.  В данном случае в  инициативную группу творческой  студии «Гармония» поступило  множество заявок на участие  в новогоднем концерте. В основном  это были вокальные номера.  Чтобы не  допускать в построении  программы  жанрового однообразия,  был объявлен конкурс на самый  оригинальный номер. Таким образом,  в программе вместо ведущих  которые должны объявлять номера  появились  персонифицированные  герои: Дед Мороз, Зима, Баба  Яга. Выступление юных «артистов»  постановщик выстроил таким образом,  чтобы во всей программе чередовались  концертные номера: если исполнялась  песня, то после нее не стоило  включать следующую песню. Если  участники рассказывали  стихотворение,  то после него лучше воспринимался  танец или песня. А так же  если звучала  грустная мелодия,  то не стоит дальше держать  зрителей в минорной тональности  других номеров, концертная программа  была построена по нарастающему  темпо-ритму.  Благодаря такому  построению программы к концу  концерта четко проявился кульминационный  момент, который заключался в раздаче подарков детям.

4. Концерт пройдет с успехом, если его программа составлена с учетом нарастания зрительского интереса. Самые зрелищные, динамичные, яркие номера лучше распределить по принципу нарастания ближе к финалу. Поэтому постановщик  исполнение всеми любимой и знакомой песни  на слова Л.Дербенева «Три белых коня» вынес в финальную часть. А так как эту песню знали все дети находящиеся в зале, то они дружно подпевали. 6.На начальной стадии работы над концертом режиссеру необходимо сразу решить вопрос: с какого эффектного номера начать концерт, чтобы сразу захватить внимание зрителя, поэтому выбор достался на «танец снежков» под известную песню «У леса на опушке» в исполнении Эдуарда Хиля.

5. Также постановщик должен,  точно определить каким ярким заключительным номером поставить «точку» в финале. Не менее интересная прозвучала  песня  на слова М.Танича, музыка В.Шаинского «Зимняя сказка» на основе которой режиссер построил финал концерта,  именно эта песня послужила выходом всех участников на сцену.

6. Вялое инертное начало разочарует зрителя и в дальнейшем выправить программу и привлечь внимание к ней будет сложнее. А размытый, незапоминающийся номер в конце может испортить впечатление от всего концерта, даже если в начале его составляли неплохие номера.

7. Иногда возникает необходимость  несколько номеров в программе  подать единым концертным блоком. Например, номера фольклорного жанра  подать под одним каким-то знаком, объявив этот блок  соответствующим  образом. В одном концерте может  сложиться несколько подобных  блоков и при умелой мотивации  интерес к программе не снижается. 

Информация о работе Концерт как ведущая форма активизации творческого развития детей в условиях общеобразовательной школы